Перейти к основному содержанию

Главная      ВОЖДЕНИЯ ДЛЯ СПЕЦНАЗА

ВОЖДЕНИЯ ДЛЯ СПЕЦНАЗА

Эксперимент по дополнительной подготовке водителей из знаменитого отряда "Витязь" был проведен Центром высшего водительского мастерства Российского государственного университета физической культуры (РГУФК). Его результаты превзошли все ожидания.

"За рулем, как на войне - будь внимателен вдвойне!" - такие лозунги когда-то в неограниченном количестве украшали стены автошкол и автопарков воинских частей. Возможно, кое-где они еще остались и по-прежнему призывают водителей к бдительности. Но, в сущности, и тогда и сегодня мало кто задумывался и задумывается над смыслом плакатного текста. А зря! Со временем этот призыв актуальности нисколько не потерял. Особенно в условиях, когда приходится управлять автомобилем не на московской кольцевой автостраде, а вести машину по раздолбанным дорогам хотя уже и послевоенной, но пока не оставленной в покое бандитами многострадальной Чечни.

В БОЮ НЕ БЫВАЕТ ЧУДЕС

Глубокой ночью, когда видимость равна нулю и уже в двух шагах не различишь, кто перед тобой - свой или чужой, подразделение спецназа торопилось на базу. Операция проведена успешно, и пока глубокая темень окутала землю своим непроницаемым одеялом, нужно спешить, боевики наверняка уже спохватились и рыщут в поисках кровных обидчиков. До ближайшего блокпоста еще с полкилометра, четыре бэтээра на полной скорости с выключенными огнями мчатся по узкому, опоясанному с двух сторон глубоким рвом, проселку. Дистанция между "коробочками" минимальная. На броне, сжимая в руках оружие, замерли спецназовцы. Первым, крепко удерживая руль, едет рядовой Андрей Стручев. Скоро, совсем скоро должны быть свои. Вдруг страшной силы удар бросает БТР куда-то вверх и влево, резкой болью прошивает голову...

"Фугас", - только и успел подумать Андрей, а сам, даже не осознавая, что делает, мгновенно вырвал тяжеловесную машину с края рва и резко остановил на дороге. Не менее стремительно затормозил на втором бэтээре и сержант Алексей Силин. Он не видел, как перед ним посыпались с брони сослуживцы, но сноп искр, брызнувший впереди, заставил его экстренно осадить машину. Промедли - и беды не миновать.

- Произошло следующее, - вспоминает Андрей Стручев. - Кем-то, но точно не федералами, посреди дороги была положена железобетонная плита весом с полтонны, не меньше. В нее на скорости свыше 60 километров в час я и врезался. В целях маскировки шли без освещения, потому и не заметили препятствия. Не пройди я перед командировкой в Чечню курсы контраварийной подготовки в Центре высшего водительского мастерства, точно угробил бы во рву и БТР, и себя с товарищами. А так отделался раной на лбу, швы наложили - и никаких проблем. Алексей Силин, кстати, тоже со мной обучался, потому так быстро среагировал и никого не подавил машиной.

Управлять авто- и бронетехникой в особых условиях, да еще в период боевых действий - задача трудная даже для водителей с большим стажем, а тут солдаты-срочники. Случись что, беды не оберешься, если не знаешь, как в той или иной ситуации поступить. Поэтому неудивительно слышать из уст рядового водителя слова благодарности за ту дополнительную учебу, которую он с товарищами прошел под руководством профессионалов высшей категории вне стен родной части. И командиры оказались людьми дальновидными, дорожащими жизнями подчиненных.Точно определили адрес, куда следует обратиться за помощью, потому что знают, каков истинный уровень автомобильной подготовки восемнадцатилетних пацанов.

