Перейти к основному содержанию

Главная      Автосервис: между "копейкой" и джипом

Автосервис: между "копейкой" и джипом

Андрей Кривопалов -автолюбитель с шестилетним стажем. За несколько лет поменял несколько автомобилей, но всегда, когда речь заходит о ремонте автомобиля, он испытывает настоящий стресс. Автосервисы доставляют ему массу хлопот. По его словам, за большие деньги все сделают очень хорошо, а вот человеку со средним достатком постоянно приходится мониторить автосервисы, подыскивая для себя приемлемый вариант.

Игра на нервах

Вот и при последней нашей встрече его старенькая "Audi 100" плохо заводилась. Знакомый по стоянке предположил, что проблема в бензонасосе. Кое-как добравшись до ближайшего сервиса, мы обратились к механикам. Приемщик, лениво оторвав взгляд от телевизора, сообщил, что все занято и придется подождать. Подождать было предложено в комнатке-коридоре, где отогревались еще двое несчастных посетителей. Вообще этот сервис представлял собой обитый сайдингом сарай 25 х 25 м, в котором для диагностики используются 2 бокса: один с подъемником, второй с подкатным стендом. Прождав час, мы начали торопить хозяев. Через 10 минут к нам вышел мастер и объявил, что стоимость диагностики - 650 руб. Заодно мы уточнили стоимость работы по замене бензонасоса - 900 руб.

Операция по замене неисправностей заняла полдня. Мастера долго возились, чтобы определить неисправность, вторую часть дня - ставили бензонасос. Когда мы забирали машину, нас ждал сюрприз: оказалось, стоимость диагностики выросла в 3 раза - до 2100 руб. На наши претензии мастер сказал, что машина старая, нужно было кое-что почистить. Возражать мастеру было бессмысленно. В итоге Андрей заплатил и сел в машину злой. И это не единичный случай в его жизни.

Может быть, кто-то возразит, что мой знакомый приехал не на ту станцию, что необходимо было обратиться в крупный сервис с красивой вывеской, которых сейчас много. Но и там ситуация порой не лучше. Другой мой знакомый Сергей Косолапов обслуживает своего "железного коня" в авторизированном спеццентре. Подкупает там чистота, культура общения, словом человеческий подход, но недавно он на своей "Дэу Нексиа" "въехал" в "Газель". Передняя часть машины была полностью разбита. По привычке сразу же набрал номер сервиса. Там пообещали помочь и сделать машину за неделю. Но в обещанный срок машину не сделали. Не исправили ее еще через неделю, короче говоря, машина простояла в мастерской месяц. Обошелся ремонт в 2 тысячи долларов.

Сегодня услугами автосервисов недовольна половина автолюбителей. По крайне мере такой вывод можно сделать из результатов работы "горячей линии", которую провел Департамент транспорта и связи города Москвы. Оценивая работу столичных автосервисов, автомоек и пунктов технического обслуживания, москвичи чаще всего жалуются на некачественный ремонт и техобслуживание, а также на отказ в гарантийном ремонте, отсутствие кассовых аппаратов и нарушение экологических норм. Как сообщили в пресс-службе столичного Департамента транспорта и связи, из 300 обращений, поступивших на телефоны "горячей линии" по работе автосервисов, больше 70% касались именно этих проблем. Примерно 10% жалоб относились к работе автомоек и пунктов техосмотра.

На "свету" и в "тени"

Что же представляют собой сегодняшние автосервисы? По официальной информации, в Москве сегодня насчитывается около 2500 легальных автосервисов. Помимо этого, в Москве существуют точки, занимающиеся мелким ремонтом; работают они, как правило, полулегально или нелегально. По европейским нормам одно ремонтное предприятие должно быть на каждые 250 автомобилей. Сегодня в Москве 2, 7 млн. автомашин и их количество постоянно растет. Так что перспективы у автосервисов огромные. А вообще, около 90% автосервисов Москвы - это малые предприятия, рассчитанные на два или три поста. По данным Департамента транспорта и связи Москвы, около 7% автосервисов специализируются на обслуживании иномарок, 25% - на обслуживании отечественных автомобилей, а остальные являются универсальными, то есть возьмутся за починку и джипа, и "копейки". Автосервисы в Москве расположены очень неравномерно: большая часть сосредоточена в Северном и Северо-Западном округах.

- Все сегодняшние автосервисы можно разделить на две группы - авторизированные и неавторизированные, - говорит председатель Региональной общественной организации автолюбителей "Клуб Мазда" Александр Панин. - Авторизированный сервис строится как обязательное дополнение к торговой площадке, если ты становишься официальным дилером по продажам какого-либо производителя автомобилей.

Корреспонденты "Бизнеса для всех" побывали в авторизированном сервисном центре "Авилон", специализирующемся на автомобилях Мерседес- Бенц. На площади в 5000 квадратных метров около 30 подъемников. Кругом чистота. Перед тем как к автомобилю прикоснется рука мастера, его в обязательном порядке помоют. Сверху свешиваются шланги, которые вставляют в выхлопную трубу, поэтому в зале нет загазованности. По залу ходит немец - спец по техническим вопросам из концерна DimlerChrysler.

Компания-автопроизводитель предъявляет к строительству авторизированного сервиса определенные требования. Во-первых, помещение должно быть определенного метража, во-вторых, в нем должна быть соблюдена определенная цветовая гамма, в-третьих, автосервис должен иметь соответствующее оборудование, вплоть до определенной марки подъемника. А концерн Даймлер Крайслер оговаривает даже марку плитки, которой должен быть покрыт пол. Наконец, автосервис проходит постоянные проверки и комиссии.

