У ЛЮДЕЙ СВЕТЛЕЛИ ЛИЦА..
"Ух, ты!" - выронив косилку из рук, выдыхает мужчина в оранжевой безрукавке. Он кричит своим коллегам, продолжающим борьбу с придорожными сорняками: "Ребята, смотрите, какие классные аппараты едут!"
Идея собрать вместе и "живьем " показать нашими читателям героев многочисленных "ретромобильных" очерков "Автодрома" созрела у нас давно. Три года назад в Калининград на дюжине музейных авто на пару часов заглянули проездом немецкие и австрийские участники знаменитого "Ралли черноголовых". "Чем наши ретромобилисты хуже?" - подумали мы, глядя, как собравшиеся на площади Победы тысячи калининградцев рьяно приветствуют гостей. Собственно, тогда-то и было решено ударить по нервам земляков первым региональным пробегом старинной и экзотической авто- и мототехники, "прописанной" не где-нибудь "за бугром", а в нашем 39-м регионе.
Задумка осуществилась в минувшую субботу. С благословения "Калининградской правды", раскошелившейся на бензин и награды для тех, кто отважился принять участие в беспрецедентной акции, да с помощью областного управления ГАМ два десятка великовозрастных машин и мотоциклов прокатились до Светлогорска и обратно. Вот как это было.
9 часов утра. У здания на улице Керла Маркса, где обитает наша редакция, яблоку негде упасть. Владельцы ретромобилей, вооружившись скотчем и ножницами, в спешном порядке украшают двери и капоты своих "ласточек" плакатами "Калининградки". Затянутые в черную кожу байкеры из клуба "Другие" пытаются приладить на "холки" своих железных коней флажки с логотипом нашей газеты. Возле автобуса, любезно предоставленного фирмой "БалтАвтоЛайн", разминаются завсегдатаи всех наших "колесных" акций - экстремальные велосипедисты из команды "КенигБайкТриалз". Рядом группа поддержки загружает в легковушку пакеты с бутербродами и соком.
С улицы Леонова, оглушительно чихая, выруливает забитый до отказа пассажирами знаменитый внедорожник времен Великой Отечественной войны - "ГАЗ-67". Во всей красе ветерана в прошлом году восстановили два молодых человека - двоюродные братья Алексей Грибанов и Григорий Горпинюк. "Проблема с движком. Еле добрались", - кричит мне Леша.
Новость о том, что одна из наших звезд первой величины может выбыть из пробега еще до его начала, мгновенно распространяется по всему "табору". Водители, оставив свои дела, бросаются к "газону". В результате совместного мозгового штурма причина недомогания автомобиля установлена в течение считанных минут. Оказывается, подвела фордовская свеча - едва ли не единственный инородный элемент в теле "газика". Напортачившую "американку" в мгновение ока меняют на отечественную деталь. Включив для пробы мотор, Григорий делает знак, что все о'кей.
Пора отправляться в путь. Однако сделать это не так-то просто, ведь автомобили берут в кольцо набежавшие жители окрестных домов. Лишь благодаря четким действиям сопровождающих нас стражей дорожного порядка колонна начинает движение.
Техническая 15-минутная остановка - на бензоколонке, что на выезде из города. Напившись бензина, наши старички попадают в объятия нескольких десятков смуглых, говорящих с акцентом мужчин в одинаковых комбинезонах. Похоже, это обитатели солнечного Узбекистана, приехавшие сюда *ј заработки. Особенно по душе гостям с юга идеально сохранившаяся "Чайка", когда-то возившая первого секретаря обкома партии Коновалова. "Это наша машина, советская", - вздыхает убеленный сединами аксакал, нежно поглаживая ее крыло.
Время поджимает (в Светлогорске нам необходимо быть к 11 часам, чтобы успеть принять участие в торжественном параде в честь Дня города), но мы решаем до последнего ждать опоздавшего Игоря Малкова - мастера, который пару лет назад вернул к жизни, пожалуй, самый древний из заявленных на автопробег автомобилей. "Форд-Эйфель" появился на свет в далеком 1932 году. В руки своего нынешнего владельца Александра Шумского переживший взятие Кенигсберга автомобиль попал в жутчайшем состоянии. По сути дела, до наших дней дотянули только его кузов, крылья-бабочки и фирменная решетка радиатора. И не встреть случайно Шумский кудесника Малкова, вряд ли его собственность смогла бы встать на колеса.
