Перейти к основному содержанию

Главная      ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ АВТОСТРАХОВАНИЕ В БОРЬБЕ С "ГЕНОЦИДОМ НА ДОРОГАХ"

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ АВТОСТРАХОВАНИЕ В БОРЬБЕ С "ГЕНОЦИДОМ НА ДОРОГАХ"

Первое дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом произошло в Лондоне 17 августа 1896 г. Автомобиль двигался со скоростью 12 км в час. Погибла женщина, мать двоих детей. Судья, ведущий процесс, сказал: "Это не должно повториться никогда". К сожалению, его слова не были пророческими.

Сегодня Генеральная Ассамблея ООН определяет происходящее на дорогах как "глобальный кризис в области безопасности дорожного движения" , не оставляя нам слов для того, чтобы адекватно охарактеризовать положение на наших, российских дорогах.

В 2000 г. в России в результате ДТП погибли 29 594 человек, 179401 были ранены. В 2001 г. - 30 916 погибших, 187 790 раненых, в 2002 г. - 33 243 погибших, 215 678 раненых; а в 2003 г. - уже 35 602 погибших и 243 919 раненых.

В Государственном докладе, опубликованном 11.09.2003г., "О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации" рост числа погибших в 2004 г. и последующих годах прогнозируется от 4 до 10%, раненых - от 7 до 15%. Отнесемся к этому с полным доверием: предыдущий печальный прогноз оправдался!

Между тем эти цифры стали чем-то привычным, будничным, даже чем-то как бы само собой разумеющимся. Статистика. Стало быть, с этим вроде бы ничего не поделаешь. Более того, в ходе административной реформы ликвидируется комиссия по безопасности движения. Тем самым нам предложено считать, что этой проблемы нет. Смерти есть - проблемы нет! Но во всем мире эта проблема называется "геноцид на дорогах".

В остальном мире ежегодно гибнет 1 млн. 260 тыс. человек, более 50 млн. получают травмы и увечья. В 2002 г. смерть в результате ДТП была девятой причиной смерти в списке причин смертности.

Всемирная организация здравоохранения делает прогноз: если тенденции сохранятся, то в 2020 г. смерть от ДТП станет третьей причиной смертности, опередив туберкулез, СПИД, малярию и инсульт, причем на страны с низким и средним уровнем дохода приходится 85% всех ДТП. Россия входит в число этих стран. К 2020 г. количество ДТП в развивающихся странах увеличится на 65%, соответственно возрастет и количество погибших и раненых.

И еще один вывод из Доклада Генеральной Ассамблеи - жертвами ДТП в основном становятся бедные. У нас никто такого анализа никогда не делал, но, похоже, что все обстоит таким же образом.

Подсчитано, что расходы калечение, реабилитацию, выплаты по инвалидности составляют 1 -2% ВВП.

В России планируемый рост ВВП должен составить 10% в год, при этом 2% прироста будут потрачены на компенсацию жертвам дорожно-транспортных происшествий, и это без учета материальных потерь (только в 2003 г. общий социально-экономический ущерб от ДТП - 321,6 млрд. руб.).

Ежегодный экономический ущерб от ДТП во всем мире - 518 млрд. дол., из них 100 млрд. приходится на развивающиеся страны, весь объем финансовой помощи которым составляет 65 млрд. дол. в год.

Во всей Европе погибает около 40 тыс. человек в год. И это при европейской плотности населения, количестве автомобилей, протяженности дорог и интенсивности движения. В США - 43 тыс. человек; в Японии - 8326 человек в 2002г. (при пике 17765 человек в 1970 г.); в Индии - более 80 тыс. человек (240 человек в день и один в 6 минут). При этом, например, Швейцария к 2010 г. планирует сокращение количества ДТП на 50%, Дания - на 40%, Польша - на 43 %. Европа в целом - от 40 до 50%. В США и Канаде к 2008 г. число ДТП должно быть снижено на треть, в Новой Зеландии - на 42%.

Заявления о бескомпромиссной, системной и целенаправленной борьбе за повышение безопасности на дорогах делают президенты и премьеры.

Очень показателен пример маленькой Коста-Рики. Принятый президентом и жестко реализованный национальный план по повышению безопасности движения позволил за два года снизить число ДТП со смертельным исходом на 50%.

Генеральная Ассамблея ООН, говоря о глобальном кризисе, подчеркивает, что ответственность за обеспечение безопасности движения несут власти страны, города, муниципалитеты; для обеспечения эффективности действий необходима твердая политическая воля, прежде всего, на национальном уровне.

Наша российская действительность, наши реалии и прогрессирующие с каждым годом показатели роста числа ДТП и пострадавших в них говорят либо об отсутствии этой самой твердой политической воли, либо о нежелании видеть проблему и заниматься ею. А люди между тем гибнут, число калек растет.