Войти в такой бизнес непросто. "Чтобы стать официальным дилером, нужно иметь на руках, как минимум, сумму в пять млн. долларов. Некоторые производители требуют больше, без этого даже с вами разговаривать не будут. Например, один немецкий концерн начинает переговоры, когда у вас на счету 10 млн. евро", - рассказали нам на условиях анонимности в одном из автосервисов. Что же получает официальный дилер взамен? Он получает определенное оборудование, которое не продадут маленькому автосервису, документацию, программное обеспечение, а также запчасти из головного концерна. Поэтому почти все опрошенные нами автодилеры в один голос заявили, что купить у них плохую или поддельную запчасть невозможно. На каждую запчасть официальный дилер дает заводскую гарантию 1 год.

- Запчасть у официальных дилеров дороже из-за входного контроля, - говорит заведующий базой подготовки специалистов для автосервисов некоммерческого образовательного учреждения Автоцентра "Формула-Моторс" Константин Савченко. -Допустим, заказал "Ауди" амортизаторы на заводе "Сакс". Получив их, он тестирует амортизаторы на стенде, например, каждый сотый. Если хоть один амортизатор из партии дает сбой, заказ полностью возвращается производителю. Таким образом, идет отбраковка.

Накрутка на запчасти у дилеров может достигать 300%. Кроме того, у дилеров порой раздутый штат. На одного механика приходится еще два-три человека различного обслуживающего персонала. Помимо мастеров, дилеры держат целый штат бухгалтеров, инженеров, технологов. Откуда же берется прибыль у дилеров? Официальный дилер зарабатывает на гарантийном обслуживании новых автомобилей, поясняет председатель "Клуба Мазда" Александр Панин. Все затраты на гарантийный ремонт ему оплачивает завод-изготовитель машин.

- Сегодня малые автосервисы, чтобы составить конкуренцию авторизированным центрам, стараются уйти в определенную специализацию либо ремонтируют только определенной марки автомобили, либо - по видам работ. Универсальный центр, обещающий починить машину любой марки, обречен на вымирание, поскольку мастеров-энциклопедистов сегодня вы вряд ли найдете. Вот и получается, что какую-то вещь они сделают классно, а в чем-то другом подхалтурят, - говорит Константин Савченко.

Как создается репутация

Наглядно специализацию автосервисов можно увидеть на любом автомобильном интернет-сайте. Например, фирма "Диамант" специализируется на автоматических коробках передач. За двигатель, ходовую часть она никогда не возьмется, а вот коробку передач любой машины сделает "на пять". Другое малое предприятие "Автоклимат" без проблем починит кондиционер автомобиля и установит предпусковой обогреватель, а вот другие работы не выполняет. По словам К.Савченко, специализация заставляет мастеров обзаводиться специальным оборудованием, которое для данного вида работ просто необходимо.

Авторизированные автосервисы - это та верхушка айсберга, до которой хочет дорасти любое малое или средне предприятие, считает генеральный директор ЗАО "Мерседес-Сервис" Александр Фомичев. Действительно, если какой-то из средних, давно и устойчиво работающих станций техобслуживания удастся стать авторизированным сервисом, то она будет обеспечена постоянным потоком состоятельных обладателей иномарок. Правда, открывать авторизированные автосервисы в малых городах не рекомендуется. Продажа новых автомобилей там исчисляется в единицах, поэтому авторизированные центры активно развиваются в городах-миллионерах.

Консультант КГ "Магазин готового бизнеса" Роман Семчишин помимо авторизированных автосервисов выделяет сетевые, одиночные и индивидуальные автосервисы. Сетевые автосервисы до сих пор недостаточно развиты в нашей стране: нет ни одной сети технического обслуживания, которая развивалась бы в национальном масштабе (чаще всего охватывается не более пяти регионов). Западные сети на российском рынке представлены слабо (исключением можно считать разве что станции техобслуживания Bosch, но их пока немного). Правда, в нашей стране имеются "псевдосети", образующиеся, когда западные компании, желая увеличить сбыт продукции, позволяют использовать свое название. Но никакого контроля за качеством оказываемых услуг с их стороны не ведется. Средняя прибыль одного входящего в сеть автосервиса с несколькими боксами составляет 5-7 тыс. долл. в месяц. Другая и самая большая группа автосервисов - это одиночные мастерские, на два-три поста. Они представляют те же услуги, что и авторизированные автосервисы. Прибыль такого автосервиса редко опускается ниже 2 тыс. долл. в месяц, но практически никогда не превышает 12 тыс. долл.

И последний уровень - это индивидуальные сервисы, где один специалист, как правило, бывший механик, ныне пенсионер. Назвать это бизнесом сложно - скорее самозанятость. Услуги таких индивидуалов, ремонтирующих автомашины в собственных гаражах или по вызову, пользуются стабильным спросом, принося 800-1200 долл. чистой прибыли в месяц, а то и больше. Место ремонта - заставленный запчастями и агрегатами гараж, порой даже не принадлежащий мастеру, а арендуемый. Такой мастер не в состоянии приобрести хороший инструмент. Встречаются среди них "Кулибины", после которых всю работу необходимо переделывать, поэтому и попадаются объявления следующего характера: "Ремонт автоматических коробок передач, в том числе после некачественного ремонта".