Дождавшись "Эйфеля", трогаемся в путь.
В голове растянувшейся на полкилометра колонны - "джип по имени Волк". Глядя на этот роскошный внедорожник, над которым сейчас развивается походный флаг "Калининградской правды", трудно представить, что еще недавно он был... рядовым "каблучком", собранным когда-то на Ижевском заводе. Тем не менее, это так. За рулем джипа - начальник пожарной части ј 14 в Гвардейске Анатолий Левковский. Именно ему удалось превратить скромное изделие советского автопрома в шедевр автомобильного тюнинга.
На трассе наш живописный кортеж приветствуют все встречные автомобилисты. Одни семафорят фарами. Другие изо всех сил сигналят. Приятно, черт возьми!
Появление наших раритетов на празднично украшенных и переполненных людьми центральных улицах Светлогорска производит фурор. Сгрудившийся на тротуарах народ машет нам флажками и надувными шариками. Обремененные солидными животами мужчины в расцвете сил и не менее фактурные дамы бальзаковского возраста судорожно расчехляют видеокамеры. Те же, кому посчастливилось быстро "врубить" аппаратуру, бегут рядом с машинами, пытаясь "поймать" каждую из них в динамике.
Праздничное шествие должно стартовать около железнодорожной станции "Светлогорск-2". "Ошвартовавшись" на примыкающей к ней улице, узнаем, что до начала парада еще добрый час. Значит, можно, наконец, неспешно познакомиться с теми, кто без приглашения "вписался" в автопробег, сделав нам всем приятный сюрприз.
Игорь и Светлана Пономаревы прикатили из Светлого на "шестьдесят девятом газоне" 1957 года выпуска, приобретенном осенью прошлого года. Хотя процесс реставрации автомобиля еще не закончен, обаятельную пару это не остановило. "Мы давно мечтали познакомиться с собратьями по увлечению. И вот наша мечта осуществилась", - улыбается Игорь. С места в карьер он рассказывает о том, что занялся авторемонтным хобби благодаря другу - Виктору Журавскому, сумевшему сделать из "убитого козла" стильный внедорожник ("Жил-был на хуторе серенький "козлик"... - "КП", 08. 06. 2005 года): "Заглянув как-то раз к Вите в гараж, увидел его сокровище и решил тоже засучить рукава. В общем, заручился согласием жены и...". "Да не так это было, - прерывает монолог Света. - Я не давала согласия. Просто сказала, что надо бы машину нашего детства восстановить. Зачем? Чтобы согревала и вдохновляла нас".
Более плотно поговорить с Пономаревыми "за жизнь" не удается. Накатившие людские волны разбрасывают нас в разные стороны. Зеваки, жаждущие запечатлеть себя и свое потомство на фоне "самой прикольной машинки", облепляют инвалидку-кабриолет председателя калининградского "Авторетроклуба" Владимира Михальцевича. Но это неудивительно. Ведь именно такой похожий на мультяшного лягушонка драндулет когда-то снялся в одной из самых смешных и любимых народом советских кинокомедий "Операция "Ы". Кстати, на то, чтобы "один в один" реставрировать простенькую на вид, но исключительно редкую сейчас мотоколяску, Михатьиевич и его сподвижники потратили почти пять лет.
Поскольку тихоходная инвалидка не угналась бы за другими участниками пробега, Владимиру Игоревичу пришлось обеспечить ее средством передвижения -автопоездом, в котором роль паровоза досталась единственному калининградскому 123-му "мерседесу" с удлиненной базой. А чтобы малышка не скучала, компанию ей составил еще один пассажир - 40-летний мотоцикл "М-72", принадлежащий главному гаишнику области, по совместительству заядлому коллекционеру автостарины Юрию Казакову.
