Перейти к основному содержанию

Главная      "Водительское право оптом и в розницу"

"Водительское право оптом и в розницу"

Россию захлестнула волна автомобильных аварий. Высокие государственные чины ломают головы над тем, как прекратить этот беспредел, попутно пугая население социальной рекламой о количестве ежедневно погибающих на дорогах: "Торопясь на красный свет, рискуете проститься с белым". Однако, похоже, дорожная война давно превратилась в весьма доходный бизнес.

Никакие законы и нововведения не в силах изменить правил игры, в которой ставки - хрустящие купюры. Редкий автолюбитель рискнет ими пренебречь. Наша газета писала недавно о шофере такси, который отказался давать инспектору ГИБДД взятку, а когда тот стал ее вымогать слишком настойчиво, написал на него заявление в милицию. Наглого дорожника посадили, что по идее должно было только вселять оптимизм в души честных водителей. Но не тут-то было. Потерпевшего таксиста после суда настолько затравили коллеги осужденного, тормозили и устраивали тотальные проверки чуть ли не по пять раз на дню, что таксист вынужден был поменять профессию. Кто еще рискнет после такого призвать к ответу зарвавшегося "контролера"?

И зачем соблюдать правила дорожного движения, например, если все аварийные конфликты легко решаемы посредством энных сумм? Почти все. Потому что даже судебные процессы, где в качестве обвиняемых водители, по чьей вине погибли люди, заканчиваются приговорами к условной мере наказания, а иногда и оправдательным вердиктом. А начинается этот кровавый бизнес с малого. Плевой, казалось бы, бумажки - водительских прав, которые купить не намного труднее, чем колбасу в магазине.

Неуч за рулем

В Хабаровской юношеской автомобильной школе автомобильного транспорта, что на улице Иртышской, некоторые граждане науку вождения автомобиля и правила дорожного движения постигали за время, которое требовалось ее директору для оформления официального документа. Иные уже через пару часов покидали учебное заведение со свидетельством о его окончании, некоторые, особо щедрые покупатели, уносили в карманах и водительские права.

Официальная учеба в школе стоит 3100 рублей плюс цена бензина, который ученик оплачивает из своего кармана на курсах вождения. Желающим получить все сразу и быстро свидетельство об окончании школы обходилось даже дешевле - в среднем в 3000 рублей.

Сказать сегодня точно, сколько времени это продолжалось, и сосчитать, скольким "неучам" здесь открыли "зеленую улицу" на управление мотоциклами и легковыми автомобилями (продавались свидетельства на водительские категории А и Б), невозможно. Сегодня следствие обладает информацией только о последних шести месяцах деятельности Буторина.

Разоблачение настигло директора, как всегда это бывает, неожиданно. Очередной "учащийся" с радостью согласился купить свидетельство, а заодно и водительские права, которые Сергей Викторович предложил ему за отдельную плату. Все вместе обошлось бы клиенту в 11000 рублей. Трудно сказать, что заставило его накануне заключения сделки отправиться в милицию. Цена или здравый смысл?

Оперативники пометили купюры 8000 рублей, которые "взяткодатель" по уговору должен был передать Буторину в качестве первого взноса, снабдили его подслушивающим устройством. И взяли, что называется, Сергея Викторовича с поличным.

Директор автошколы вины своей не признал, сообщил, что брал деньги в качестве оплаты за официальный курс обучения. Принять купюры лично от гражданина он якобы был просто вынужден, так как кассир на тот момент отсутствовал. То, что обнаруженная наличность в его сейфе тоже получена от учащихся в качестве платы за курс обучения в школе, Буторин не стал отрицать. Заявил, что хоть и принимал деньги лично от граждан, но в ближайшие дни собирался оприходовать их через кассу учреждения.

Впрочем, все доводы должностного лица прозвучали для следствия неубедительно, как-никак взяли-то его с поличным. И уже через несколько дней директору автошколы было предъявлено обвинение по статье 290 УК РФ - получение взятки. А спустя время в отношение него были возбуждены еще пять уголовных дел по все той же статье.

Подвела Сергея Викторовича, можно сказать, природная аккуратность. Оперативники нашли в его кабинете тетрадь, куда директор скрупулезно записывал всех, кому "выдал" свидетельства об окончании школы с указанием сумм, которые на этом заработал.

- Мы располагаем данными, что без обучения смогли купить свидетельства более 140 хабаровчан, - рассказывает следователь Индустриальной прокуратуры Хабаровска Дмитрий Демидов, - и это только за первое полугодие этого года. А так как за этот период школой было выдано около 700 свидетельств, то каждый седьмой выходец из стен государственного учебного заведения, по сути, в нем не учился.

И было бы это не так страшно, так как корочка из автошколы дает право не на управление автотранспортом, а только на сдачу экзамена в ГИБДД. Увы, пыхтеть над учебниками и краснеть перед строгими экзаменаторами практически никто из клиентов "автошколы" не собирался. Следствие установило, что купить и права не без содействия все того же Сергея Викторовича не составляло труда. Хотя, по словам Демидова, еще предстоит найти должностных лиц из числа сотрудников ГИБДД, которые занимались торговлей водительскими правами.

Практически все граждане, чьи фамилии значились в "кондуите" Буторина, предпочитают не утаивать от следователей факта, что свидетельства об окончании школы действительно покупали. Оно и понятно: как показывает практика, покаявшемуся в грехах взяткодателю закон прощает совершенное им деяние, предусмотренное статьей 291 УК РФ, - дача взятки. И, скорее всего, полученные таким образом права будут конфискованы, а их покупателям все-таки придется сдавать экзамены. Все фамилии, которые значились в списке Буторина, известны сотрудникам дорожных служб, их права будут проверять с особой тщательностью.