ЗАСТЫВШАЯ ФОРМА ТРЕБУЕТ РАЗОГРЕВА

Последние 10-15 лет сильно изменили облик российских силовых структур. Поменялись приоритеты в определении наиболее вероятного противника, видоизменились силы и средства по его подавлению, появилось такое понятие, как "внутрилокальные конфликты", а вместе с ним - новые методы и способы контрпартизанской и антитеррористической борьбы. Видную роль в борьбе с бандформированиями и их главарями стали играть подразделения специального назначения силовых структур, в том числе и внутренних войск. Их постоянно возрастающий уровень тактической, огневой, физической и технической подготовки не может не вызывать восхищения. "Краповые береты" - во многом универсальные бойцы. Пожалуй, не было еще такой задачи, которую бы они не выполнили. Но и у них не обходится без проблем. Связаны они в том числе и с выучкой водителей. Назвать ее профессиональной можно лишь с большой долей натяжки. Причем ни командиры, ни рядовые в этом не повинны. Проблема значительно шире и касается не только (и даже не столько) спецназовцев. Корни ее - в устаревших программах и методиках обучения всего водительского состава войск, их оторванности от современных реалий, продиктованных новыми формами и методами ведения боевых действий. Об этом в один голос говорят военные специалисты, принимавшие участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе.

И в самом деле, учебные центры вооруженных сил и внутренних войск по ряду причин не в состоянии обеспечить высокую индивидуальную подготовку водительского состава. Здесь техника руления, торможения, маневрирования, прохождения поворотов и преодоления неровностей, по сути, сведена к уровню управления автомобилем в обычных, можно сказать, тепличных условиях. Оказавшись в иной, нестандартной обстановке, водитель, естественно, либо теряется, либо вынужден действовать по наитию, а там: будь что будет. Не отвечает современным требованиям и маршевая подготовка. Она сильно упрощена и не позволяет по-настоящему научить солдат движению в колонне в интенсивных транспортных потоках и групповым совместным действиям под огнем противника. Для спецназа крайне важно умение водителей управлять автомобилем в экстремальных и критических ситуациях (максимальная скорость движения в колонне, в гололед, при ограниченной видимости дороги с выключенным светом фар, экстренный разгон и торможение, экстренный маневр и объезд или преодоление препятствий, предотвращение наезда на пешеходов и многое другое). В существующих программах подготовки военных водителей об этом если и упоминается, то, увы, только на бумаге. Мало внимания уделяется совершенствованию педагогических технологий обучения, не учитываются опыт ведущих российских и зарубежных специалистов, достижения в науке и технике. А ведь человеческая мысль шагнула далеко вперед. Сегодня с применением новых методик можно за считанные дни обучить водителя тому, на что ранее уходили месяцы, а иногда и годы постоянных тренировок. Одним словом, сама жизнь диктует необходимость внесения существенных корректив в подготовку военных водителей.

ЧЕМУ УЧИТЬ И КАК УЧИТЬ

Велосипед никому изобретать не надо. Система повышения профессионального мастерства водителей разработана учеными-специалистами РГУФК еще в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого столетия. В 1990 году по заказу Главного автотранспортного управления Министерства обороны на ее основе были подготовлены методические рекомендации для обучения водителей Вооруженных Сил. Внедрение этой методики проводилось на базе рязанского училища и на танкодроме в городе Львове. Результаты работы получили высокую оценку армейских начальников. В 1993 году успешно прошел первый эксперимент по подготовке водителей в одном из спецподразделений внутренних войск. В дальнейшем исследования не прекращались, а сама методика постоянно вбирала в себя все самое передовое и технически современное. Поэтому для преподавателей и инструкторов Центра высшего водительского мастерства не вопрос, как в кратчайшие сроки научить человека управлять автомобилем в экстремальных условиях. Но рассказать о том, чему и как учат в центре, мы попросили ребят из "Витязя", которым на практике пришлось применять полученные в университете уроки вождения.

- Программа нашей подготовки состояла из трех разделов, - рассказывает сержант Алексей Силин. - Вначале шли занятия по теории управления боевым автомобилем в экстремальных условиях движения, затем на тренажерах мы до автоматизма отрабатывали свои так называемые экстренные действия управления и уже на автодроме осваивали курс эффективных приемов вождения и активной безопасности. Работать приходилось в очень интенсивном режиме. Всего за 5 дней тренажерной подготовки мы освоили 32 элемента техники скоростного руления и "педалирования", выполнили 15 тысяч управляющих действий. Нас научили за одну секунду совершать до четырех управленческих действий одновременно руками и ногами, что соответствует уровню мастера спорта. На автодроме было еще интереснее. Приемы экстренного маневрирования и торможения, преодоления естественных препятствий стали для меня абсолютным открытием. Это было нечто новое, такого я еще нигде не проходил. Затем была габаритная и групповая подготовка...

