ТОМСКИЕ ГОНЩИКИ ГОТОВЫ ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ
Если местное ГИБДД "узаконит" рейсинг
Та-ак... На старте два представителя отечественного машиностроения, Горьковского автозавода, - в рупор, облокотившись на собственный "Skyline", вещал невысокий парень. - Первая "Волга" двадцать четвертой модели, вторая более современная - тридцать первой. Под капотом стандартная оснастка, ничем с виду не примечательные машинки...
Оба авто на старте громко взвыли, показав, что они готовы к гонке. Паренек, присевший чуть впереди между "Волгами", резко вскочил и дал отмашку. Машины, еще раз взвизгнув, рванули с места. Зрители, стоящие по краям трассы, высыпали следом на асфальт - кто же выиграет.
- Ну, молодость победила! - провозгласил парень с рупором, отложив в сторону сотовый телефон. - Всего ничего обогнала, меньше полкорпуса.
А на стартовой черте уже новые рейсеры - две новенькие спортивные "иностранки" "Toyota"...
Ночные гонки проходят в нашем городе уже достаточно давно. Но первое время рейсеров (от англ, race - "гонка") никто особенно не контролировал. Чем эта самодеятельность грозила, думаю, особенно объяснять не требуется. Но вот уже около года за организацию гонок взялась группа энтузиастов, которые намерены вывести рейсинг из подполья и поставить его на легальную основу.
- Сейчас мы уже подали документы, чтобы зарегистрировать клуб как некоммерческую организацию, - поясняет Андрей, негласный лидер томских рейсеров. Фамилию Андрей просил не называть, пока клуб и гонки не выйдут из тени. - К сожалению, нам приходится скрываться, ведь, строго говоря, мы нарушаем закон. И люди, выступающие против гонок, постоянно ставят перед нами препятствия, пытаются прикрыть клуб. Но они не понимают, что движение рейсеров уже не остановить, так что главное -поставить его в рамки закона. При этом гонщики, разумеется, обещают соблюдать все меры безопасности.
В словах Андрея, несомненно, есть своя правда. За рубежом, да и у нас в обеих столицах, рейсинг очень развит, это популярное времяпрепровождение молодежи. И власти, как ни старались изгнать рейсеров с ночных дорог, ничего сделать не смогли. Единственный выход - договориться о "правилах игры", организовать контроль за гонщиками, поставить их в жесткие рамки по обеспечению собственной безопасности и безопасности зрителей:
- Мы уже очень много денег потратили на организацию гонок, - продолжает Андрей. -Причем и своих собственных. Сборов-то у нас практически нет, так как клуб не зарегистрирован. Хотя, по мнению некоторых людей, деньги нужно брать со зрителей. А то у нас 80 процентов народа смотрит на шоу, а только оставшиеся 20 в нем участвуют.
Кстати, можно было бы заниматься и ставками - тоже прибыль для клуба. Желающие поставить на ту или иную машинку всегда найдутся. Но парни за это не берутся - нужно специальное разрешение, да и возиться с деньгами не хочется. Главное для них - сами гонки.
Планы на "послерегистрацию" у Андрея и его товарищей просто наполеоновские. В Томске только одна трасса (в районе Нефтехима), которая по своему качеству и машинопотоку соответствует гонкам. Сейчас рейсеры ездят и присматривают себе другое местечко, где бы они могли полностью обосноваться:
- Нужна ведь специально огороженная трасса, с буферной зоной. Здесь же зрителей от асфальта приходится буквально пинками отгонять. Не все еще и правила придерживаются, что ставить машины после стартовой черты около трассы нельзя - иначе народ автоматически "выпихивается" на дорогу. Собираемся сюда шины привезти, чтобы оградить зрителей - это из ближайших дел...
Из ближайших же дел - организация вывоза мусора с трассы, который щедро оставляют несознательные зрители, и поиск хорошего рупора для ведущего. Александр, выполняющий роль шоумена, на прошлых гонках сорвал себе голос:
- Обиделся, теперь не хочет вести, мне пока приходится, - улыбается Андрей. - Но ничего, он отходчивый. И очень любит свое дело, как и мы все. Иначе зачем бы столько сил да и средств вкладывали?
Специально огороженная, хорошо освещенная трасса - это мечта рейсеров. Да и нужен-то всего небольшой кусочек дороги (в Томске наиболее популярен дрэг - гонка на четверть мили (402 метра). Соревнуются водители, "кто кого ""дернет", то есть кто сможет быстрее разогнаться. Кстати, рекорд томского "дрэга" -156 км/ч. Такие точные измерения сделали проезжающие мимо "гаишники":
- Вообще-то, отношения с Госавтоинспекцией у нас неоднозначные, - поясняет Андрей. - Конечно, они нас порой отлавливают, пытаются прикрыть гонки. Но часто и помогают, особенно когда объясним, что мы не собираемся на большие трассы вылазить и там правила нарушать.
Вот и на эти гонки подъехала патрульная машина. Рейсеры заволновались. Стоящая на старте спортивная "Toyota" сняла себя с гонок -побоялась, что загребут.
- Ничего, Андрей сейчас все утрясет, он умеет с людьми разговаривать, - успокаивал народ Александр.
Так и получилось. Патруль остановился на финише - в качестве контроля за гонками. При этом парни в форме согласились сообщать рейсерам скорость победителя. На финиш сразу же отправился один из организаторов клуба, дабы осуществлять взаимодействие с представителями правопорядка. Рядовые гонщики посомневались, участвовать или нет - может быть, это инспектора специально их отслеживают, но в конце концов гонки продолжились.
- Кроме дрэга, в Томске популярен еще и стрит-рейсинг, - когда все упокоилось, Андрей продолжил свой рассказ. - Это когда машины ночью гоняют на время по улицам города. Раньше это было достаточно опасно - мы тогда практиковали заезды на скорость от пункта А до пункта Б. Сейчас клуб от этого отказался.
Теперь заезды идут, скорее, на знание города. Водителю и его команде дается карта, с которой стерты основные магистрали города. На мелких улочках расставлены посты, которые нужно обязательно проехать. При такой гонке машины тащатся с минимальной скоростью, так как главное - определить, где же находится пост. Есть и другой вид стрит-рейсинга, когда от определенного пункта все просчитано по метрам. К примеру, от точки А пять метров прямо, потом двадцать - направо и так далее. При этом водитель обязан четко следовать правилам дорожного движения.
Комментарий начальника отдела организационно-аналитической работы и безопасности дорожного движения управления ГИБДД Андрея Лазичева:
- В принципе, как зрелище гонки, действительно, очень интересны. И мы не против, чтобы в Томске они проводились. Но пока что разрешения на их проведение не даем, так как организаторам клуба нужно обеспечить все предусмотренные законом меры безопасности. Главное - это огороженная трасса, которая бы позволяла не нанести вреда зрителям. В одном из городов России машина на гонках вылетела с трассы, сразу несколько человек из числа зрителей пострадали. В нашем городе никаких серьезных ЧП, связанных с гонками, не было. Но, повторюсь, пока специальной трассы нет, мы будем препятствовать рейсерам.
В то же время, если организаторы клуба представят нам проект трассы, мы им обязательно поможем, подскажем, какие меры безопасности должны быть соблюдены. Одним словом, обещаем содействовать.
Что же касается ночных гонок по улицам города, то везде, где нет ограничения скорости, автомобилист обязан двигаться со скоростью не более 60 км/ч. И всех, кто будет нарушать правила дорожного движения, инспектора будут безбожно штрафовать.