Кстати, кроме тех, кто целенаправленно платил за корочку, не собираясь грызть гранит водительской науки, нашлись и такие, кто пополнял подпольный бюджет, не догадываясь об этом. Привычка отдавать деньги за что-то, не требуя взамен приходных кассовых ордеров, договоров и прочих подтверждающих оплату документов, похоже, в россиянах неистребима. Поэтому, вероятно, некоторые учащиеся автошколы на Иртышской отдавали деньги просто так и за обучение.

Пока я ем, я глух и нем?

Таким образом, согласно кассовым документам в автошколе, к примеру, числилось 100 учащихся. Предположим, что вне кассы прошли деньги еще десяти, и люди, их заплатившие, исправно посещали занятия.

А ведь автошкола - это целая организация с коллективом преподавателей и прочих специалистов. Допустим, рядовому инструктору вождения ни к чему считать, соответствует ли количество посещающих занятия граждан количеству поступивших за обучение в кассу денег. А вот чтобы об этом не догадывались специалисты, ведающие финансами, сомнительно. Именно поэтому то обстоятельство, что бывшие коллеги откровенно стали рассказывать следствию про "проделки" бывшего директора, по меньшей мере, подозрительно. Что мешало подчиненным Буторина "засомневаться" раньше, чем он был взят с поличным? Или работа в автошколе настолько престижна и выгодна, что сотрудники ее попросту боялись вступить в конфликт с руководителем?

После предъявления обвинения Буторин провел на свободе по подписке о невыезде всего неделю. Затем его отправили в камеру СИЗО за попытку давления на свидетелей.

- Есть мнение, что оказаться за решеткой на время следствия за подобного рода финансовые преступления практически невозможно, - рассказывает Демидов, - но на практике убийцам и даже насильникам удается получить подписку о невыезде чаще. Опытные преступники, как правило, попав в поле зрения следствия, начинают вести себя очень осторожно - знают, что любая попытка повлиять на ход расследования с их стороны может стоить свободы еще до приговора суда. А вот кто "вляпался" в проблемы с законом впервые, часто поступают, как Сергей Викторович.

Пребывание на свободе обвиняемого, который пытается воздействовать на свидетелей, чревато для следствия получить еще один "висяк", дело, где свидетели отказались от признательных показаний, до суда не довести. И то, что директор автошколы некоторое время попарится на нарах, дает надежду на то, что наказания за свои поступки ему не избежать. Вот только почему-то не заинтересовал сотрудников прокуратуры тот факт, что объектом "давления" Буторина стал бухгалтер автошколы, который по идее должен был быть в курсе его деятельности задолго до того, как им заинтересовалось следствие. А раз не показалось это подозрительным компетентным органам, то и мы не на что не намекаем. Бухгалтеры, как и водители, бывают разные.

Спрос будет, пока есть предложение

На одной из недавних пресс-конференций в УВД края высокий милицейский начальник сетовал на то, что к взяточникам сегодня суд относится в большинстве случаев лояльно. Практически все они получают условное наказание и лишаются возможности занимать определенные должности на несколько лет. И такая фактическая безнаказанность стала, по мнению милиционеров, причиной коррумпированности практически всех государственных структур.

Продается и покупается все. От разрешения на вывоз за границу огромной партии ворованного леса до диплома врача. Но, положим, умыкнуть у государства часть природного добра, как ни прискорбно, не считается у народа таким уж тяжким грехом: мол, оно, государство, больше нас обворовывает. И купивший диплом эскулапа вряд ли встанет за операционный стол. А вот человек, не сдавший элементарно экзамена по вождению, которому для получения водительских прав даже не пришлось проходить медицинскую комиссию, сядет за руль непременно. И кто знает, может быть, станет водить автобус, с которым произойдет то же, что случилось с маршруткой по улице Пионерской в Хабаровске год назад. Тогда по вине горе-водителя пострадали 16 пассажиров.

Казалось бы, получить водительские права официально гораздо проще, чем заслужить благосклонность чиновника, решившего закрыть ваш магазин за найденные нарушения. Учеба в автошколе занимает в среднем два-три месяца. Для многих занятых граждан посвящать три вечера в неделю вождению под руководством инструктора - непозволительная роскошь. А еще курс теории. И, наконец, экзамены в автошколе и в ГИБДД, которые далеко не каждый сдает с первого раза.

Впрочем, столь долгий и тернистый путь к вожделенным правам, надо полагать, в конце концов, осточертел не только рядовым россиянам. Поэтому в 1999 году вышло постановление правительства РФ, дающее право гражданину самостоятельно учиться вождению и зубрить правила дорожного движения. Потом только получить медицинскую справку о состоянии здоровья и в назначенный день в ГИБДД сдать экзамен.

Согласитесь, что это должно было сократить число желающих платить взятки за получение водительских прав. Но ситуация, увы, остается неизменной. Ведь сдать в ГИБДД экзамен практически никому не удается с первого раза. То ли граждане такие неподготовленные приходят, то ли экзаменаторы излишне перестраховываются, опасаясь выпустить на дорогу очередного недоучку...

На одном из сайтов в Интернете в разделе с объявлениями о купле-продаже прав вычитала шутливый совет: зайти в любое отделение ГИБДД и как бы невзначай сказать вслух, что желаешь купить водительские права. Автор уверяет, что в восьмидесяти случаях из ста продавец зазовет вас в укромный кабинет для деликатной беседы уже через несколько минут. Как известно, в каждой шутке есть доля правды.