Перейти к основному содержанию

Главная      АВТОШКОЛЫ ДЕЛАЮТ ДЕНЬГИ И "ЛЕПЯТ" ПЛОХИХ ВОДИТЕЛЕЙ

АВТОШКОЛЫ ДЕЛАЮТ ДЕНЬГИ И "ЛЕПЯТ" ПЛОХИХ ВОДИТЕЛЕЙ

Сегодня на наших дорогах идет необъявленная война с огромными жертвами. В 54 субъектах РФ наблюдается рост аварийности на дорогах. Лидируют в гонках за смертью Тюменская область, ХМАО, Алтай, Приморье и Подмосковье.

ЖИЗНЬ РОССИЯНИНА стоит 160 ТЫСЯЧ

Ежедневно под колеса автомобилей в России попадает около 800 человек, каждый восьмой из них расстается с жизнью. Недавно заинтересованные ведомства подготовили для президента доклад о безопасности дорожного движения. Картину они рисуют весьма трагичную. Скажем, в 2003 г. сотрудники ГИБДД зафиксировали 204 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 35, 6 тысяч человек и пострадали

еще 255 тысяч. Потери от гибели людей составители доклада оценили в 208, 3 млрд. рублей, а общий экономический ущерб - в 321, 6 млрд. руб. Впервые государство публично оценило жизнь своего подданного. Пусть и недорого - максимум в 160 тыс. руб.

В развитых странах государство оценивает жизнь своих соотечественников гораздо дороже. К примеру, в Дании -10, 5 млн. евро, а в Англии выплаты не ограничены вовсе. Страховые компании перечисляют пострадавшим многомиллионные компенсации в течение десятков лет. Даже в Эстонии родственники погибшего под колесами автомобиля получают 350 тыс. евро.

Естественно, немалая доля вины, за столь высокий уровень аварийности ложится на плечи работников ГИБДД, и прежде всего это происходит из-за их непрофессионализма.

Ведь суть работы госинспекции - в первую очередь обеспечить безопасность дорожного движения. Как оно организовано, может служить "примером" перекресток улиц Мельникайте и Харьковской в областном центре. Об этом злополучном месте и публикации в прессе были, но изменений - никаких! А требуется всего-то установить секцию светофора со стрелкой. Суть в том, что в настоящее время поворот налево без нарушения правил выполнить практически невозможно, поэтому здесь нередко стоят стражи дорожного порядка. Примеров подобных можно привести много.

ЧЕМ ДЕШЕВЛЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?

Львиная доля ДТП остается на совести водителей. По мнению специалистов МВД, которое озвучил на 11-й всероссийской конференции по вопросам безопасности движения заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин, во многом это следствие недостаточной, слабой подготовки автомобилистов, что и подтверждает статистика: каждое третье ДТП совершает начинающий водитель. Оно и не мудрено: на территории России нынче действует 33 тысячи "карликовых" автошкол, которые по определению не в состоянии обеспечить необходимый в наше время уровень подготовки автомобилистов.

Похоже, будущие водители держат автошколу за место для банальной зубрежки экзаменационных "гаишных" билетов. Не слишком ли много легкомыслия в критерии выбора автошкол у большинства будущих автомобилистов: поближе, побыстрее, подешевле? Ни одно учебное заведение не выбирают по таким признакам. Даже если человек хочет научиться пользоваться компьютером или играть на гитаре (что никак не связано с большим риском для жизни), он первым делом поговорит с преподавателем, посмотрит, как проходят занятия. Если впечатление будет плохим -пойдет искать других учителей. - Дело здесь не только в потере инстинкта самосохранения, - считает преподаватель Западно-Сибирского государственного колледжа Лирон Искандерович Сайфиев. - Причина легкомыслия кроется в материальной стороне дела. Когда человек планирует вождением зарабатывать на жизнь, то качество обучения его, естественно, беспокоит. Ведь он уже считает свою будущую зарплату! Однако большинство учится водить как бы "для себя" и руководствуется установкой: "Я же не собираюсь работать шофером, значит, не стоит слишком усердствовать. Главное - получить права, а там посмотрим".

ПРИХОДЯТ НЕ УЧИТЬСЯ, А ПОЛУЧАТЬ ПРАВА

Возникает благодатная почва для, мягко говоря, недобросовестных автошкол, которые "лепят" водителей, абсолютно не готовых к дороге, но довольных самим фактом получения прав. А это, естественно, оборачивается на дорогах новыми трагедиями.

Поэтому народная мудрость давно выработала свой план поведения с дорожным хамством - кто, например, не

знает принципа трех "д" ("дай дорогу дураку!"). Конечно же, этот план -пассивный.

Даже откровенно дурная репутация не мешает

недобросовестной автошколе успешно работать. Успешно - не в смысле качества подготовки водителей, а с точки зрения прибыли. Автошколы, созданные исключительно для быстрой наживы учредителей, в последнее время появляются на свет как грибы после теплого дождя и наперебой обещают ускоренный и недорогой курс обучения. Однако надежды учеников "расправиться" с учебой дешево и быстро в таких школах редко оправдываются. Здесь без проблем получают права единицы - те, кто еще до школы умел хорошо управлять автомобилем и как-то знал правила. Остальные вынуждены "доучиваться" - либо в другой школе, либо у того же халтурщика-инструктора, но уже за большую плату. Да и дешевизна занятий в таких школах относительная. Вам никогда не скажут заранее, сколько денег придется отдать. Только ближе к концу обучения уведомят, к примеру, о дополнительном взносе "для успешной сдачи экзаменов в ГИБДД".

- Если недобросовестные инструкторы наживаются на недальновидности учеников, то добросовестные - от нее страдают, - говорит Артур Евгеньевич Азаров, замдиректора машиностроительного техникума. - К нам все чаще приходят не учиться, а "получать права". Некоторые прямо так и спрашивают: сколько вам отдать за готовую "корочку"? Я не могу этого понять. Деньги девать некуда - так вложите их в обучение! Сегодня учебное заведение с высоким уровнем преподавания словно обречено на скандалы: ученики возмущаются тому, что их слишком много учат! Они же люди занятые и хотят все закончить поскорее.

КАК ВЫБРАТЬ АВТОШКОЛУ

Как же выбрать автошколу, чтобы действительно научиться вождению, усвоить Правила дорожного движения и не пожалеть о времени и о деньгах?

Для начала опросите тех, кто уже учился или еще учится в этом заведении, где вы собрались постигать азы водительского мастерства. Поинтересуйтесь, что собой представляют занятия в этом учебном заведении: увлекательный серьезный курс лекций или формальное натаскивание по Правилам? Если ответы на эти вопросы вас удовлетворяют, тогда наведите справки в МРЭО ГИБДД, где эта школа зарегистрирована: каков средний процент успешной сдачи (с первого раза!) "гаишных" экзаменов учениками этой школы. Хороший показатель - более 60 процентов. Информация из этих двух источников послужит для вас самым верным ориентиром в выборе автошколы.

Напоследок хочется порекомендовать соответствующим органам провести пересмотр всех ранее выданных лицензий автошколам с привлечением к этому мероприятию независимых специалистов.