Перейти к основному содержанию

Главная      Вселить в "Таврию" зверя

Вселить в "Таврию" зверя

Украинская малолитражка вполне поддается "дрессировке" Как-то довелось услышать, что "Таврия" совершенно непригодна для спортивного тюнинга. Чушь! Все эти домыслы порождены практически полным отсутствием информации о настоящих возможностях запорожских машин. Необходимо познакомиться с аппаратами, созданными на базе ЗАЗ-1102 настоящими асами спортивной подготовки машин, чтобы понять - потенциал "Таврии" огромен, но вселить в это авто зверя может далеко не каждый.

Первый тюнингованный ЗАЗ-1102 появился 19 лет назад, и не в Запорожье, как можно было бы предположить, а в Эстонии. Создана эта машина не в заводском КБ, а в спорттехклубе студии "Эстрекламфильм".

Главным идеологом создания гоночной "Таврии", получившей название "Таврия ЭРФ-мобиле", стал К. Кеель, предложивший оснастить самый легкий советский автомобиль форсированным двигателем ВАЗ-2106. Применив все доступные тогда виды доводки мотора, его мощность подняли до 140 л. с. , а для приготовления топливной смеси в нужных количествах установили два сдвоенных горизонтальных карбюратора Weber. При габаритных размерах 3750х1753х1336 мм (база - 2360 мм) и массе 800 кг такая силовая установка обеспечивала микроавтомобилю невообразимую по тем временам динамику, достойную участия в мировом чемпионате по ралли.

На Украине тюнинг "Таврии" стал развиваться на пару лет позже, но наибольшего, буквально массового развития он достиг в последние годы, когда в арсенале автозавода появился легкий и мощный 1, 3-литровый двигатель МеМЗ-307. Без больших "заморочек" и финансовых затрат его мощность поднимают до 90-95 л. с. , что вполне достаточно для любительского автоспорта и так называемой "автомобильной физкультуры" - темпераментного вождения в городских и загородных условиях.

Наиболее распространенный комплект "таврического" тюнинга очень похож на тот, что в России применяется для "Лады-2108".

Начнем с доработки внешности. В Нижнем Новгороде обвесы на "Таврию" вряд ли найдешь, но на Украине они встречаются достаточно часто и стоят от 500 до 700 гривен за комплект бамперов, 120-150 гривен за новую облицовку радиатора, 130-160 гривен за комплект порогов и 60-80 гривен за юбку под передний бампер. Нет проблем и с приобретением настоящего (не декоративного) антикрыла, коих и в наших магазинах предостаточно.

При отсутствии возможности установить новый инжекторный двигатель МеМЗ-307 можно обойтись переделкой 1, 1-литрового мотора в 1, 2-литровый, то есть заменить коленвал и поршни. Затем главная пара с передаточным отношением 3, 875 заменяется на пару с передаточным отношением 4, 13 (от пикапа ЗАЗ-110557). При этом максимальная скорость несколько снизится, зато старт с места и разгонная динамика впечатлят любого скептика.

Далее можно поэкспериментировать с жиклерами карбюратора, доработать диффузоры или же установить карбюратор от "Нивы" ВАЗ-21213. Во всех случаях увеличение расхода топлива неизбежно.

Разрезные шестерни на распредвал помогут оптимально выставить фазы впуска и выпуска, но тут необходимо вмешательство настоящего спеца по настройке.

Следующий пункт доработки - установка воздушного фильтра нулевого сопротивления. В качестве альтернативы можно рассматривать фильтр от "Москвича-2141", закрепленный над левым брызговиком и соединенный гофрированным шлангом с размещенной на карбюраторе "москвичевской" же "черепахой". При этом "запаска" переселяется в багажник, освобождая пространство для распорки подвески (самодельной, поскольку заводских попросту нет).

Об установке прямоточного глушителя на "Таврию" известно давно, но до сих пор он подбирается методом проб и ошибок.

Если автомобиль выпущен до 1988 года, то усиление стаканов передних стоек, не выдерживающих никакой критики, следует внести в список обязательных работ.

Не лишней будет установка и задней распорки, придающей кузову необходимую для спортивной езды жесткость. Но с возможностью перевозки крупногабаритного груза, например холодильника, придется распрощаться.

Установка отсутствующего у "Таврии" стабилизатора поперечной устойчивости благоприятно скажется на прохождении поворотов. Чаще всего для этой цели используют стабилизатор от ВАЗ-2101, "Лады Самары" или "Лады-110". Крепится он не к передней балке под радиатором (она слишком слабая), а задом наперед к продольным усилителям кузова. Для его крепления к усилителям привариваются П-образные кронштейны с приваренными болтами для установки сайлент-блоков.

Сайлент-блоки рычагов стабилизатора "сажаются" на рычаги подвески, при этом можно использовать такие же кронштейны, что и при креплении стабилизатора к кузову.

Очень интересно использование в подвеске шаровых опор от Audi 80 1973-1977 годов выпуска. За счет того, что палец такой опоры смещен в сторону от оси крепежных отверстий, меняется угол наклона передних стоек (то есть меняется кастор) и улучшается курсовая устойчивость. При этом придется повозиться с рассверливанием и усилением крепежного отверстия в рычаге.

Газонаполненные амортизаторы "Плаза" логически дополнят пакет изменений в подвеске.

Теперь переходим к тормозам. Если на автомобиле нет штатного вакуумного усилителя, то его необходимо поставить, причем специальный, более эффективный, его можно найти в специализированных магазинах деталей для тюнинга.

Если не хочется резать арки колес, то придется остановиться на достаточно редком типоразмере покрышек - 165/65 R13, надетых на новые диски J4, 5.

В салоне отлично разместятся спортивные сиденья "Мобил-Салон НН" или их аналоги, а вот с установкой руля придется повозиться, поскольку в официальных каталогах переходники для "Таврии" не значатся и подбирать их надо методом пересчета количества шлицов.

На этом начальную стадию "дрессировки" "Таврии" будем считать законченной. А о более серьезном тюнинге ЗАЗ-1102 расскажем в одном из следующих номеров "Биржи плюс авто".