ОСАГО второй год. Доволен ли народ?
Что ПРОИСХОДИТ на рынке страхования автогражданской ответственности
Конституционный суд Российской Федерации приступил на днях к проверке соответствия закону небезызвестного закона об ОСАГО. Процесс был инициирован запросами группы депутатов Госдумы РФ, Госсобрания Республики Алтай, Волгоградской областной думы, а также частного лица - водителя Сергея Шевцова, оштрафованного за отсутствие полиса ОСАГО. На сей раз речь идет о признании закона не соответствующим Конституции РФ.
Камень преткновения
Заявители утверждают, что автогражданка ограничивает конституционное право собственников распоряжаться имуществом - отсутствие полиса равносильно запрету на пользование автомобилем. По утверждению противников закона, "распоряжение имуществом подразумевает право самостоятельно принимать решение о страховании своего риска".
Второй объект критики - слишком высокие, особенно для малоимущих граждан, тарифы. Притом что в случае аварии страховая выплата может не покрыть весь ущерб. Ну и последнее: недовольные считают, что в случае, если в собственности владельца находится несколько машин, то полис ему нужен только один, а не по количеству автомобилей, ведь страхуется гражданская ответственность водителя, а не автомобиля. А ехать-де на двух машинах одновременно человек не способен.
Тем не менее руководители страховых компаний уверены, что закон должен будет функционировать.
- Нет никакого сомнения, что закон полностью соответствует Конституции. Однако, вероятно, в него будут внесены некоторые поправки, - заявил "Комсомолке" Евгений Гуревич, директор по маркетингу СК "Русский мир".
Проблемы автогражданки
Основная проблема страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО, - рост выплат по страховым случаям, темп которого превышает сумму полученных компаниями страховых премий. Специалисты отмечают, что рентабельность ОСАГО для страховых компаний неуклонно снижается. Решение проблемы, по мнению страховщиков, не столько в увеличении тарифов, сколько в информационной координации деятельности страховых компаний.
- На сегодняшний день система бонус-малус действует только в плане предоставления автовладельцам 5%-ной скидки за безаварийную езду в течение года. По закону скидку обязаны предоставлять все страховые компании. Применение повышающих коэффициентов в настоящее время невозможно, так как отсутствует единая информационная система, с помощью которой можно отследить страховую историю автовладельца. Сейчас из-за отсутствия этой системы "аварийщики" после окончания срока действия полиса переходят в другую страховую компанию, чтобы не платить за страховку больше, чем в прошлом году, - говорит директор Управления автострахования компании "Росгосстрах - Северо-Запад" Константин Алтунин. Напомним, по системе бонус-малус повышающий коэффициент за одну аварию - 1,55, за две аварии и более - 2,45.
Бороться с непорядочностью "аварийщиков" можно будет только тогда, когда войдет в строй единая для всех страховых компаний информационная база. А ее ждут уже к середине нынешнего года.
Другая проблема - страховое мошенничество, с которым тоже непросто бороться в отсутствие единой базы данных. Самый распространенный вид мошенничества - ремонт разбитых по собственной вине автомобилей за счет страховой компании. Кроме того, оформление полисов задним числом, услуга "полис напрокат", оформление списанных или поддельных бланков...
Еще одна причина убытков страховщиков - незаполненность рынка. По данным Российского союза страховщиков, всего около 80% автомобилей на сегодняшний день "укомплектованы" полисом ОСАГО.
Что день грядущий нам готовит?
Возможно, в этом году будут пересмотрены тарифы и суммы выплат по ОСАГО. Инициатор поправок - Российский союз страховщиков. Поправки в закон предлагают увеличить выплаты по ущебру жизни и здоровью до 240 тысяч рублей на каждого пострадавшего и упростить процедуру этих выплат. То есть если пешеход будет сбит машиной, скрывшейся с места ДТП, то требовать возмещения ущерба он должен будет не через суд, а непосредственно в РСА. Предполагается еще ряд поправок, которые должны упростить жизнь водителям. И помочь страховщикам избавиться от лишних платежей, организовав систему взаимозачетов.
Борьба за клиента в сегменте ОСАГО остается жесткой. По словам Евгения Гуревича, "конкуренция в ОСАГО - это первый позитивный опыт, полученный российскими страховщиками, который привел к борьбе за клиента не путем снижения ставок, а здоровой маркетинговой конкуренции". "Росгосстрах - Северо-Запад", например, увеличивает количество точек продажи - с 500 до 1000 в Петербурге и Ленобласти. Так поступают многие компании. Полисы автогражданки сейчас можно купить в банках, салонах связи, автосалонах и супермаркетах. Кроме того, по заявлению Олега Киселева, генерального директора "Росгосстрах - Северо-Запад", "основные усилия будут сосредоточены на повышении эффективности работы системы урегулирования убытков".
"Русский мир" предлагает своим клиентам в дополнение к обязательному выезду страхового комиссара бесплатный эвакуатор. Кроме того, среди обладателей полисов этой компании проходят акции, связанные с розыгрышем призов, например на Новый год.
- Наша компания стремится оказывать полезные услуги: это круглосуточный диспетчерский пункт, бесплатный выезд аварийного комиссара, а также скидки на добровольные виды страхования в "Спасских воротах". Также наша компания проводит совместную акцию с Союзом садоводов России, которая позволяет автолюбителю сэкономить до 20% на полисе ОСАГО. Вступив в Союз садоводов всего за 1 руб., страхователь в случае предыдущего безаварийного периода получает скидку 5% от "Спасских ворот", а также в любом случае компенсацию от Союза садоводов в размере 15%. Подобная схема работы позволяет привлечь новых клиентов, а автовладельцам - значительно сэкономить, - рассказывает Игорь Аксенов.
***
НЮАНС
Что же выбрать
- В среднем по страховым компаниям убыточность составляет 35-60% (только по выплатам), а учитывая, что для организации слаженного механизма нужно иметь квалифицированный штат, качественную оргтехнику, рекламу, данный вид страхования для многих компаний может являться убыточным, - говорит Игорь Аксенов, директор по страхованию ЗАО "СГ "Спасские ворота". - Кроме того, по опыту стран Восточной Европы через год-два нам следует ожидать резкого роста выпплат по ущербу, нанесенному жизни и здоровью пострадавших, так что убыточность ОСАГО будет только расти, и некоторым мелким компаниям будет недалеко и до банкротства
В связи с этим можно дать только одну рекомендацию автовладельцам, выбирающим для себя страховую компанию: полис надо покупать у фирмы, которая уже закрепилась на рынке ОСАГО и которая обладает большим фондом.