С картами - по жизни
Педагоги ценят не примерное поведение, а чертовщинку в глазах
Карты бывают разные. На Омской областной станции юных техников они везучие. В том смысле, что возят уже не первое поколение мальчишек. Картинг - спорт дорогой. Воспитанник ОСЮТ, 15-летний гонщик Женя Онищенко, уехал было к маме в Германию. Но собирается вернуться - заскучал по русским дорогам. Он с шести лет за рулем карта. А за границей такое удовольствие доступно немногим детям. Потому что в экономной стране Германии еще недодумались кататься на бензопилах.
Хороший карт стоит от трех до восьми тысяч долларов. Но в секции картинга станции юных техников занимаются не самые богатые мальчишки - при том, что и финансирование оставляет желать лучшего. Анатолий Иванович Милющенко, руководитель секции, разработал программу развития карт-спорта в регионе, став лауреатом Всероссийского конкурса детских образовательных программ. Затраты невелики, если ставить задачей воспитание не чемпионов мира, а технически грамотных молодых людей. Достаточно купить в магазине бензопилу "Дружба" - по дешевке, поскольку полностью укомплектованная не нужна. Гонять на ней, оказывается, можно за милую душу! Если, конечно, приделать колеса, педали и корпус.
Карты на станции принадлежат не всем в общем, а каждому в отдельности. Машина, как всякий друг человека, любит одного хозяина. "Загнанные" авто тут разбирают с единственной целью - поменять детали, большинство которых вытачивают ребята. Таким образом мальчишки созидают мир -пока свой, маленький. Но у них все впереди. Приходят в секцию мальчишки, чьим рукам не дают покоя дурные головы. А через год-два не только руки, но и головы становятся "золотыми". Юные техники славятся по всей области умением "оживить" любую железяку. "Суперавтобус" ОСЮТ, оснащенный радиоаппаратурой, без которого теперь не обходится ни одно мероприятие областного масштаба, они реанимировали буквально из груды металлолома. Анатолий Иванович, мастер спорта, закончив 20 лет назад Омский институт физкультуры по специальности "автоспорт", учит детей тому, что умеет сам. Согласно его программе выпускники секции становятся специалистами: автогонщиками, конструкторами-техниками, менеджерами перевозок, судьями. Соревнованиями картингистов, кстати, руководят "доморощенные" судейские бригады. А проходят они часто на площади возле Торгового города, их помогает проводить предприниматель Михаил Жигулин - сам бывший кружковец и папа двоих юных картингистов.
По мысли Милющенко, охватить картингом в Омской области надо бы не меньше 500 человек. Причем "экстремалов" - тех, кто не может сидеть на месте и от избытка сил может уйти в криминал. Анатолий Иванович изучает картинг с пристрастием - пишет по этому поводу кандидатскую на основе своих многолетних исследований. Для того чтобы спорт стал массовым, требуется, по его расчетам, всего миллион рублей. Еще один миллион добавят родители. Деньги окупятся до последнего винтика - и в машинах, и в головах. Со своей программой
Анатолий Иванович выходил к омским депутатам. Увы, безрезультатно. Рожденные заседать летать не могут. Наверное, потому и не захотели помочь маленьким гонщикам взлететь над подвалами, улицей и серыми буднями.
Вторая беда, как водится в России, - дороги. Катаются мальчишки на любых относительно ровных участках, но своей площадки у ОСЮТ, кроме крошечной тренировочной, нет. Спортивные звания, к сожалению, присваиваются лишь за победы в крупных состязаниях. Будущим чемпионам приходится ездить за медалями и регалиями в соседние, уральские, города. Нужен для площадки один квадратный километр асфальта. Родители спортсменов, по словам Милющенко, готовы скинуться. Но кто даст землю? Площадки в городе строятся, но небольшие, для коммерческих целей. По мнению Александра Семеновича Курнева, директора Омской областной станции юных техников, заслуженного учителя России, картинг как аттракцион, безусловно, вещь необходимая и полезная. Хотя бы потому, что дает возможность многим мальчишкам подержаться за руль, ощутить - в условиях, приближающихся к реальным, - азарт и притягательную силу автоспорта. Но остается открытым главный вопрос: что дальше, после катания на прокатной площадке? Как сделать картинг доступным для максимального числа потенциальных "шумахеров", выбирающих сегодня между автоспортивной секцией и подворотней?
А пока "шумахеров" в области немного - иногородние путешествия с машиной "за плечами" обходятся недешево. Да и автомобиль требуется другого класса. 16-летний Андрей Рудницкий, призер областных соревнований, получив отказ в спонсорской помощи от двух десятков фирм, даже написал письмо Владимиру Путину - мол, окажите содействие в спортивном и профессиональном росте. Из Администрации Президента России письмо отправили в Омский областной совет РОСТО, заместитель председателя которого Александр Фабрициус не нашел времени поговорить с Андреем. Впрочем, ни Рудницкий, ни Милющенко на Фабрициуса не в обиде - он известный в Омске гонщик. Хоть и воспитанник другой системы - ДОСААФ, но "свой человек". А вот к прочим чиновникам у Анатолия Ивановича серьезные претензии:
- Родители не против вкладывать деньги в картинг, мальчишки мечтают им заниматься, педагоги дополнительного образования понимают важность этого вида спорта. Вопрос в том, требуются ли власти мыслящие, технически грамотные люди? Может быть, нужнее те, кто умеет держать в руках не руль, а рюмку?
Милющенко говорит, что, если финансирование прекратится совсем, секция все же сумеет продержаться года два - на своих резервах. Но областная станция юных техников - федеральная экспериментальная площадка, и Министерство образования и науки России ее поддерживает в меру сил. В сельских районах положение труднее. Несмотря на все усилия Александра Курнева, кстати, бывшего автомоделиста, и его "команды", картинг на селе гибнет без поддержки местных властей. В Азовском немецком национальном районе, к примеру, клуб картингистов "Тигрис" создали 10 лет назад - при поддержке районной администрации закупили 12 картов, оборудование, пригласили на работу бывшего гонщика, выпускника Омского института физкультуры Виталия Михайловича Торубару. С тех пор Торубара и обходится главным образом "своими резервами". Его воспитанникам пришлось и колеса изобретать - научились лить диски. А на недавней областной выставке технического творчества "Мир увлечений" "тигры" заняли все призовые места в номинации "малогабаритная самоходная техника". Карт-кросс собрал 14-летний Саша Хабибуллин. Руль как-то его не особенно притягивал -то приходил в секцию, то сбегал. А вот конструирование и сборка оказались тем, что надо.
Педагогика для Виталия Михайловича - скорее хобби. Потому что занятие, за которое платят по ставке чуть больше двух тысяч, работой не назовешь. Бывший гонщик организовал собственный столярный цех, за счет которого существуют и его семья, и его клуб. Ему нравится "лепить" детей. Вот Сережа Рейх пришел затюканным, хлипеньким двоечником. Ноги до педалей не доставали, пришлось машину под него переделывать. Теперь вырос, вытянулся, закончил техническое училище и собирается жениться. Потому что, по мнению Торубары, картинг дисциплинирует, развивает, а главное - воспитывает смелость и уверенность в себе. В этом виде спорта сочетаются и ум, и сила, и... нежность. Машину ведь надо холить и лелеять, а иногда и на руках носить.
Карты на колесах - хорошая альтернатива картам в руках. Как ни странно, между бумажными и железными есть нечто общее - азартно, думать надо, движения просчитывать, реакцию иметь. Правда, одни оставляют в дураках, другие учат управлять машиной и собой. Каким из них суждено быть в проигрыше?