Перейти к основному содержанию

Главная      Теория разумного риска

Теория разумного риска

"GTI" - спортивная версия нового "VW Golf"

..."Golf HI" в дорогом тюнинге неотступно следовал за мной по узким улочкам Мойте Карло. Несколько раз я бесцельно поворачивал, однако преследователь оставался на хвосте. Наверное, его заинтересовал мой "Golf V". Видимо, он решил, что перед ним модель последнего поколения в интересном тюнинге. На самом деле никакого тюнинга не было - я управлял вполне серийным VW, который был недавно представлен на автосалоне в Парите, -спортивным "Golf GTI". Хотя внешне машина действительно изрядно отличается от массовых "Гольфов". Никогда за длинную историю модификации "GTI" она не выглядела так своеобразно и так задиристо.

Как 30 лет тому назад

"GTI IS BACK" - "GTI вернулся". Эта фраза на презентации спортивной версии "Golf V" пульсировала рефреном на демонстрационных щитах, в строках материалов для прессы, в разговорах с менеджерами и конструкторами. На фотографиях с агрессивно-"накачанным" современным хэтчбеком скромно соседствовал первый "Golf GTI", маленький угловатый автомобильчик. Еще в 70-е годы он породил повсеместную любовь европейцев к так называемым "горячим" хэтчбекам - спортивным модификациям моделей гольф-класса. Двигатель первого GTI был форсирован до 110 сил, машина имела спортивную подвеску, а салон отличался пупырчатым шариком "а-ля мячик для гольфа" вместо набалдашника рычага коробки передач. Главным достоинством той машины были, разумеется, исключительные по тем временам ходовые качества и безмерный водительский кайф. Судите сами: разгон до 100 км/ч занимал всего девять секунд, максимальная скорость достигала 182 км/ч. Лет 30 назад это были показатели спорткара, пусть не самого дорогого и престижного, зато чистокровного! ..

Фольксвагеновцы явно подводили журналистов к выводу: новый "Golf GTI" -прямой наследник традиций того первого, самого взбалмошного GTI. Словно никогда и не было машин с такой аббревиатурой, созданных на базе второго, третьего и четвертого поколений "Golf. Впрочем, именно знаменитый основатель династии и превратил аббревиатуру GTI в отдельный бренд. Она, кстати, означает всего лишь "gran turismo injection" (последнее слово переводится как "впрыск" - оно использовалось во времена, когда это повышающее мощность устройство было сравнительно редким и престижным на фоне преобладания автомобилей с карбюраторами).

- Мы провели небольшое социологическое исследование и выяснили, что аббревиатура GTI известна подавляющему числу европейцев, - подчеркнул на пресс-конференции один из менеджеров VW. - 93, 2% жителей Европы знают, о чем идет речь, когда в разговоре упоминается бренд GTI...

Эк хитро завернули! Аббревиатура-то действительно известная, однако в последние годы под ней продавались странные, мягко говоря, автомобили. Например, "Гольф" с дизелем мощностью 110 сил. Сам по себе мотор хороший, но разве это GTI? С дизелем-то? ! Таким образом и потускнела некогда яркая и привлекательная харизма легендарной аббревиатуры.

И вот - "GTI is Back". Причем в невиданном доселе виде. Раньше спортивные "Гольфы" почти ничем не выдавали своей исключительности. Даже в годы зенита славы отличались разве только мелкими деталями - шильдиками да раздутой юбкой переднего спойлера. Ныне подобная скромность ни к чему. Из дешевой малолитражки "Golf давно превратился в сравнительно дорогой и весьма престижный во многих европейских странах автомобиль. Зачем таиться, если уж выложили кучу денег за флагманскую модификацию? Потому и выглядит новый "Golf GTI" до такой степени вызывающе и своеобразно, что хэтчбек запросто можно принять за тюнинговый автомобиль. Встречайте самый пафосный GTI за всю историю бренда! Облицовка радиатора в стиле "пчелиные соты" обведена по нижнему контуру жилкой красного цвета. Увесистый передний спойлер с огромным воздухозаборником и контрастными вставками сразу намекает на силу мотора, которую превращают в движение колеса с низкопрофильными покрышками и броскими 17-дюймовыми дисками. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель оснащен прямым впрыском топлива FSI и турбонаддувом. Поэтому всего с двух литров рабочего объема инженеры из Вольфсбурга сняли внушительные 200 л.с. Более мощного "Golf GTI" еще не существовало. Как, впрочем, и более увесистого - снаряженная масса автомобиля теперь составляет как минимум 1.336 кг (дополнительное оборудование делает машину еще тяжелее). Сверхлегкая алюминиевая отделка рычага КПП и панелей дверей не особенно улучшили ситуацию. А что вы хотели? Современный автомобиль, оснащенный всеми необходимыми средствами безопасности, волей-неволей получается тяжелым: шесть подушек безопасности в стандартном оснащении, многочисленные электронные системы... Как все это уживается со спортивным характером дебютанта? Для ответа на этот вопрос фольксвагеновцы пригласили нас на один из самых современных автодромов Старого Света - трассу "Поль Рикар".

