Аварийные комиссары: кто это такие?
Кому выгоден вызов аварийного комиссара?
Петербург - аварийно-комиссарная столица России. У нас аварийных комиссаров больше, чем в Москве, и работают они практически по каждому ДТП. Мы заинтересовались простым вопросом: на кого работают эти комиссары? Вопреки устоявшемуся мнению, оказалось, что их вызов выгоден не столько водителю, сколько страховой компании.
ДТП с проявленным участием
В Петербурге сейчас работают около сотни аварийных комиссаров. Одни страховые компании держат свой штат аваркомов (как правило, 3 - 5 человек), другие заключают договор с ассистанскими компаниями - услуги аварийных комиссаров предоставляют ЛАТ, "Техничка", А-24 и др. Вызова страхового комиссара на место ДТП требует большинство страховщиков - пренебрежение этим правилом может стоить выплат.
Хотя никакими особыми правами аварийный комиссар не обладает, многие водители (в первую очередь женщины) радуются, что появились люди, которые приезжают на место аварий быстрее ГАИ, и разбираться со вторым участником ДТП приходится не в одиночку. А мужчины-водители, узнав о заработках комиссара, начинают подумывать о смене профессии.
Работа действительно неплохая. Поэтому, чтобы стать аварийным комиссаром, требуется опыт вождения больше пяти лет, наличие своей машины и высшее образование. Зарплата комиссара, прошедшего стажировку и выдержавшего испытательный срок, составит 40 - 50 тысяч рублей, самые опытные получают от 60 тысяч. В компании ЛАТ подсчитали, что обычно в комиссары идут бывшие военные - 29%, служащие - 26%, милицейские дознаватели и следователи - 16%. Конкурс - чуть ли не 15 человек на место, всех испытуемых тестируют на пунктуальность, коммуникабельность, стрессоустойчивость и клиентоориентированность. По всем кандидатам отсылают запросы в информационный центр ГИБДД: часто ли он нарушает правила и какие.
Я проработала аварийным комиссаром всего полдня, миновав собеседование, обучение (месяц), практику (полторы недели) и испытательный срок (три месяца). Вообще-то на курсах обучают основам криминалистики, разъясняют кое-какие законы и учат оказывать психологическую помощь, но я решила, что и так всем этим владею.
Самый знаменитый клиент ассистанской компании вызывал аварийных комиссаров 8 раз за год. Нередки случаи, когда клиент разбивал одну и ту же машину с интервалом в один день. Таких людей комиссары запоминают лучше, чем VIР-клиентов, которые тоже попадают в аварии. А вообще чаще всего в ДТП почему-то попадают машины правительства Ленинградской области.
Самая дальняя поездка питерских аварийных комиссаров - в Новгород или в Псков. Ехать в такую даль приходится, когда происходит авария, повлекшая серьезный материальный ущерб. Сами комиссары, правда, не видят в такой поездке смысла: как бы участники ДТП ни старались сохранить обстановку на месте столкновения, через пять часов там уже не останется никаких следов. Но выезжают - например, когда в Пскове перевернулась фура с электроникой и требовалось составить опись: сколько телевизоров уцелело, а сколько погибло. Этим тоже занимаются аварийные комиссары.
Но мы в Псков не поехали, а отправились на Малоохтинскую набережную, где под мостом нас дожидался грузовик "ЗИЛ", ударивший в зад грузовую фуру. "ЗИЛ" помял капот и бампер. Водитель грузовика пояснил, что у фуры не горели стоп-сигналы, а если и горели, то их не было видно из-за грязи. Проверить это было невозможно - потому что фура с места ДТП уехала. Гаишники померили рулеткой расстояние между тротуаром и грузовиком и посчитали свою работу завершенной. После этого мы с моим напарником-комиссаром достали другую рулетку и замерили все как положено: от "ЗИЛа" до тротуара и от "ЗИЛа" до разделительного барьера. Потом сделали фотографии. Десять минут заполняли извещение: все это время грузовик торчал посреди проезжей части. Затем "ЗИЛ" двинулся в сторону районного ГИБДД.
Следующий объект - авторынок на Энергетиков, где от нас требовалось провести предстраховой осмотр. Когда автомобиль страхуют по КАСКО, необходимо переписать все имеющиеся у него неисправности и вмятины, указать, какие противоугонные устройства и аудиосистемы там установлены. Джип "Мерседес-МL320" осмотрели быстро: повреждений не было.
Еще одно ДТП - на трамвайных путях Лиговского проспекта. Пожилая "Мазда" зацепила при повороте еще более старый трамвай. У иномарки было помято крыло, трамвай не получил даже царапины. Пяти минут топтания на жутком ветру мне хватило, чтоб разочароваться и в этой профессии. Впрочем, я не поняла, кому было нужно наше присутствие, если трамвай повреждений не получил, а девушке-водителю все равно придется ремонтироваться за свой счет, поскольку "Мазда" была застрахована только по ОСАГО.