- Нас учили именно тому, что необходимо уметь делать в экстремальной обстановке, - делится своими впечатлениями рядовой Андрей Стручев. - Например, маневрировать при сокращенной дистанции и малых интервалах, обеспечивать точную парковку с контролем движения по зеркалам заднего вида. Причем почти половину всех упражнений мы выполняли при задраенных люках. А точность остановки автомобиля перед препятствием составляла не более 5-10 сантиметров!

Программа экстренного маневрирования включала в себя спортивные технологии, позволяющие на высокой скорости движения контролировать боковое скольжение передних колес, строить безопасную траекторию прохождения поворотов, управлять машиной на узких извилистых дорогах и в проездах между домами. Нас учили избегать аварийных ситуаций. Это, кстати, очень помогло в Грозном. "Джигиты" там правил дорожного движения особенно не признают. Кто "круче", тот и прав. И не поймешь - то ли специально для провокации они суют свои легковушки под наши бэтээры, то ли на самом деле ездить не умеют. Вот и приходилось нам изворачиваться так, чтобы и строй колонны не поломать, и скорость не потерять, и "джигитов" не подавить. Справились, однако.

Одним из наиболее весомых разделов занятий на автодроме стал курс автомобильной строевой подготовки. Водителей-спецназовцев учили безопасному движению групп автомобилей в транспортном потоке, на марше, при развертывании подразделения в предбоевой и боевой порядок. Программа позволила сформировать чувство статических и динамических габаритов автомобиля, освоить тактику движения при неполном и закрытом обзоре, приобрести арсенал приемов активной безопасности. Был отработан ряд упражнений в экстремальном режиме движения - движение за направляющим с дистанцией 1 метр, стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости, маневрирование в опасных условиях. На заключительном этапе подготовки осваивались элементы боевых действий. Все обучаемые успешно сдали сложнейшие контрольные нормативы и получили сертификаты Центра высшего водительского мастерства "Профессиональная подготовка". Не случайно, по отзывам специалистов в области автомобилевождения, учебный курс, разработанный в РГУФК, по содержанию, формам проведения занятий и тренировок, педагогическим технологиям не имеет аналогов в мировой практике и позволяет за короткий срок (до 10 дней) подготовить высококлассного водителя.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Дом, в котором скрывались несколько боевиков, оцеплен группой спецназа. Короткий бой - и с бандитами покончено. Можно уходить на базу. Один из двух БТРов, въехавший для прикрытия бойцов во двор, начинает сдавать задним ходом. Еще немного - и машина выкатится на утопающую в грязевой жиже кривую поселковую улочку. Но что это? Бэтээр, натужно рыча, замер у пролома в заборе. Никакие потуги водителя не могут сдвинуть его с места. Старший лейтенант Павел А-в подбегает к машине и видит (мать честная!) застрявшую между третьим и четвертым мостами широкую металлическую балку. Неоднократные попытки освободить колеса ни к чему не приводят. А неподалеку уже зазвучали выстрелы. На выручку уничтоженным спецназовцами бандитам спешила поддержка. Ситуация становилась критической. День клонился к вечеру, с недвижимым БТРом много не повоюешь - сожгут из гранатомета в два счета, оставаться и ждать - окружат, бросать машину - что себе в душу плюнуть...

В это время к командиру подбежал рядовой Петр Метелев - водитель БТРа, перекрывавшего улицу:

- Товарищ старший лейтенант, разрешите, я попробую?

И, получив согласие, быстро сменил своего незадачливого коллегу за рулем застрявшей на балке машины.- Каким способом он умудрился освободить БТР, - говорит Павел А-в, - ума не приложу. Как-то раскачивал, потом боком двигал эту неповоротливую махину и в конце концов освободил. Тут-то я и вспомнил, что Метелев доподготовку в РГУФКе проходил. Спасибо и ему, и преподавателям, иначе неизвестно, как бы мы из поселка выбирались.

Высокого мнения о подготовке своих подчиненных в Центре высшего водительского мастерства и командование "Витязя". Результат учебы превзошел все их ожидания. Офицеры отмечают резко возросшую уверенность солдат в управлении автомобилем, абсолютно безаварийное вождение, умение точно прогнозировать ситуацию на дороге. В планах отряда дальнейшее сотрудничество с центром, подготовка на его базе собственных инструкторов, способных обучать водителей по современным и так необходимым войскам методикам.