ЭХ, ДОРОГИ..
Автомобилисты города и области балансируют на грани между жизнью и смертью, пытаясь доехать до дома или на работу
Со времен Николая Васильевича Гоголя все мы знаем о том, что в России две беды и прекрасно знаем, какие. Периодически пытаемся бороться то с одной, то с другой. И практически всегда безрезультатно. "Радуют душу" бесконечные ямы и выбоины, открытые люки и прочие "достопримечательности". В добавление ко всему - неработающие светофоры где-нибудь на перекрестке Ленинского проспекта и улицы Багратиона. Разумеется, в час пик.
Летом еще куда ни шло, хотя обыкновенный дождь способен превратить улицы города в настоящий кошмар. Но когда наступает зима и на дорогах становится скользко, путь на работу может обернуться настоящей катастрофой.
Ежегодно мы слышим отчеты городских служб о том, что сделано для подготовки к зимнему периоду, сколько закуплено песку, но легче от этого не становится и ситуация в лучшую сторону не меняется. Аварий, произошедших по вине дорожных служб, огромное количество. Автомобилист остается практически безоружным в борьбе с "военно-грузинскими" дорогами янтарного края. И за все приходится расплачиваться из собственного кармана. А ремонт ходовой части, как известно, влетает в копеечку.
АЛЕКСАНДР, водитель:
- То, что дороги у нас никакие, известно всем. У меня японская машина. Обычно езжу по работе. Поэтому ремонтировать ходовую мне приходится часто. Раз в 4 месяца обязательно что-то надо менять. А японские машины в этом отношении вообще менее стойкие. Сумма, которая тратится на ремонт, в результате получается солидная. Судите сами.Шаровая опора стоит 250 рублей, рулевой наконечник - 300. Один сайлендблок - от 150 до 250 рублей. А на моей машине их 16 штук. У европейских машин, "мерседесов" или "ауди", эти детали меняются реже. Еще одним минусом является то, что детали, которые ставят в автосервисах, не заводские и чаще всего некачественные.
Это цена вопроса текущего ремонта. В одном из автосервисов города нам пояснили, что по вине дорожных служб происходит большинство аварий. А в осенне-зимний период их становится намного больше. Ноябрь и декабрь Калининград пережил почти без снега. Но как только выпал снег, сразу же начались на дорогах заносы и аварии, влекущие за собой серьезный ремонт. Хуже всего то, что под снегом не видно ям и открытых люков. Да и просто нечищеная дорога таит опасности.
Представьте, что вы попали в аварию, которая произошла по вине дорожных служб. Куда вы вправе обратиться, кто возместит ущерб?
На эти вопросы в страховых компаниях нам ответили следующее:
ВАДИМ ИСАЧЕНКО, директор департамента автотранспортного страхования компании "Айни":
- Прежде всего водители должны уяснить для себя, что страхование автогражданской ответственности не дает им права требовать возмещения ущерба от городской администрации. Сделать это можно, только застраховав автомобиль как имущество. Сразу после аварии водителю необходимо вызвать ГАИ и представителей страховой компании, указать на причины аварии. Необходимо, чтобы сотрудники ГАИ подтвердили плохое состояние дорожного полотна и то, что именно оно стало причиной ДТП, составить протокол. Тогда страховая компания выплачивает ущерб и подает иск в мэрию. Может возникнуть необходимость проведения специальной экспертизы. Эту обязанность берет на себя страховая компания, привлекая независимых экспертов. Стоимость такого исследования от 2 тысяч рублей. Следует отметить, что зимой много ДТП происходит именно из-за гололеда.
Вот как прокомментировал ситуацию СЕРГЕЙ ПАСЬКО, юрист, Председатель Союза предпринимателей Калининградской области: - Мне известно несколько случаев, когда люди попали в такие аварии и смогли доказать вину дорожных служб: будь то открытый люк канализации или неправильный ямочный ремонт. Подавали иск о взыскании средств из городского бюджета и выигрывали дела. Получали материальное возмещение ущерба. Только суммы эти были гораздо меньше средств, вложенных в ремонт. Что касается городских автоперевозчиков, которые страдают из-за плохих дорог не меньше автолюбителей, они зачастую просто боятся обращаться в суд, так как не хотят потерять договора на перевозку. Ведь их работодателем является мэрия города.
Если попытаться перечислить все места, где калининградского водителя поджидает коварная колдобина, то надо издавать отдельный справочник-пособие для автомобилистов. Причем корректировать его пришлось бы чуть ли не каждый день. По словам сотрудника пресс-службы Управления ГИБДД Светланы Поставничей, вот наиболее сложные разбитые магистрали Калининграда, где необходим срочный ремонт дорожного полотна: участок улицы Горького от улицы Зеленой до Первомайской; участок улицы Озерова от улицы Горького до Первомайской; улицы Куйбышева и Борзова; вся улица Гагарина и Литовский вал; улица Емельянова в районе поселка Борисово.
Согласно ГОСТу Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года, параметры дефектов дорожного полотна не должны превышать 15 сантиметров в ширину, 60 - в длину и 5 - в глубину. В противном случае водитель, попавший в такой вот "дефект", имеет полное право подавать в суд. Что же делать? Необходимо незамедлительно вызвать сотрудника ГИБДД по телефону дежурной части 45-28-25. На месте аварии он обязан составить по факту схему происшествия и акт с перечнем выявленных недостатков в присутствии двух свидетелей, а также вызвать представителя МУЛ "ЭДИС", на балансе которого находятся городские улицы.
Если речь идет не только о дефектах дорожного полотна, повлекших повреждение авто, но и о люках водопровода и канализации, госавтоинспектор вызывает на место аварии должностное лицо, ответственное за данные объекты - МУП "Водоканал", "Кабельные сети" конкретного района, где зафиксировано данное происшествие.
Только при наличии вышеуказанных документов и вышеперечисленных действий пострадавший водитель может обратиться в суд для возмещения ущерба.
А КАК У НИХ?
Наши ближайшие соседи в Литве - и климат у них такой же, как у нас, и ездят большинство литовцев тоже на подержанных иномарках. Поинтересоваться ситуацией на дорогах Литвы мы решили у атташе по культуре генерального консульства Литвы Арвидаса Юозайтиса:
- Дороги в Литве были особым объектом еще со времен Советского Союза. Особое отношение к строительству дорог сложилось в связи с тем, что надо было готовить взлетные полосы на случай военного конфликта. Три направления были особенно хорошего качества: трассы на Вильнюс, Клайпеду и Паневежис. Магистраль Каунас-Клайпеда была вообще лучшей во всей Литве. Сейчас дороги в городах заметно лучше, чем в сельской местности. А у вас, в Калининградской области, наоборот: пригородные трассы более качественные.
В парке уборочных машин Литвы еще в советские времена было столько машин, сколько во всем Советском Союзе. И сейчас дорожные службы оперативно реагируют на погодные условия. В Литве существует фонд дорог, средства в который идут с той суммы, которую автовладельцы платят при регистрации автомобилей.
Алена ЗАДНЕПРОВСКАЯ, Андрей ГЕРАСЬКИН.