Вступивший год назад в действие Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" должен стать тем реально действующим механизмом, который, с одной стороны, обеспечит возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу пострадавших на дорогах и их семьям, с другой - сыграет позитивную роль в повышении безопасности дорожного движения.

В этом его главные цели, в этом его суть.

В других странах мира проблемой повышения безопасности движения занимаются и отвечают за это перед обществом множество ведомств и организаций и т.п.: 1) ведомство (чаще всего министерство транспорта), отвечающее за разработку законодательства в области дорожной безопасности; 2) ведомство, занимающееся строительством и обслуживанием дорог; 3) министерство здравоохранения; 4) надзор за безопасностью движения или дорожная полиция; 5) организации, производящие и торгующие автомобилями и запчастями; 6) нефтяные компании; 7) страховые компании; 8) организации, занимающиеся подготовкой водителей.

В России уверенно можно сказать: этим занимается ГАИ. Другие либо незаметны, либо ничего не делают, либо что-то делают, но деятельность их неэффективна.

Кто координирует эту деятельность? Да никто.

Роль страховщиков, занимающихся ОСАГО, только начинает обретать определенные контуры, но она должна быть (и будет) весьма весомой и значительной, как во всем мире. Как, например, в Финляндии, где Финский фонд страховщиков проводит расследования каждого случая дорожного травматизма со смертельным исходом в стране и предоставляет соответствующие данные правительству и другим органам, которых касается дорожная безопасность. Страховой институт дорожной безопасности в США предоставляет данные о характеристиках новых автомобилей при испытании на удар и других вопросах дорожной безопасности правительственным учреждениям и независимым научно-исследовательским институтам.

Из всех поименованных структур в снижении числа ДТП и пострадавших в них, в повышении безопасности дорожного движения больше всех заинтересованы страховщики.

Следует отметить, что ранее в России страховщики, профессиональное объединение автостраховщиков никогда в этой системе не участвовали. И это при ежегодном росте аварийности и числа жертв, при том, что возмещение вреда жизни и здоровью, ущерба имуществу люди ждали годами, а нередко и всю жизнь.

Сегодня, после принятия Закона создан и включен рыночный механизм, действуют экономические стимулы. У страховщиков наличествует прямая заинтересованность в снижении числа ДТП и уменьшении количества смертей, травм, увечий. Ведь чем их меньше, тем ниже страховые выплаты.

Стимулировать водителей к безаварийной езде должно положение Закона, вступившее в действие с 1 июля 2004 г., - система "бонус-малус". Ездил без аварий год -получи скидку тарифа, нарушал ПДД - получай повышенный коэффициент к тарифу и плати больше, причем значительно.

Какими способами РСА, автостраховщики смогут оказывать влияние на повышение безопасности движения? Теми же самыми, экономическими и, стало быть, эффективными.

Рассмотрим ряд факторов, влияющих на безопасность движения. Первый - техническое состояние автомобиля, элементы его пассивной безопасности.

Согласно оценкам, подушки безопасности позволяют снизить уровень смертности на 8 - 14% при любых видах аварий и на 22 - 29% при лобовых столкновениях. Сочетание ремней и подушек безопасности приводит к сокращению числа смертельных случаев на 68%.

В этой связи возможно и введение повышающих коэффициентов для владельцев автомобилей, не оборудованных элементами пассивной безопасности (ремнями, подушками безопасности и др.), неисправных автомобилей, а также санкций для предприятий, производящих такие автомобили, и, наоборот, понижающие коэффициенты для владельцев автомобилей с высокой степенью защищенности водителя и пассажиров.

К сожалению, практически все или почти все советские и российские автомобили не отвечают современным требованиям по безопасности и должны быть запрещены к эксплуатации. Это жестко, но по отношению к собственному населению было бы гуманно. Если бы все автомобили сегодня соответствовали требованиям безопасности, то показатели смертности и инвалидности снизились бы на 50%. Таков вывод Всемирной организации здравоохранения.

Второй фактор, напрямую влияющий на безопасность дорожного движения, - техническое состояние дорог. В России с неудовлетворительным состоянием улиц и дорог связано каждое четвертое ДТП. Страховщики в скором времени будут контролировать состояние дорожного полотна, разметки, ограждений, светофоров, указателей, знаков, мостов, тоннелей, уличного освещения, железнодорожных переездов и т.д. Точнее, уже начинают контролировать, и тому есть примеры. Если ДТП произошло потому, что был открыт люк на проезжей части, не работал светофор, бомжи сняли дорожный знак, погасло освещение, страховщики будут предъявлять судебные иски к конкретным виновникам, соответствующим службам, защищая интересы потерпевших, нынешних и потенциальных. Причем это будет не разовая компания, а систематическая работа.

Повышение безопасности движения не всегда очень затратное мероприятие. Скажем, когда на автодороге с двумя полосами движения в каждом направлении посредине установили разделительный барьер, аварийность снизилась на 90%. Стоимость же этого барьера составила всего 1% от сметной стоимости дороги.

