ЛОБ-ХОЛОДНАЯ ГОЛОВА
ЛУЧШИЙ ГОНЩИК МИРА МОГ СТАТЬ ХОРОШИМ ГИМНАСТОМ ИЛИ ПРЕКРАСНЫМ ЭЛЕКТРИКОМ
2 октября Себастьен Лоб во второй раз подряд стал чемпионом мира по ралли. О лучшем и самом неординарном раллисте мира рассказывает корреспондент "Ъ-Спорта" Алексей Доспехов.
Историю жизни этого человека никак не назовешь типичной для гонщика. Неделю назад в маленьком японском городке Обихиро, в окрестностях которого проходил 13-й этап чемпионата мира, Себастьен Лоб, только что ставший двукратным чемпионом мира, вспоминал о том, как все для него начиналось. О том, как отец, известный во Франции гимнаст, очень хотел, чтобы и сын занимался гимнастикой. Как он ею занимался и даже достиг неплохих результатов - к 12 годам был уже четырехкратным чемпионом Эльзаса, занял пятое место на чемпионате страны. Вспоминал, что на самом деле гимнастику не любил, а любил ездить по своему родному городу Оберхоффену на велосипеде. Особенно любил лавировать между деревьями. "Я обожал скорость, обожал обгонять других", - рассказывал Лоб о своем детстве. Он в итоге так и не стал ни хорошим гимнастом, ни хорошим велосипедистом. Он вообще был близок к тому, чтобы так и не стать спортсменом, потому что велосипед остался не более чем детским хобби, а нелюбимую гимнастику он в конце концов забросил. Трудно сегодня поверить, но однажды Лоб решил, что будет простым рабочим, и освоил сразу несколько специальностей. Об этом этапе в своей жизни он тоже вспоминал в Японии. И вспоминал с большим удовольствием. "Знаете, для меня ведь не так важно было, что я делаю. Главным для меня было осознавать, что я делаю это лучше всех. Поверьте, я и рабочим был прекрасным", - говорил гонщик...
Многие, кто интересуется ралли, наверняка впервые обратили внимание на Себастьена Лоба в октябре 2001 года. За первое место в чемпионате мира тогда боролись два великих пилота - Томми Мякинен из Mitsubishi и Колин Макрей из Ford. Но на этапе в Сан-Ремо ни тот, ни другой не смогли показать ровным счетом ничего хорошего - Макрей не попал в зачетную шестерку, Мякинен всмятку разбил машину.
А за победу дрались два француза. Про одного из них - Жиля Паницци из Peugeot - давно было известно, что он неплох на скоростных асфальтовых трассах. Про второго - Себастьена Лоба из Citroen - мало кто что-нибудь знал. Ну, кроме того, что он дебютант чемпионата. Хотя и это в действительности было заблуждением - все-таки он уже принимал участие в гонках, но не в классе WRC, а только на него обращают пристальное внимание. Так что в каком-то смысле Лоб в свои 27 и вправду был дебютантом.
Так вот, этот дебютант на равных сражался с опытным Паницци! Тот потом признавался, что неоднократно по ходу ралли думал: или он сейчас замедлит темп и позволит беспрестанно атаковавшему сопернику себя обойти, или вылетит на обочину, Паницци все-таки выдержал. Но Лоба запомнили, записав, правда, в "асфальтовые специалисты", то есть в пилоты, которые могут хорошо выступать исключительно на ровных покрытиях (как в теннисе есть ведь игроки, специализирующиеся исключительно, скажем, на грунте).
Тогда в Сан-Ремо Лоб для всех еще был человеком из ниоткуда. Человеком, проделывавшим, пока звезды-ровесники сражались за победы на этапах чемпионата, свой безумно трудный путь от хорошего электрика до хорошего гонщика, которым он все же захотел в конце концов стать, через разные национальные французские раллийные серии, через участие в гонках мирового первенства на частных слабеньких SEAT и Toyota Corolla. Но в конце концов сумел ведь обратить на себя внимание менеджера Citroen Ги Фрекелена.
Фрекелен в ралли - личность, надо сказать, почти легендарная. Если проводить модные для любого вида автоспорта аналогии с "Формулой-1", то руководителями такого же масштаба там являются, например, Флавио Бриаторе или Рони Деннис. Заметил Фрекелен отлично выступавшего во Франции, но по большому счету незнакомого Европе эльзасского пилота в переломный, можно сказать, для своей "конюшни" момент.
В 90-е годы Citroen - такова была политика концерна - делал ставку на ралли-рейды. Созданный компанией прототип, за рулем которого ездили два замечательных пилота Ари Ватанен и Пьер Лартиг, до сих пор остается чем-то вроде эталонного автомобиля в этом виде гонок. "Красная ракета" легко разгонялась в песках Сахары до 220 км/ч. Задача Фрекелена человеку со стороны могла показаться простой: у такой машины вроде бы не могло быть конкурентов по определению, кто бы там ни руководил командой. В реальности же шеф "конюшни" выполнял сложнейшие функции по подбору соответствующего уровню техники персонала, а также по поддержанию нормального микроклимата внутри коллектива. Это было, надо сказать, непросто, поскольку две суперзвезды - Ватанен и Лартиг- недолюбливали друг друга, как в свое время не ладили в McLaren Айртон Сенна с Аленом Простом. Но Фрекелен умудрялся каким-то образом не доводить дело до явного конфликта.
