Перейти к основному содержанию

Главная      ПРАВА НА "ПРАВА"

ПРАВА НА "ПРАВА"

В БОЛЬШИНСТВЕ СТОЛИЧНЫХ АВТОШКОЛ АБИТУРИЕНТОВ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕМУ НЕ УЧАТ

Один выдающийся революционер как-то сказал, что права не дают, права берут. Времена изменились, и теперь права проще купить. Во всяком случае, водительские "права". Цены на черном рынке варьируются, составляя в среднем 400-800 долларов. А очень красивым девушкам богатые покровители права обычно просто дарят вместе с машиной. Ну а тем, у кого не очень много денег и нет богатых покровителей, предлагается альтернатива: либо экстернат, либо автошкола.

"Смерть" на эстакаде

...Серая "пятнадцатая" модель, натужно взревев двигателем, прыгает на полметра вперед и глохнет. Все ясно: кто-то попытался тронуться с третьей передачи. Будь за рулем не автошкольник, а сдающий экстерном, для него бы эта ошибка стала и первой, и последней. Но из машины никто не выходит. "Жигуль", снова истошно заревев, рывками начинает двигаться вперед и въезжает на невысокую эстакаду. Здесь нужно остановиться и снова тронуться. Подергавшись, автомобиль снова глохнет и бессильно скатывается назад. На этом экзамен заканчивается. Из-за руля вылезает длинноногая девица. Обежав машину, она что-то пытается объяснять экзаменатору, но майор непреклонен. Пожав плечиками, девица возвращается в толпу выпускников автошколы и, активно жестикулируя, объясняет свою неудачу.

Второй экзаменующийся тоже застревает на эстакаде. Вообще трогание с места в горку - самое страшное испытание для начинающего водителя. А для будущего - тем более.

Ошибки на площадке тем временем следуют одна за другой. Сбита стойка при заезде задним ходом в "гараж". Не получается "параллельная парковка" упражнение, имитирующее остановку у тротуара.

- Не знаю, как вы будете ездить по городу! - в сердцах бросает экзаменатор, ставя очередной неуд в зачетной карточке. Неудачники придут через три недели, но вряд ли их водительский уровень до той поры вырастет.

Но вот, кажется, кому-то везет. Кое-как, но очередной водитель выполняет все упражнения без грубых ошибок и ставит машину у стартовой черты. Из водительской двери с трудом вылезает старичок лет 70, хватает у кого-то из "коллег" палочку и, неистово крестясь, лезет по отвесному косогору. Не иначе как шок от счастья. Представляю шок у того, кто встретит дедушку в городе или на загородной трассе...

О "добровольном содействии"

В первый раз за руль автор этих строк сел, будучи ребенком. Причем за руль достаточно большой: эбонитовую баранку старенького "ГАЗ-52", госномер 18-98 МНР. Произошло это 31 декабря, примерно за четыре часа до наступления Нового года. Пьяненький по этому поводу инструктор, наспех объяснив, что куда втыкать, приткнулся в уголке на своем сиденье и заснул. А я, давя на педаль газа, на первой передаче два часа катался под густыми снежинками вокруг здания учебно-производственного комбината на улице Шверника. Таким стал для меня первый практический урок вождения.

Потом этих уроков было много. Для того, чтобы получить допуск к экзаменам в ГАИ, нужно было сдать зачет по устройству машины, по знанию ПДЦ и, естественно, накатать нужное время - 60 обязательных часов вождения

- по два часа раз в неделю. После каждого такого академического часа в специальной книжечке ставил пометку и расписывался наш инструктор, Рафаил Федорович. И тем не менее из нашей группы в 20 человек с первого раза экзамены не сдали пятеро. В том числе и я, пишущий эти строки. Именно поэтому и свидетельство было получено только осенью, после пересдачи.

И примерно в то же самое время зародилась мечта - получить в свое "водительское удостоверение" еще и категорию "В". Для этого необходимо было получить направление в одну из немногих автошкол из институтского отделения ДОСААФ (если кто забыл -Добровольного общества содействия авиации, армии и флоту). Полугодовое дежурство у вечно запертой двери все-таки закончилось успехом, и начались занятия в автошколе в районе Рождественского бульвара. Которые, собственно, вскоре прервались: оказалось невозможным совмещать учебу в институте и обучение в автошколе. Да и машины в частной собственности тоже не предвиделось.