На часах - полдень. В нашем полку - очередное пополнение. Из Калининграда на своем армейском ретромотоцикле примчался только что сдавший экзамен студент четвертого курса юрфака КГУ Влад Солдатов. "Еле успел", - вытирает он пот со лба. - Слава Богу, что инспекторы везде "включали зеленый свет": дескать, антиквар - проезжай".
Духовой оркестр взрывается маршем. Это сигнал к началу шоу, изюминка которого - парад и выставка старинных автомобилей и мотоциклов. Правда, место под нее отведено далеко не самое "козырное". Нас почему-то загоняют на отшиб - к ресторану "Корвет".
Поскольку рекламой организаторы мероприятия не озадачились, публики здесь не много. Зато те, кто заглянул "на огонек", получают возможность без давки рассмотреть все колесные экспонаты и обстоятельно пообщаться с их владельцами.
Среди первых посетителей выставки - председатель областного избиркома Василий Зюбанов. "Супер! Молодцы! - эмоционально выражает он свое восхищение. - Когда брошу работу, тоже возьму себе какую-нибудь старенькую машину и доведу ее до ума. Какую именно? Наверно, двадцать первую "Волгу".
Создатель единственного калининградского репликара Виктор Степаненко тут же предлагает Василию Павловичу стать почетным членом нашего неформального объединения.
Пока мы беседуем с Зюбановым, команда ветеранов литовского волейбола тщетно пытается "эх, прокатиться" на понравившемся им мотоцикле Влада Солдатова. Потерпев фиаско и оглушительно хохоча, иностранцы берут в плотное кольцо "эмку" - ту самую, на которой закадычный друг "Автодрома" Леша Олонцев несколько лет назад вдоль и поперек "прочесал" чуть ли не всю Россию. "На таких автомобилях Сталин многих своих генералов отправил в места не столь отдаленные",- демонстрируют хорошее знание истории литовские спортсмены и спешно удаляются в сторону главной площади. Ведь там уже вовсю "зажигают" составившие нам компанию короли калининградского велотриала. Самый известный экстремальный байкер региона Костя Жидарев и его воспитанники Денис Чесноков, Андрей Тарасов, Володя Шумский и Миша Колотушкин демонстрируют "штучки", способные привести в шоковое состояние даже обладателей стальных нервов. Хит их программы - прыжки на велосипедах над лежащим на тротуаре человеком. Добровольца Николая Давиденко, которому кто-то из вошедших в раж ребят отдавил ногу, "выпавшая в осадок" публика за проявленную смелость тоже награждает овацией.
Три часа дня - время возвращаться домой. Мы вновь окунаемся в людскую реку, медленно текущую по главной улице города-курорта. Она встречает нас щедрыми аплодисментами, щелканьем "мобильных" фотоаппаратов и криками "Так держать!".
P.S. Восемьдесят километров до Светлогорска и обратно все наши транспортные средства преодолели без поломок. В пробеге приняли участие: Анатолий Левковский (тюнинговый "Москвич-пикап", Алексей Олонцев (ГАЗ-М1 "Эмка"), Виктор Степаненко (репликар), Владимир Михальцевич ("Мерседес" с удлиненной базой, мотоколяска), Виктор Журавский (ГАЗ-69), Игорь Пономарев (ГАЗ-69), Игорь Малков (Форд-Эйфель"), Алексей Грибанов, Григорий Горпинюк (ГАЗ-67), Александр и Владимир Улитичевы (ГАЗ-13 "Чайка", "Фольксваген-Жук"), Владислав Храмцов (ГАЗ-21 "Волга") Павел Долгачев (ЗАЗ-966), Владислав Солдатов (мотоцикл МВ-750М), Дмитрий "Стив" Рыжов (мотоцикл К-750), Денис "Кожаный робот" ("Ява"-640), Александр "Генерал" Александров ("Ямаха-Вираго").
Существенную помощь в организации мероприятия оказали начальник областного управления ГАИ Юрий Казаков, начальник транспортного отдела мэрии Калининграда Андрей Носонов, директор транспортной фирмы "БалтАвтоЛайн" Сергей Донских. Всем большое спасибо!
Андрей ГОРБУНОВ