Оформив все, мы укатили, не дождавшись гаишников, "Мазда" осталась стоять на том же месте. По всей 2-й Советской видны были застывшие в пробке трамваи.
- Подумаешь, пробка, - говорит приятель-комиссар. - Вот я недавно на площади Труда разбирал ДТП, когда парень воткнулся в стоящий автобус. Ехал во Дворец бракосочетаний, друг жениха. Он так и не попал на свадьбу: гаишников пришлось ждать часа четыре. А ради чего, спрашивается? Там все было очевидно...
Комиссар тратит на одно ДТП чуть более получаса (если ехать недалеко), то есть 10 минут на дорогу, 5 - на осмотр повреждений, затем 15 - на оформление. За день каждый комиссар проезжает 150 - 250 километров, оформляя от 7 до 10 аварий.
- Объясните, зачем водителю нужен аварийный комиссар? - спросила я директора департамента аваркомов фирмы ЛАТ Сергея Соловьева.
- Если б вы знали, сколько людей мучаются, не зная, как заполнять извещение, куда потом ехать, как правильно объяснение писать, вы бы такой вопрос не задавали.
Кого ловят комиссары
Но главная задача аварийного комиссара - все-таки не в этом, а в том, чтобы водители не обманывали страховую компанию.
Владелец машины, застрахованной по КАСКО, может не получить выплаты за ущерб, если он сам нанес ей повреждения или если был пьян в момент аварии. Бывают и другие причины (всего признаков страхового мошенничества - 42), но это самые основные. Например, водитель одного джипа, не поделив чего-то с "шестеркой", несколько раз подряд ее протаранил: спереди, сзади и сбоку. Потом владелец джипа протрезвел и попытался залатать свои трещины за счет страховщиков.
В другой раз водитель "Мерседеса" зацепил "копейку", вызвал комиссара, а когда тот заявил, что от клиента вроде пахнет, так осерчал, что разбил лобовое стекло комиссарской "Оки". Затем ему же пришла в голову идея, что неплохо бы инсценировать взаимную драку и оставить несколько отметин ботинками на кузове своего же "Мерседеса". Комиссар на всякий случай сфотографировал и "Оку", и иномарку - до и после появления вмятин, потом написал соответствующий рапорт.
"И что вы думаете, - рассказывает директор департамента аваркомов, - спустя неделю хозяин "мерса" обратился за выплатами, сочинив сказочку, что "Мерседес" минувшей ночью помяли какие-то злоумышленники". Мы переслали рапорт и снимки в страховую компанию - кажется, они послужили достаточным основанием, чтобы отказать в выплате. Кстати, деньги за разбитую "Оку" дебошир заплатил сразу же, стоило только пригрозить милицией.
Отказ в выплате - с обязательной распиской клиента, что он согласен с этим заключением и не будет иметь претензий к страховой фирме, - это чистая победа страховщиков. Ради нее они и заключают договоры с ассистанскими (комиссарскими) компаниями.
- Недавно меня вызывали на аварию возле "Ленэкспо", - рассказал мне один из комиссаров. - "Копейка" делала разворот и не пропустила шедшую ей навстречу иномарку. Возможно, они бы и не столкнулись, но женщина за рулем иномарки так испугалась, что резко ушла вправо и налетела на бетонную клумбу. От машины мало что осталось. В общем, пока я туда добирался, дама с мужем успели обработать водителя "копейки", и он описал, как подрезал их машину. Оговорив себя таким образом, владелец "Жигулей" превратился из косвенного виновника ДТП в прямого, то есть его страховая компания должна была оплатить этот ремонт. Но я ему отсоветовал писать такое объяснение. Да, правила нарушил, но в ДТП - не виноват.
В практике ОСАГО, несмотря на почти три года ее успешного применения, до сих пор полно белых пятен. Например, непонятно, как оплачивать автогражданку участникам кольцевых гонок или путешествий на льду Финского залива. По ОСАГО не возмещаются убытки, полученные в результате спортивной езды, но кто сказал, что пятнашки напротив "Прибалтийской" - это спорт?
- Если сумма ущерба будет крупной, юристы возьмутся за это дело и сумеют доказать, что ледовые гонки, не говоря уж о стритрейсинге, - это спортивное мероприятие, - говорит директор департамента ЛАТа Сергей Соловьев. - Достаточно найти несколько статей в журналах и отыскать какой-нибудь рейсинговый клуб, желательно со списком его членов. Впрочем, до суда такие дела доходят редко: проще убедить пострадавшего забрать заявление.
9 подозрительных способов
В списке страховых мошенничеств, составленном латовскими аналитиками, за последние два года появилось уже несколько десятков историй. Все способы мошенничества можно разделить на две большие группы: если машина застрахована только по ОСАГО и если она застрахована по КАСКО.