Мечта была благополучно похоронена на десять лет.

С четвертой попытки

Собственная машина появилась как-то вдруг. Совпало наличие необходимой суммы и автомобиля искомой модели и подходящего цвета. К подъезду ее пригнал сосед: собственные навыки уже подрастворились в глубинах подсознания. Но были довольно быстро восстановлены: уже через пару недель я чувствовал себя за рулем достаточно уверенно, чтобы выезжать в город.

А вот "прав" - то есть водительского удостоверения - так и не было. "Грузовые" права были благополучно утеряны вместе с карточкой, восстановить их, как мне пояснили в МРЭО, сложно. Проще сдать экстерном, благо, что в это время такая услуга экзаменационными отделами ГАИ уже предлагалась.

Теорию я завалил: нахальство нахальством, а экзаменационный автомат не обманешь. Через две недели попытка была повторена, но снова закончилась неудачей - уже по линии практики. Дело давнее, и теперь я могу утверждать: как и большинство сдающих экстерном, меня попросту завалили, заставив развернуться там, где этот маневр запрещен.

В третий раз я свалил стойку, уже закончив упражнение на площадке... Дело было 23 ноября, мороз на улице

- минус 20, а я почти весь день прыгал на морозе, дожидаясь своей очереди. Ну вот одеревеневшая от мороза нога и нажала разболтанную педаль тормоза недостаточно сильно.

И вот тогда меня здорово покоробило то, что я, наездивший немало часов безо всяких документов и чувствующий себя за рулем ну почти как дома в кресле (т. е. комфортно), не могу получить зачет там, где ученики автошкол, еле-еле умеющие трогаться с места, сдают экзамены с первой попытки. Когда бесплодные визиты надоели, мне пришлось воспользоваться служебным положением, позвонив "куда надо". Но! Сдал я все честно - меня просто пообещали "не валить". А почему вообще валят?

Ответ на свои вопросы получил через пару лет, когда учиться в автошколу пошла супруга. Дело опять-таки давнее, поэтому имею смелость утверждать: когда ее "завалили" на экзамене во второй раз, инструктор предложил альтернативу - 200 долларов, и все будет в полном порядке.

Права она все-таки получила. Без взятки. Но это вовсе не означает, что проблема к тому времени "рассосалась" сама собой.

Деньги решают все?

Год назад Александр Чекалин, тогда - заместитель министра внутренних дел, - выступая перед журналистами, признал, что результаты работы подготовительных курсов будущих водителей, мягко говоря, неудовлетворительны.

Сегодня в России более тридцати тысяч фирм и фирмочек занимаются таким выгодным бизнесом, как обучение вождению. В одной лишь Москве их едва ли не полтысячи, причем энное число даже лицензий не имеют. Согласно Правилам дорожного движения, для того чтобы обучать вождению, достаточно иметь документ, разрешающий управлять транспортным средством данной категории - то есть водительское удостоверение с открытой категорией "В". Каких-либо других требований к "инструктору" не предъявляется.

Да в общем-то, эти требования... Никого они не интересуют! Поскольку сегодня, как и 20 лет назад, обучение вождению и основную трудовую деятельность совмещать довольно сложно, посещение занятий в автошколах можно признать условным. Правила дорожного движения, равно как и экзаменационные билеты, можно изучать дома - зачет вам все равно проставят (деньги же уплочены). И каждый выбирает сам для себя, сколько часов с инструктором ему наездить, тем более что удовольствие это не такое уж и дешевое. То есть пару уроков взять, конечно, можно, а дальше -"одалживать" машину от случая к случаю у друзей и родителей.

О том, как абитуриенты автошкол относятся к процессу обучения, лучше всего вообще поговорить отдельно.

