ЯКУТСКИЙ ФОРСАЖ
Всем известно, что в нашем городе постоянно организуются гонки автомашин - "ледовые", "беспредельные" и пр. Все они проводятся под эгидой спонсоров, гаишников, официальных организаторов. Кроме того, многим известно, что в Якутске бывают и другие гонки. Нелегальные. И даже секретные. Гаишники по этому поводу высказываются коротко, но емко. Иными словами, нецензурно. Хотя зря ругаются и удивляются рыцари свистка и жезла - стрит-рейсинг уже давно распространился по всему миру. А мы что, рыжие?
Вот уже 4 года это движение живет и действует в Якутске. Нам удалось внедриться в среду настоящих парней, любящих большие скорости.
Договорившись с одним из организаторов этих гонок, корреспондент "ЯВ" отправился с ним на трассу, где и должно было все произойти. Выехав за город, мы через пару десятков километров были на месте. Там уже находились другие участники соревнований и болельщики. Все знали друг друга уже давно и "чужих" там не было, кроме меня.
Не скажу, что я был поражен парком стоящих автомобилей: там были и обычные машины, которых в городе хоть отбавляй. Но под капотами некоторых машин бились не совсем обычные сердца (читай: моторы) - в основном марки "Toyota". Подождав еще немного, пока подъехали опоздавшие участники, гонки начались.
Правила гонок следующие. Протяженность трассы - 402 метра (четверть сухопутной мили). На старт выходят две машины. В каждой только водитель. Ограничений по объему, мощности и "наворотам" двигателя, а также по классу автомобиля пока нет - на трассу могут выйти и джипы, и легковушки, и даже микроавтобусы, но при условии, что автомобиль имеет хорошее техническое состояние. Все происходит на некоммерческой основе, хотя заключение пари между стартующими водителями или зрителями не возбраняется и даже приветствуется.
Кстати, подобные гонки проводятся легально и без всяких проблем со стороны ГАИ и других организаций во многих крупных городах России (Владивостоке, Москве и т.д.). Там трассами являются в основном взлетные полосы аэродромов. У нас же для заездов избрали пустынные, прямые участки дорог (обычно Намский или Покровский тракт), что, конечно же, очень неудобно не только для участников гонок, но и для обычных участников дорожного движения. Для того чтобы соблюсти безопасность, метрах в 50-100 за финишем становится человек с радиостанцией, следящий за дорогой, который при малейшей опасности (встречный транспорт) оповещает организатора, дающего старт. После чего старт откладывается, а дорога очищается от автомобилей и пешеходов.
По дороге домой я решил времени даром не терять и расспросить организатора Мишу (назовем его так) о гонках.
- Михаил, сколько всего гонок проводится за вечер?
- В среднем около 20-30 заездов.
- Сколько человек собирается на гонки?
- Примерно 150-200 человек.
- А почему вы не легализуетесь?
- Мы бы с удовольствием, но для этого нужно разрешение ГИБДД на использование общей дороги, карета "скорой помощи" и пожарная машина. А чтобы все это достать, нужно много времени и средств. И еще не факт, что нам все это разрешат. А участники гонок - люди занятые. А так, конечно, задумок много. Например, хотелось бы открыть свой клуб, который бы занимался организационными вопросами и поддержкой в плане ремонта, поставок тюнинговых запчастей и т.д. Но есть еще одна проблема: если в центральных городах на подобные мероприятия (легализованные, конечно) собираются тысячи человек, то у нас, энтузиастов, которые готовы серьезно вкладывать деньги (причем совсем не малые) в свои автомобили, всего несколько десятков. Поэтому в основном гоняют на стандартных автомобилях.
- Какая самая быстрая машина участвовала в ваших гонках?
- Интересный вопрос. Так быстро и не ответишь. Многое зависит от водителя. Бывает, что две машины примерно равной мощности обгоняют друг друга по очереди: кто-то не успел включить передачу или еще что. А пока самая быстрая машина - 2-литровая турбовая Celica (3S-GTE).
- Получается, что для победы нужен только мощный двигатель и навыки спортивного вождения?
- И еще немного везения.
- Случались у вас аварии, если честно?
- Нет, - переплюнул Михаил, - ни одной.
- Есть ли у нас в городе настоящие гоночные автомобили?
- Снова скажу нет. В городе полно спортивных машин, которые ты сегодня видел, но до гоночных им очень далеко. В Якутске пока что ни одной настоящей гоночной машины нет. И не будет. Не только из-за бешеной цены, но и по той простой причине, что на гоночном автомобиле по общим дорогам ездить невозможно. Вообще, даже самая быстрая тюнинговая машина - всего лишь попытка приблизиться к гоночным стандартам. У нас обычно все сводится к установке внешнего обвеса(пластиковые пороги, "губы", спойлеры), больших колесных дисков (чем больше, тем лучше), мощной музыки, ну и китайского глушителя (чем больше и громче, тем круче). Хотя последние вопреки общему мнению скорее уменьшают мощность двигателей (часть "лошадок" расходуется на создание звуковой волны), так как даже настроенный "прямоток" дает прибавку мощности только на определенных оборотах двигателя и рассчитывается под определенную машину. В другом же диапазоне мощность как минимум не падает.
- А на каких машинах лучше гонять - на европейских или японских?
- Сложный вопрос. Европейских машин у нас мало, а спортивных почти нет. Но если навскидку, то мощность японских двигателей (в особенности "Honda") при одинаковом рабочем объеме больше на 10-20%, да и по надежности европейцы отстают. У японцев больше запас по степени форсировки (заметьте, в фильме "Форсаж" подавляющее большинство автомобилей - японского производства). Так, например, с двигателя RB26DETT (Nissan Skyline GT-R - 2, 6 литра) можно снять до тысячи лошадиных сил! Но это уже совсем другая история.
- Когда мы уезжали, подъехали ребята на мотоциклах. Здесь бывают гонки между мотоциклами и машинами?
- Да, периодически. В городе появилось довольно много мощных мотоциклов. Но конкуренцию автомобиль мотоциклу составить не может из-за высокой удельной мощности мотоцикла (отношение мощности двигателя к массе). Хотя были случаи, когда автомобиль обгонял мотоцикл (та же вышеупомянутая "Celica").
- А как ГАИ реагирует на ваши мероприятия?
- Обычно кто-нибудь из проезжающих мимо, доехав до поста, рассказывает о скоплении машин. К нам отправляется патрульная машина. "Карательные" санкции могут быть какие угодно - от простого предупреждения до наложения штрафов. Но обычно все просто разъезжаются, так как информация об отправленной машине доходит быстрее.
В этот вечер было около 35-40 заездов. Самым интересным и обсуждаемым стартом был заезд BMW-750 и "Toyota Soarer" (2, 5 Twin Turbo). Большинству болельщиков исход поединка казался предрешенным - рабочий объем двигателя BMW вдвое(! ) превышал этот же показатель на "Тойоте". 5 немецких литров против 2, 5 литра японских, пусть даже с двумя турбинами. Но на финиш "Soarer" пришел первым. Он же и оказался самым быстрым автомобилем вечера.
Примерно в полночь подъехала патрульная машина ГАИ. Автоинспекторы начали ворчать в "матюгальник" и проверять документы у гонщиков. Заезды пришлось свернуть - процедура проверки обещала затянуться надолго.