Правила жанра: три двери и механическая КПП

- КАКОЙ GTI желаете? -спросила девушка, ведавшая раздачей ключей от машин. - Три двери? Пять? Ручная коробка? Трансмиссия DSG?

Нет, не пойду на компромиссы! Я всегда считал и считаю, что истинный "горячий" хэтчбек должен быть трехдверным, с механической КПП. Такой автомобиль и выбираю для нескольких кругов по трассе "Поль Рикар".

Новый "Golf GTI" в отличие от далекого предка нельзя назвать аскетичным. Раздельный климат-контроль, датчики дождя и света, индикатор давления в шинах входят в стандартное оснащение. Но все это - вторично. Главное - водительский кураж, который невольно охватывает, когда опускаешься в спортивное кресло с плотной боковой поддержкой и кладешь руки на маленький, обшитый кожей руль, слегка усеченный снизу, как на гоночных "формулах". Приборы демонстрируют потенциал машины даже при выключенном моторе: вполне реальные 6.500 об/мин на тахометре и хвастливые 300 км/ч на спидометре (на деле максимальная скорость составляет "всего" 235 км/ч).

GTI берет старт с некоторой задержкой на малых оборотах (привет от экологических норм "Евро-4"), а затем 200-сильный турбомотор молниеносно раскручивается до предела, через считанные секунды требуя включения следующей ступени. Сцепление здесь достаточно легкое для спорткара. Вторая передача заканчивается аккурат на 100 км/ч. С момента старта прошло всего семь с небольшим секунд.

...До крутого поворота остается 150 метров, 100, 50... В последний момент нажимаю тормоз. Окрашенные в красный цвет суппорты намертво прикусывают тормозные диски увеличенного по сравнению с обычными "Гольфами" диаметра. Однако скорость все равно велика -меня начинает сносить на внешнюю бровку виража. Слышу скрежет противозаносной автоматики, которая помогает удержать автомобиль на траектории. Ага! Чувствуются иные настройки системы стабилизации. На обычном "Golf" она просто не допустила бы развития сноса, а здесь электроника позволяет немного поскользить, добавляя азарта.

На выходе из поворота обороты мотора сначала показались непозволительно малыми, однако "горячий" хэтчбек с неожиданным напором ринулся вперед, удивляя недюжинной силой ускорения. Это одна из изюминок нового мотора: он выдает максимальную тягу в очень обширном диапазоне. Пик крутящего момента приходится практически на всю шкалу тахометра - от 1.800 до 5.000 об/мин. Отсюда и сочный разгон даже с малых оборотов.

Затем промелькнула череда из нескольких ходовых поворотов. Здесь я почувствовал, как мягко и ненавязчиво наливается тяжестью руль, позволяя точно контролировать траекторию аккуратными, едва заметными движениями - примерно так работают со скальпелем руки хирурга... По сравнению с обычным "Гольфом" ощущения от вождения GTI стали на порядок интереснее. Здесь заметно острее рулевое управление и серьезно перенастроена подвеска. Хочется до бесконечности "облизывать" разнообразные виражи, которые машина проходит с минимальными кренами и при этом не стремится вытрясти из вас душу, если дорога неровная, - сочетание цепкости и приличной плавности хода было и остается одним из достоинств "VW Golf GTI".