Идиллия в конце концов закончилась. Вечные победы одной "конюшни" в ралли Париж-Дакар надоели Международной федерации автоспорта (точнее, возглавлявшему ее комитет по ралли-рейдам и лично участвовавшему в них Жан-Луи Шлессеру), и класс прототипов был ликвидирован. Citroen покинул Дакар и переключился на классические ралли, для которых требовалось создание принципиально новой машины и пилоты с принципиально иными качествами. При этом цель осталась прежней - построить раллийную Dream Team.
С Себастьеном Лобом и его штурманом
Даниэлем Эленой Ги Фрекелен подписал контракт на первом этапе создания "команды-мечты", когда у Citroen уже была быстрая, но еще в отличие от своего дакаровского предшественника не умеющая ездить по грязи машина. Машина с ограниченными, но постепенно улучшающимися возможностями. Не так давно Фрекелена спросили, что же его привлекло в уже не юном и не имеющем международных достижений гонщике. Он ответил, что Лоб допускал очень мало ошибок. Фрекелену показалось, что на стадии становления именно такой - надежный в первую очередь - человек ему и нужен.
Новичок его не подводил. Фурор произвело выступление Лоба в ралли Монте-Карло в 2002 году, по традиции открывавшем чемпионат. Он лидировал со старта вплоть до финиша, но занял не первое, а второе место. Во второй день ралли Citroen допустил дурацкую ошибку, заменив Лобу колеса во время так называемого вечернего сервисного парка, что запрещено регламентом. Француз после рассмотрения эпизода, так сказать, постфактум заработал двухминутный штраф, который оставил его позади Мякинена . Потом последовала уже полноценная победа - в Германии, на сыроватом, повторим, еще автомобиле. В общем, Лобом в команде должны были быть довольны. Им и были довольны, но на следующий сезон Ги Фрекелен подписал контракты с двумя суперзвездами ралли Карлосом Сайнсом и Колином Макреем.
И сразу стало понятно, что в качестве примы для Dream Team Себастьена Лоба в Citroen, который уже сделал машину, пригодную для езды и по снегу, и по грязи, не рассматривают. Его рассматривали в качестве третьего пилота - страховки для двух великолепных лидеров.
На месте Лоба многие бы сдались. Он же в очередной раз потряс всех, проведя потрясающий сезон. Макрей никак не мог приспособиться к новому автомобилю и быстро расстался с надеждами на титул. Сайнс был хорош. Но точно так же хорош, как выдающийся испанец, дважды выигрывавший чемпионаты мира, был и Лоб!
Концовка сезона была невероятной по интриге. Перед заключительной гонкой в Великобритании лидировали с равным количеством очков Сайнс и Лоб. На очко позади шел Петтер Сольберг из Subaru.
Для Сайнса последняя битва началась ужасно. Испанец не успел стартовать, как у него случилось ЧП - загорелась видеокамера, установленная на его автомобиле телекомпанией ВВС. Сайнс потушил пожар и рванул догонять ушедших вперед конкурентов. "К сожалению, я так и не сумел выбросить из головы тот инцидент, потерял концентрацию" - так он объяснит, почему на третьем спецучастке не вписался в поворот и улетел в кювет. Одним претендентом стало меньше.
Лоб дрался с Сольбергом довольно долго. Но в конце концов превосходство Subaru норвежца в проходимости на грязных валлийских дорогах сказалось, француз отстал. Впрочем, свой приз он получил - благодаря его второму месту Citroen выиграл чемпионат заводских марок.
На следующий год Себастьен Лоб, что уже выглядело вполне естественно, превратился в первого пилота команды. Сайнс стал вторым. Макрей вообще ушел и из Citroen, и из классических ралли.
В том сезоне Лоб имел такое преимущество над соперниками, какое в "Формуле-1" было у Михаэля Шумахера. Он выиграл свое любимое ралли Монте-Карло. Затем выиграл в Швеции, где вообще-то выигрывать был не должен, потому что в специфических скандинавских условиях - на снегу - добиваются успеха только северяне. До Лоба первое место в Швеции никогда не занимали представители иных стран, кроме собственно Швеции и Финляндии.
Француз рассказывал, как специально, понимая, что одними асфальтовыми подвигами первенство мира не выиграешь, пять лет назад записался в автошколу Андерса Кулланга, известного в прошлом раллиста из Швеции. Он как раз специализируется на подготовке гонщиков к выступлениям на снегу и льду. И вот учеба принесла результат. Но все говорили о том, что все дело в его Citroen, который наконец превратился в совершенную машину.
