Перейти к основному содержанию

Главная      Боевая "единица" атакует

Боевая "единица" атакует

Этот автомобиль не давал спокойно спать многим механикам и гонщикам еще лет двадцать назад. С тех пор о гоночных "копейках", казалось, забыли. Сейчас эта спортивная машина ВАЗ-2101 вновь выходит на гоночные трассы страны и даже мира. По скорости машина не уступает современным гоночным "одноклассникам". На пятом этапе чемпионата России по кольцевым автогонкам в Мячкове она увидела клетчатый флаг одиннадцатой из 18 финишировавших. Там же мы познакомились с этим поистине неординарным автомобилем поближе.

Воплотить этот проект в жизнь решилась гоночная команда российского кольца "Сити Моторспорт". Там под руководством спортивного директора Алексея Григорьева начались поиски подходящего экземпляра. Перед рассказом о самой машине стоит уделить внимание личности Алексея Александровича.

Мастер спорта международного класса Алексей Александрович Григорьев участвовал в автомобильных кольцевых гонках. Его "боевой" единицей в конце семидесятых - середины восьмидесятых была "копейка". Как говорит сам Григорьев, будучи 13 лет в составе сборной СССР по автомобильным кольцевым гонкам, он участвовал везде. На его счету два завоеванных титула чемпиона СССР, три звания вице-чемпиона СССР. Григорьев дважды выигрывал серебро Кубка советских стран и один раз становился победителем этого соревнования за рулем ВАЗ-2101. После выигранного Кубка соцстран 1983 года его гоночную машину, тот самый ВАЗ-2101, поместили в политехнический музей в Москве.

В составе сборной страны Алексей Александрович смог объездить чуть ли не пол-Европы. Естественно, это были дружественные СССР страны - Польша, Германия, Чехословакия, Румыния и прочие, но посещение этих стран в те времена было особенно почетно. За время гонок Григорьев "насобирал" порядка 30 побед. На трассе борьбу вел с Виталием Богатыревым, Александром Нуждиным (он, кстати, тоже был в Мячкове, где его сын Сергей стартует в престижном классе Туринг).

Во времена СССР гонщики, как и сейчас, имели специализацию - кольцо, кросс, ралли... Но тогда считали, что пилот не должен замыкаться на одном виде автогонок, и, дабы не терять мастерства (а зимой можно получить уникальный опыт), они ездили в зимних видах. Поэтому в период декабря-февраля можно было запросто встретить и "летних" кольцевиков на разнообразных снежных стартах. Был Алексей Александрович и на ипподроме в тогдашнем Калинине. Здесь он боролся с Владимиром Гольцовым. О занятой позиции говорит, что не помнит, но точно может сказать, что не стал тогда чемпионом. Все-таки основная квалификация - менее скользкий асфальт.

Гоночное "копье" рвется в бой

Изначально автомобиль готовили к соревнованиям старинных машин Eiffel Classic, которые пройдут 16 октября. На трассу в немецкий Нюрбургринг съедутся лучшие спортивные автомобили предыдущих эпох. Нам же важны машины семидесятых годов, в класс которых и попадает "копейка". Соперниками нашей машины будут "Лянчи", "Фиаты" и "Форды" тех времен. Гонка пройдет на легендарной трассе Нюрбургринга - 25-километровом кольце, способном вместить до 100 машин участников.

Для участия в первенстве и была создана эта "копейка". Прототипом послужила машина, сейчас хранящаяся в Политехническом музее. С нее "срисовали" некоторые технические моменты в период постройки гоночного болида. Донор - обычная "копейка" 1971 года выпуска, которых в России очень много до сих пор. "Аппарат" с приличным кузовом нашли почти случайно (вообще, подошел бы почти любой). Кузов машины был выпущен заводом одним из первых - это 33 922-й экземпляр ВАЗ-2101. Над внешним видом немного поработали - поставили новые крылья с более развитыми расширителями арок, сделали передний спойлер. Ради большей сохранности пилота при возможной аварии создали стальной каркас безопасности. Все содержимое машины было удалено (кроме обшивок дверей), и масса машины теперь составляет 940 килограммов.

С мотором мороки было немного больше. Стандартный вазовский 1600-кубовый двигатель "раскрутили" на 120 лошадиных сил при 6 700 об./мин. Мощность повышена за счет спортивного распредвала. Топливно-воздушную смесь для двигателя "готовят" два горизонтально расположенных карбюратора Webber. С такой мощью автомобиль показывает вполне достойные результаты. В недавних заездах на Дмитровском полигоне "копейку" раскочегарили до 164 километров в час. Это, замечу, при стандартной коробке передач! Если бы на машине остался стандартный спидометр, то стрелка зашкаливала бы... До первой сотни машина ускоряется за 9,5 секунды. У стандартной "копейки" разгон около 20 секунд, хотя, говорят, двигатель еще доработают...

В конструкции шасси мало что было изменено. Во-первых, машина понижена. Установлены более низкие и жесткие пружины. В пару к ним поставили спортивные амортизаторы, этим достигается лучшая управляемость машины в предельных режимах гонки. Основная конструкция подвесок осталась обычной: спереди - независимая, сзади - зависимая. Тормоза двадцатилетней давности (по конструкции): передние дисковые, а задние барабанные! На гоночной-то машине?! Но...

Видимо, таковы требования технического регламента. Похоже, что конструкция машины должна соответствовать эпохе создания, поэтому и сохранены барабанные тормоза, подвески и даже обшивка салона.

***

В бой на четырехчасовой гонке в Германии "копейку" поведут Лев Фридман из команды "СитиМоторспорт" и шеф-редактор журнала "АвтоСпорт" Рустам Акиниязов. Автомобиль обещают вести быстро, но безопасно. Хотелось чтобы машинка финишировала и вернулась на родину целенькой...

В команде говорят: "В европейской гонке будем изо всех сил стараться, чтобы не ударить в грязь лицом, ведь автомобиль готовили для успешных выступлений!"

Остается только пожелать удачи команде, выставляющей единственную отечественную машину на международной гонке старинных спортивных машин Eiffel Classic.