В характере автомобиля нет откровенной резкости, присущей иным "горячим" хэтчбекам. На некоторых машинах достаточно энергичного рывка рулем, чтобы вызывать занос. GTI пресекает подобные поползновения в принципе. Он может чуть скользнуть носом, намекая на предел своих возможностей, но резко встать боком поперек дороги - никогда. Это не входит в заложенную в него программу разумного риска. Спортивное шасси с уменьшенным на 1, 5 см клиренсом, усиленные амортизаторы и стабилизаторы поперечной устойчивости позволяют получать истинное удовольствие от быстрого вождения, но без лишних стрессов. Может, удастся повысить уровень адреналина, отключив систему стабилизации? ..

Коробка из арсенала "Audi"

НАЖАТИЕМ клавиши отключаю противозаносную электронику. В комбинации приборов зажегся предостерегающий символ с изображением идущего в заносе автомобильчика. Резкий старт -и передние колеса несколько мгновений шлифуют асфальт. Теперь заходим в поворот, закручиваем траекторию и добавляем газ... Заскрипели покрышки. GTI начал скользить в сторону. Настал момент, когда пора возвращать автомобиль на траекторию, иначе вылета с трассы не избежать, но за долю мгновения до того, как я успел что-либо предпринять, "Volkswagen" словно одернули, неведомые силы прекратили скольжение, хотя предупреждающий символ на приборной панели продолжал гореть. Что за черт? ..

Подъезжаю к инженерам:

- Система стабилизации отключается полностью?

- Да. (Никто даже не покраснел! )

- А мне показалось, что автоматика все равно работает даже при формальном отключении.

- Все правильно, - тотчас перешли на доверительный тон фольксвагеновцы. - Только не всем об этом интересно знать. Многим людям приятно думать, что они сами справились с автомобилем...

В общем, опять налицо принцип разумного риска. Гоняй, свисти резиной, скользи, но электроника все равно остается на страже безопасности. Отключая противозаносную систему, вы ее не отключаете вовсе - просто отодвигаете порог срабатывания.

Затем я пересел на GTI с роботизированной коробкой передач DSG. Несколько лет назад она появилась на спортивных "Audi" (в ход пошли раллийные наработки прошлого, когда автомобили с четырьмя кольцами на радиаторе блистали в мировом чемпионате по ралли). Теперь такая трансмиссия используется на других марках концерна VW.

На первый взгляд органы управления DSG (direct shift gearbox - коробка прямого включения) аналогичны обычному "автомату": две педали и селектор выбора режимов трансмиссии с отдельным сектором для переключений вручную. Впрочем, можно менять передачи, нажимая клавиши на руле. Каждый выбирает то, что ему удобнее и привычнее. Однако на этом сходство с "автоматом" и заканчивается. Ведь здесь стоит механическая КПП, оснащенная электро- и гидроприводами переключения скоростей. Изюминка DSG заключается в том, что трансмиссия имеет не одно, а два сцепления. Каждое отвечает за свой ряд передач: одно за четный, другое - за нечетный. И когда включается, скажем, первая скорость, то вторая заранее находится на подхвате, удерживаемая вторым сцеплением. Как только дается команда на переключение - одно сцепление размыкается, второе сразу замыкается. Вторая включается мгновенно, за миллисекунды. Вы даже не почувствуете рывка. Таким образом, DSG обеспечивает постоянный поток мощности от мотора к колесам.

Пересев на машину с DSG, я понял, что мое время на круге улучшилось. Увы, даже при всем старании человек не сможет переключаться с такой четкостью и быстротой, как это делает роботизированная трансмиссия с двумя сцеплениями. Недаром по динамике разгона и экономичности "Golf GTI" с DSG заметно переигрывает вариант с механической КПП. И это тоже вполне логично вписывается в теорию разумного риска, которой следовали создатели нового "Golf GTI".

***

Краткая техническая характеристика "Volkswagen Golf GTI"

Габаритные размеры 421, 6x175, 9x146, 6 см

Снаряженная масса 1.336 (1.355) кг

Двигатель 4-цил., рядный, 2 л

Мощность 200 л.с. при 5.100 об/мин

Крутящий момент 280 Нм при 1.800 об/мин

Максимальная скорость 235 (233)* км/ч

Разгон 0-100 км/ч 7, 2 (6, 9) с

Средний расход топлива 8 (7, 9) л/100 км

Запас топлива 55 л

*В скобках - данные автомобиля с роботизированной трансмиссией DSG.

фото автора и VW Марсель - Москва