После седьмого этапа, проходившего в Турции, эти люди забыли о своих словах. На самом последнем спецучастке Себастьена Лоба, который вроде бы уже мог чувствовать себя спокойно - отрыв позволял, настигла беда. Одна из задних покрышек Citroen не выдержала и взорвалась. Единственное, что оставалось французу, - вообще снять ее и ехать к финишу на трех колесах. И он каким-то образом умудрился не просто доехать, но и удержать победу!
Когда на Корсике за два этапа до окончания сезона он гарантировал себе титул чемпиона мира, ни у кого уже не было ни малейших сомнений в том, что этот титул завоеван не мотором, шинами и подвеской Citroen, а в основном талантом его первого пилота. И комплимент, сделанный ему партнером Сайнсом, никому уже не казался преувеличением. "Знаете, я бы сильно удивился, если бы Себастьен не стал в этом году чемпионом мира, - сказал испанец. - Он одинаково хорошо выступает на всех покрытиях. У него потрясающе холодная голова, и даже в тяжелой ситуации он почти не допускает ошибок. Если честно, я не вижу ни одного качества, каким должен обладать чемпион мира и которого не было бы у Себастьена".
Прошедший сезон стал по большому счету всего лишь логичным продолжением предыдущего. Себастьена Лоба уже невозможно было остановить. Он - примерно по одному сценарию: уходя вперед на старте ("Так мне спокойнее", - полушутя-полусерьезно объяснял Лоб свою тактику) и держа темп с отрывом до финиша - побеждал и побеждал, побив по ходу сезона два выдающихся рекорда. Один - 20-летней давности Тимо Салонена, когда в Греции продлил серию из выигранных этапов чемпионата мира до пяти. Второй - державшийся 13 лет, установленный соотечественником Дидье Ориолем, когда в Аргентине опередил всех в общей сложности в седьмой гонке сезона.
Первых мест после Японии у него стало девять. Должно было быть на одно больше, но в Великобритании Лоб намеренно нарвался на штраф, когда узнал, что по ходу гонки насмерть разбился штурман Маркко Мартина из Peugeot Майкл Парк. Валлийскую гонку выиграл в итоге Сольберг. А спустя несколько дней норвежец подошел с женой и сыном к Лобу и вручил ему подарок. Какой именно подарок, француз держит в секрете, но говорит, что очень дорогой. Преподнесен он был к состоявшейся 10 сентября свадьбе двукратного чемпиона мира с его подругой Севрен, девушкой, которая любила его давным-давно - еще с тех времен, когда он был скорее электриком, чем гонщиком.
Все для него в этом году закончилось счастливо. Что будет дальше, никто не знает. Корпорация PSA Group, объединяющая Peugeot и Citroen, решила уйти из ралли. Навсегда или, может, всего на сезон - неизвестно. Неизвестно, и как поступит в сложившейся ситуации Себастьен Лоб - будет отдыхать, перейдет в другую команду или в другую серию. Все может быть. Ведь принял же он участие летом в "24 часах Ле-Мана" и ехал довольно неплохо. И потом, все уже поняли, что ждать от него можно чего угодно
***
Себастьен Лоб
Родился 26 февраля 1974 года в Оберхоффене (Франция).
Достижения в ралли
2000 год - чемпион Франции (Renault).
2001 год - чемпион Франции. Дебют в чемпионате мира в классе WRC (Citroen)
2002 год - первая победа в гонке чемпионата мира (Германия).
2003 год - второе место в общем зачете чемпионата мира (три победы на этапах).
2004 год - чемпион мира (шесть побед на этапах).
2005 год - чемпион мира (девять побед на этапах за три гонки до окончания сезона).
В общей сложности принял участие в 55 этапах чемпионата мира, одержал 18 побед.
***
Чемпионы мира по ралли
1979 год Бьорн Вальдегард (Швеция, Ford)
1980 год Вальтер Рорль (Германия, FIAT)
1981 год Ари Ватанен (Финляндия, Ford)
1982 год Рорль (Opel)
1983 год Ханну Миккола (Финляндия, Audi)
1984 год Стиг Блумквист (Швеция, Audi)
1985 год Тимо Салонен (Финляндия, Peugeot)
1986 год Юха Канккунен (Финляндия, Peugeot)
1987 год Канккунен (Lancia)
1988 год Мики Биазьон (Италия, Lancia)
1989 год Биазьон
1990 год Карлос Сайнс (Испания, Toyota)
1991 год Канккунен
1992 год Сайнс
1993 год Канккунен (Toyota)
1994 год Дидье Ориоль (Франция, Toyota)
1995 год Колин Макрей (Великобритания, Subaru)
1996 год Томми Мякинен (Финляндия, Mitsubishi)
1997 год Мякинен
1998 год Мякинен
1999 год Мякинен
2000 год Маркус Гронхольм (Финляндия, Peugeot)
2001 год Ричард Берне (Великобритания, Peugeot)
2002 год Гронхольм
2003 год Петтер Сольберг (Норвегия, Subaru)
2004 год Себастьен Лоб (Франция, Citroen)
2005 год Лоб