БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА "ЧЕМПИОНОВ"
"Трек-Чемпион" - одни из немногих шаровых опор, которые ставят на автомобили многие российские спортсмены-гонщики. Конечно, речь прежде всего об отечественных машинах, участвующих в ралли-рейдах и других нелегких дорожных испытаниях. Но главная особенность шаровых опор "Чемпион" состоит в том, что они соответствуют высоким требованиям прочности и надежности, предъявляемым к специально подготовленным спортивным автомобилям, и устанавливаются без каких-либо доработок и переделок.
Секрет трековских деталей прост.
Они разрабатывались и изготавливаются в расчете на очень сложные условия эксплуатации. Поэтому по безопасности и надежности значительно превышают требования сборочных конвейеров. Ведь на российских просторах экстремальных участков хватает. Впрочем, наши водители знают об этом не понаслышке. Резонно спросить, всем ли нужен избыточный запас прочности? Каждый отвечает на этот вопрос исходя из собственного опыта. Но вот случись что-то в пути, наверное, будет кусать локти и сокрушаться, что переоценил собственные силы и силы собственного авто. Для российского автомобилиста важнее всего личная безопасность и безопасность его близких. Поэтому нужно сделать все, чтобы машина выдержала испытания трудными российскими дорогами.
В борьбе с бездорожьем детали подвески, и в первую очередь шаровые опоры, принимают на себя первый удар. Вот почему силы конструкторов ПО "Трек" направлены на создание надежных шаровых для отечественных автомобилей. Результатом такой планомерной кропотливой работы и стало появление шарнира вазовской передней подвески принципиально нового типа, который и назвали "Чемпион".
"Чемпион" получился, как модно сейчас говорить, "накачанным", прежде всего в результате особенности конструкции. Цельнометаллический корпус исключает возможность выбивания нижней части в отличие от изделий с закатным "дном". Верхнее запорное кольцо овальной формы "вживляется" в корпус методом пластической деформации. Это и определяет высокие значения усилия вырыва пальца. Сравните показатели "Чемпиона" с требованиями стандарта для таких деталей (рис. 1), и станет ясно, что "чемпионские" вдвое перекрывают стандартные параметры. Фактически это означает, что трековские шаровые безопасны и имеют более чем солидный запас прочности. К тому же заложенная в шарниры специальная смазка гарантирует безупречную работу узла в течение всего срока службы. Еще одна конструктивная особенность - специальной формы уплотнительная прокладка, компенсирующая зазор в шарнире на протяжении всего срока эксплуатации. Суммарный осевой зазор прошедших ресурсные испытания деталей под нагрузкой +100 кГс достигает всего 0,15 мм, тогда как, по инструкциям ВАЗа, он допускается в размере 0,7 мм. На практике это означает, что "Чемпионы" проходят без замены 60 тысяч и более километров.
Чтобы исключить внешние факторы, влияющие на работоспособность шарнира, такие как вода, соль, абразивные частицы, мы надежно защитили подвижную часть "Чемпиона" оригинальным чехлом. Пружинное кольцо нижнего уплотнения чехла обеспечивает полную герметичность в соединении с корпусом шарнира, а полимерное в верхнем и полностью изолирует от внешнего воздействия соединение с шаровым пальцем. Особую роль играет материал самого защитного чехла, разработанный при участии известного западного химического концерна "Bayer". Полиуретан, идущий на изготовление "чемпионских" пыльников, в среднем в 2 раза прочнее и эластичнее резины, используемой на других шарнирах, и, что особенно важно для наших суровых зим, он более морозоустойчив.
Что касается цельнометаллического корпуса шарнира, то он также надежно защищен от коррозии и механических повреждений ударопрочным покрытием, полученным в результате применения технологии химического оксидирования.
Высокие технические характеристики "Чемпионов" сделали их популярными у автолюбителей и профессионалов. Многие автогонщики, выступающие в такой трудной дисциплине, как ралли-рейды, ставят трековские "Чемпионы" взамен штатных еще до первого старта. Понятно, что, стремясь добиться наивысших спортивных результатов, они используют только испытанные, зарекомендовавшие себя детали. Победы в спорте и безопасность на трудных дорогах - вот девиз деталей, носящих и оправдавших имя "Чемпион"!
[Графические материалы:
Рис. 1
Шаровые опоры "Чемпион" значительно перекрывают требования ГОСТа по усилию вырыва пальца из корпуса.
Изменение осевого зазора (люфт) в шаровых опорах при испытаниях на долговечность. рис. 1
Материалы доступны в бумажной версии издания]