Перейти к основному содержанию

Главная      ПО ПРИЧИНЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ НЕИСПРАВНОСТИ

ПО ПРИЧИНЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ НЕИСПРАВНОСТИ

Об этой аварии очевидцы будут помнить долго. До сих пор стоит у меня перед глазами "шестерка" , нанизанная, точно кусок мяса, на стальной шампур отбойника. Его окровавленное жало торчало из проема заднего стекла, сорвав крышку багажника. На бездыханные тела в салоне трудно было смотреть без содрогания.

По всей видимости, такое могло бы произойти только, если водитель заснул или с ним случился сердечный приступ. Другого объяснения я не находил. Но трагедия разыгралась белым днем. Шоферу не было и сорока. По машине нельзя было сказать, что она возвращалась издалека, так что причина переутомления водителя отпадала.

Подъехавшая бригада автоинспекторов, убедившись, что помочь уже некому и нечем, принялась составлять протоколы. Зеваки разъезжались. Перед тем как вернуться к себе в машину, я спросил у сотрудника ГИБДД, в чем, по его мнению, причина случившегося. Как ни странно, лейтенант от меня не отмахнулся и сказал, словно размышляя про себя, что дело, видимо, в технической неисправности.

- Наверное, шаровая. Видите подломленное колесо и жирный черный след от шины на дороге?

Далее картину происшедшего я мог восстановить и самостоятельно. Когда шаровой палец вырвало из гнезда, колесо потеряло опору и его заклинило под крылом. Скорость, видимо, была приличной, автомобиль резко дернуло вправо и понесло на оказавшийся, как назло, на его пути торец отбойника. Водитель был просто бессилен что-либо сделать. Возможно, последствия оказались менее трагичны, если бы машина просто слетела с насыпи, но от судьбы, как говорится, не убежишь.

Вспомнил я об этой истории летом отнюдь не потому, что захотел омрачить ожидаемый отдых и увлекательные поездки на машине в лес по грибы-ягоды, на дачу или в путешествие куда-нибудь к югу. Вовсе нет. Как раз наоборот, чтобы предупредить появление подобных историй.

Всем известно, есть в автомобиле детали, от состояния которых зависит безопасность. Это и тормоза, и, конечно, все то, что связано с управлением. Никому и в голову не придет поехать на машине без колес. Но почему тогда не проверить детали, на которых это самое колесо держится, которые позволяют ему поворачиваться вправо и влево, заставляя менять траекторию движения?

Никто не призывает перед каждой поездкой проверять толщину тормозных накладок и проводить ревизию шаровых опор и рулевых наконечников. Делать это нужно регулярно, один раз в 10-15 тысяч километров, как записано в инструкции по эксплуатации и сервисной книжке, но делать! Делать либо самостоятельно, либо на станции технического обслуживания. Те, кто постоянно ездит за рулем, знают, насколько важно проводить и сезонные проверки в преддверии летнего сезона или перед зимой. Это совсем не помешает и тем, кто ездит не так много. Речь-то идет не о ремонте, а о проверке, от которой зависит ваша безопасность.

В случае обнаружения люфтов в соединениях или порванных резиновых чехлов - никаких полумер и компромиссов! Надо помнить, что порванный чехол - признак замены не чехла, а детали. Грязь, песок, агрессивные химические соединения не оставляют шансов на дальнейшую эксплуатацию. Узел неразборный, а удалить абразивные частицы можно только промыванием и очисткой всех внутренних элементов. Не многие знают, что появление увеличенных зазоров в одной шаровой опоре или рулевом наконечнике - верный признак необходимости скорой замены и других элементов, имеющих примерно тот же ресурс и эксплуатирующихся в тех же самых условиях. Поэтому, если меняете левую опору или опоры (у ВАЗ 2101 - 2107 их по две на каждой стороне подвески), не скупитесь на замену деталей противоположной стороны. Тем более что при этом вы сэкономите на регулировке развала/ схождения, обязательной при замене этих деталей подвески.

Следующий вопрос: какие детали установить взамен пришедших в негодность? Выбирать запчасти только известного производителя, отличающегося безупречным качеством. К таким, безусловно, относятся ПО "Трек" и его шаровые опоры и рулевые наконечники. Я и сам давно использую эти детали, тем более что именно их ставят на свои машины многие автогонщики, выступающие на российских машинах на кольцевых гонках и в ралли-рейдах.

Но не об этом сейчас речь. Трагедии на дорогах происходят в основном по вине водителей. Один не заметил сигнала светофора, другой отвлекся на разговор с приятелем, третий, как водитель той самой несчастной "шестерки" , вовремя не проверил подвеску и не заменил деталь. Итоги бывают весьма плачевны. Задача каждого садящегося за руль - свести к минимуму возможность аварии. А для этого по крайней мере нужно исключить технические неисправности!