Первый способ - сговор
Автомобилист, застраховавший только автогражданку, попадает в неприятность по своей вине. Например, налетает на дерево. Потом сговаривается с другом, они устраивают липовую аварию и пытаются получить деньги по ОСАГО со страховой компании приятеля. Был случай прошлой осенью: на Песочной набережной паровозиком столкнулись три машины: сначала "БМВ" ударил в зад "шестерку", затем в "БМВ" въехал "Мерседес". Причем в иномарках ехали два приятеля, которые тут же сообразили, как сэкономить хотя бы на ремонте мерседесовской "морды" (у обоих была застрахована только автогражданка).
Водитель "средней" машины, то есть "БМВ", рассказал, что, налетев на "шестерку", он тут же сдал назад и нечаянно ударил вставший за ним "Мерседес": то есть расходы на ремонт "Мерседеса" также должны были лечь на плечи страховщиков "БМВ". Разоблачить эти хитрости комиссарам помогли осколки: они оказались под "Мерседесом", а должны были быть - под "БМВ".
Второй способ - предъявление ранее полученных повреждений
Например, мне показали фотографию битого "Опеля-Омеги". Машина лишилась крыла, фонаря, бампера и крышки багажника. А вот другая, более ранняя фотография того же "Опеля", но на нем разбит только фонарь. То есть невезучий автомобиль били два раза в одно и то же место, сперва легонько, а потом сильно. В общем, за более поздние повреждения владельцу, может, и заплатят, но за более ранний фонарь - вряд ли.
Третий способ - замена водителя
Если ДТП совершает человек, не вписанный в страховку .
Четвертый - страхование задним числом
Был случай, когда "ЗИЛ" протаранил сразу четыре автомобиля. Почему-то у него не оказалось полиса ОСАГО. Пострадавшие водители надоумили шофера грузовика оформить полис задним числом. Аварийному комиссару он сказал, что полис потерял где-то в кабине и вот-вот найдет. Когда все побитые машины поехали на разбор в ГИБДД, водитель "ЗИЛа" завернул к ближайшему супермаркету - оформлять полис. Девушки, оформлявшие договор, проставили в нем дату - текущую - и время: 0 часов: получалось, что полис был выдан за 12 часов до аварии. Но аварийные комиссары заподозрили водителя и тут же попросили записи камер слежения, которые были установлены в этом супермаркете. Когда водителю объяснили, что он раскрыт, он не стал добиваться никаких выплат.
Пятый способ - подмена госномера
Этим, говорят, грешат владельцы автохозяйств, имеющих на содержании 10 - 30 одинаковых машин. Из них страхуют только треть, а при наступлении страхового случая перевешивают номерные знаки.
Остальные случаи - для КАСКО-страховок.
Шестой способ мошенничества - подмена самой машины
Эту операцию, например, легко провернуть с "Жигулями" десятого семейства: машиной с достаточно дорогими кузовными деталями, которые тем не менее легко снимаются. Допустим, человек покупает "ВАЗ-2112", страхует ее по КАСКО. Затем покупает на свалке похожую машину, разбитую в хлам, и переставляет с нее несколько деталей. Три часа работы - и можно заработать полторы-две тысячи долларов.
Седьмой способ - кража запчастей с автомобиля
Некоторые владелецы инсценирует кражу колес, зеркал или фар и требует оплаты от страховой компании.
Восьмой - попытка получения возмещения в нескольких страховых компаниях
Для этого пытались в один день получить полисы КАСКО в разных страховых компаниях. Надо отметить что этот способ практически утратил свою актуальность.
Девятый - инсценировка наезда на препятствие
Скажем, по каким-то причинам автомобиль был поврежден, а авария не зафиксирована. И владельцу необходимо изобразить достоверное ДТП. Был случай, когда аварийных комиссаров ночью вызвали на осмотр разбитой "Тойоты-Лэндкрузер", которая на большой скорости вылетела с Комендантского проспекта и воткнулась в бетонную плиту. В месте первого удара на бетонной плите остались потеки масла. Аварийные комиссары заказали почвоведческую экспертизу земли под плитой - оказалось, что никаких эксплуатационных автомобильных жидкостей там нет. А масло на плиту вылил хозяин машины, из канистры. В общем, владельцу "Тойоты" отказали в выплате, а он настаивать не стал. Кстати, комиссары жалеют, что ни разу не сумели добиться возбуждения хотя бы одного уголовного дела против таких умельцев.
Иногда мошенничают не только физические лица, но и организации. Например, произошло ДТП на Мурманской трассе. Аварийный комиссар, представляя интересы страховой компании, добился, чтобы гаишники внесли в протокол строчку: "Авария стала возможна из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна" - дорожные службы готовили к незавидной роли соответчика. Позвонили дорожникам. Те тут же пригнали на трассу две поливальные машины и попытались навести порядок задним числом.
В общем, страховые компании научились защищаться от хитрых водителей. И тут главная задача честного водителя, чтобы при встрече с комиссаром его случайно не приняли за хитрого.