ТЫ МОЯ ШОКИРУЮЩАЯ...
В Гродно машину Вячеслава называют "Бешеный Гольф". Она обвешана необычными бамперами и порогами, у нее нет дверных ручек, только один дворник на лобовом стекле, алюминиевый пол в салоне. Набирая скорость, мотор "Бешеного Гольфа" ревет так, что оглядываются прохожие. На переделанный "Форд-Эскорт" Дмитрия всегда обращали внимание другие автомобилисты. Часто подходили и спрашивали, где можно из собственных машин сделать что-то подобное. Поэтому, познакомившись полтора года назад, владельцы двух первых тюнингованных автомобилей в Гродно решили создать собственную мастерскую.
Сегодня тюнингом автомобилей в Беларуси занимаются две мастерские в Могилеве и Гродно и частная фирма в Минске. Однако столичные мастера уже давно поставили свою работу на поток и занимаются скорее массовым производством аксессуаров. В Гродно года полтора назад все тоже началось с продажи бамперов, спойлеров и прочего аэродинамического обвеса. И сразу возникла проблема: покупателям аксессуаров просто негде было их установить, да и новая "игрушка" часто требовала изменения дизайна машины в целом, чего здесь опять-таки никто не мог предложить.
"Машина должна быть агрессивной, экстремальной, шокирующей, но гармоничной", - так описывает свой стиль Дмитрий, дизайнер мастерской. Хотя, по его словам, чаще всего клиент приходит, абсолютно не представляя, чего он хочет. На определение стиля и подбор вариантов, бывает, требуется около месяца, еще от двух месяцев до полугода - на оформление. Часто результат по цене сопоставим со стоимостью самой машины. Но клиенты - люди, имеющие деньги, молодые и состоявшиеся.
Как определяет Дмитрий, это любители быстрой езды и внимания окружающих. Когда дизайнер предлагает им все новые варианты, они не обращают внимания на то, как растет цена.
Уже полгода Дмитрий колдует над "Ауди", хозяин которой когда-то пришел просто поменять бампер. Сейчас "родную" марку машины определить сложно: созданный дизайнером новый бампер напоминает нос ледокола, капот и передние крылья удлинены, указатели поворота убраны.
"До чего доходят люди: готовы даже совершенно изуродовать хорошую машину, чтобы потом из нее получилось что-то необычное!" - говорит Вячеслав.
Еще месяц назад, когда Дмитрий впервые взглянул на роскошный ярко-красный "Фиат", он подумал, что наконец-то видит автомобиль, которому тюнинг не нужен. Сегодня он безжалостно орудует пилой-болгаркой - вырезает колесные дуги на "Фиате". К лобовому стеклу машины дворником прижата фотография "Феррари", вырезанная из журнала: хозяин хочет, чтобы через пару месяцев его машина стала точь-в-точь такой же - низкой и злой.
Дмитрий и Вячеслав утверждают, что в тюнинге им под силу любая фантазия клиента, "хоть замок построить". Но есть вещи, за которые они никогда не возьмутся, потому что неинтересно или ниже профессионального достоинства: "Часто клиенты приносят детали совершенно некачественные или абсолютно неподходящие, некрасивые, неизвестно где купленные - просто для того, чтобы скрыть недостатки кузова перед продажей или потому, что то же самое стоит у соседа. Мы не навязываем, а предлагаем свои варианты: или делаем вот так, или до свидания!" - говорит Дмитрий.
Тюнинг автомобиля требует от владельца в определенном смысле отказа от комфорта. Весь аэродинамический обвес довольно тяжел. Это не просто красота - он призван прижимать машину к дороге на высоких скоростях. В нашем случае - к дороге часто не самой ровной. Например, два "БМВ", тюнингованных специально для выставки переделанных машин, проходившей в августе в Щучине, гродненским мастерам пришлось выкатывать из боксов по дощечкам, чтобы не цеплялись новыми бамперами за ухабы. Особенно тяжело на тюнингованной машине ездить зимой. Поэтому внешний вид - это около 30% переделки автомобиля, он тянет за собой и внутренние перемены: более жесткую спортивную подвеску, увеличение мощности двигателя.
Первые смотрины машин, сделанных в гродненской мастерской, проходят, как правило, на Street Racing - неофициальных гонках, которые еженедельно организуются на неоживленных трассах где-нибудь в окрестностях города. Дмитрий и Вячеслав - сами одержимые "рейсеры", на своих переделанных машинах часто добиваются победы. "Заниматься тюнингом - это не просто переделывать машины, это определенный образ жизни, - говорит Дмитрий. - Ты весь в деле, а потому у тебя нет ни жены, ни постоянной девушки. Но красота требует жертв!"