Вот, например, типичное сообщение с интернет-форума, посвященного автошколе в городе Лобня. Пишет некая Марина (стилистика автора сохранена): "Автошкола классная в Букино возле грузовика, стоимость обучения 3800 руб. за 2 месяца + 20 часов вождения (входят в эти деньги), дополнительно оплачиваешь мед. справку 500 рублей. В данный момент я заканчиваю курсы, у меня экзамен в ГАИ в пятницу, если туда пойдешь, иди к инструктору Диме на пятерке ездит, очень доступно все объясняет. Я, правда, вождение решила купить, стоит 5000 рублей, а теорию сдаю бесплатно, а если все вместе 8300 и можешь на курсы не ходить". Сообщение появилось на сайте 29 июля, а второго августа та же Марина в том же форуме слезно сообщила, что экзамен-то "завалила": поленилась правила почитать, в результате ответы на некоторые стандартные вопросы не знала вообще. А поскольку была провалена теория, пропали и деньги, отданные и за вождение тоже... Может, и слава богу?

Чьи вы, автошколы?

Не нужно думать, что ситуация с автошколами столицы не волнует никого, кроме автора этих строк. На прошедшем недавно заседании правительства Москвы, говоря о мерах, способных повлиять на ситуацию с заторами, руководитель Центра организации дорожного движения правительства Москвы Леонид Липсиц заявил, что нужно срочно повышать культуру вождения. А это невозможно без участия автошкол. Ведь, кроме того, когда на какую педаль жать, надо бы еще учить будущего водителя думать головой. Что сегодня у многих категорически не получается.

Стандартная ситуация: сломалась одна из секций светофора, "стрелочка", ведающая поворотом направо. В правом ряду выстраивается огромная очередь гудящих и рычащих машин. Но самым первым стоит некто, терпеливо ждущий, когда же загорится искомый сигнал! И этот первый, парализовавший движение на своей полосе, и не задумается даже над тем, почему с перпендикулярного направления водители в определенный момент непринужденно поворачивают налево, под свою "стрелочку". И он даже не знает, что большинство светофорных объектов в Москве именно так и настроены: в одно и то же время с одного направления разрешается правый поворот, с другого - левый.

Или другая ситуация, которой я становлюсь свидетелем каждый день. Водители, поворачивая с прилегающей дороги направо, на основную, упрямо включают левый поворотник. Да что об этом говорить, если люди, проведшие не один год за рулем, не знают даже того, какие световые сигналы должны быть включены при буксировке неисправного автомобиля на нем самом и на буксире! Сколько аварий из-за этого происходит...

Учиться, право, не грешно

Всему этому должны обучать в автошколах. Но вопрос-то в чем? Те, кто учат, сами-то знают хоть что-нибудь?

В отделе пропаганды безопасности дорожного движения У ГИБДД ГУВД Москвы мне сказали, что автошколы инспекторы ГИБДД проверяют регулярно. Нарушений - тьма! Докладных составляются - кипы. И направляются они... в Департамент образования, к которому с 1997 года все автошколы приписаны! А там эти докладные просто исчезают. Ведь департамент, получив деньги за выдачу лицензии автошколе, в "учебный процесс" ее больше не. вмешивается. И очень жаль.

Замминистра Чекалин еще год назад предлагал провести проверку всех автошкол, чтобы отделить "зерна от плевел". По мнению Александра Алексеевича, необходимо двигаться к укрупнению автошкол. МВД также предлагает сделать учебные программы более насыщенными, установить определенное число часов, проведенных с инструктором за рулем, и повысить взыскательность при приеме экзамена на получение права управления транспортными средствами. Например, можно было бы ввести такое обязательное требование, как прослушивание определенного числа лекций по Правилам дорожного движения - под расписку!- прочтенных инспекторами ГИБДД. А еще было бы неплохо вообще исключить представителей автошкол из экзаменационного процесса. Сделать так, чтобы они не могли влиять на мнение экзаменатора.

Тогда критерием подготовки водителя будет не потенциальная взятка, а сданный или несданный экзамен. И тогда о школе будут судить не по доступности "прав", а по качеству обучения.

Но для этого необходимо, чтобы в сами школы пришли иные люди. А это значит, что, как и говорил Леонид Липсиц, начинать все равно нужно с кадров. И чем скорее, тем лучше.