ВСС будет поддерживать и при необходимости инициировать ужесточение санкций к нарушителям, предлагать и вводить новые требования в Правила дорожного движения, Административный и Уголовный кодексы.

Исследования показывают, что включение в дневное время фар снижает аварийность на 12,5%, число ДТП с участием пешеходов - на 15%, а 92% водителей, погибших в ДТП, не были пристегнуты ремнями безопасности. Более того, в одной из стран гражданским иском по поводу ограничения личной свободы законодательно было отменено требование по обязательному использованию ремней безопасности, что привело к росту уровня смертности при ДТП на 50%.

Думаю, что страховщики должны жестко настаивать на исполнении этого требования и в России, если нам дороги жизни наших сограждан, и не только настаивать на исполнении, но и контролировать так же, как это контролирует ГИБДД. В последние же годы это никак не контролируется.

Если граждане (не будем стеснять себя в выборе определения) наплевательски относятся к своей жизни, жизни своих детей, не пристегивая их, то страховщикам не все равно, и они будут бороться за жизнь своих сограждан, и с особой настойчивостью - сограждан маленьких. Детские специальные сидения безопасности, как и ремни безопасности, снижают смертность в автомобильных авариях на 71 % среди детей грудного возраста и на 54% среди детей старшего возраста.

Еще один важнейший фактор безопасности движения: экстренная медицинская помощь пострадавшим в ДТП должна быть оказана своевременно и качественно.

Понимая, что максимальные выплаты предусмотрены по возмещению вреда жизни и здоровью, страховщики заинтересованы в их минимизации. Этого можно достичь, оказав помощь пострадавшим в самые короткие сроки.

Обзор исследований, проведенных в Европе, показал, что около 50% смертельных исходов в результате ДТП происходит в течение нескольких минут на месте происшествия или по дороге в больницу, 15% - в самой больнице в течение четырех часов после аварии, и 35% - после четырех часов. Мировая практика свидетельствует, что во многих случаях смертельный исход, как и осложнения, ведущие к инвалидности, можно предупредить до поступления в больницу.

Первое, что необходимо - это быстрый вызов служб экстренной помощи - Скорой помощи, Службы спасения, ГИБДД, и, вне всякого сомнения, телефоны этих служб должны быть указаны на страховом полисе, наряду с телефонами страховой компании.

РСА стоит внимательно изучить опыт ряда европейских стран, где страховщики участвуют в финансировании и материально-техническом обеспечении служб экстренной медицинской помощи и лечебных травматологических учреждений.

Остро сказывается недостаток специализированных машин для оказания помощи при черепно-мозговых травмах, которые влекут за собой наиболее тяжкие последствия. Как бы ни цинично это звучало, но дешевле оказать оперативную квалифицированную медицинскую помощь на месте, чем всю жизнь платить пенсию по инвалидности, в том числе и страховую.

В этой связи стоит подумать и над тем, чтобы страховые компании в этих целях могли формировать резерв финансирования предупредительных мероприятий, а для этого необходимы налоговые стимулы и соответствующие законодательные изменения.

Думаю, что интересы государства, автовладельцев, пострадавших и страховщиков в этом пункте полностью совпадают.

Очевидно и другое - задача обеспечения пострадавших в ДТП экстренной медицинской помощью государством, конкретно Минздравом, решится очень нескоро. И специальные полосы на автодорогах для проезда специальных автомобилей, и телефоны на обочинах быстро не появятся.

Уже сегодня РСА выделяет значительные средства фонду ГИБДД на цели повышения безопасности движения. Мы ожидаем положительных результатов, и, надеюсь, скорых.

Полагаю, что в обозримой перспективе, когда система ОСАГО будет функционировать в полном объеме и накопится определенный опыт, автомобилисты, все общество в целом осознают, что предупреждение ДТП обходится дешевле, чем выплаты и ликвидация их последствий. Страховщики это понимают уже сегодня.Совершенно очевидно, что смертность и травматизм на дорогах растут, причем государство этой проблемой в полной мере не озабочено. Но кто-то должен ее решать. В системе субъектов, влияющих на повышение безопасности движения, появился новый, заинтересованный субъект - РСА, единственный, кто и экономически объективно заинтересован в снижении количества ДТП, смертности и травматизма. Пора прекратить разговоры о нужности и ненужности Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и оказывать возможное содействие в его реализации, тем самым спасая жизнь и здоровье наших сограждан.

Закон еще можно дорабатывать, доводить до нужной степени совершенства, но надо понимать, что это - новый, эффективный механизм, позволяющий сохранить жизнь И здоровье людям, а также собственность, в чем страховщик заинтересован не меньше, чем сам владелец автомобиля или мотоцикла.

В нынешних условиях беспредела, вседозволенности, кризиса на автомобильных дорогах, практического самоустранения государства от борьбы за безопасность движения (а цифры потерь об этом свидетельствуют) роль автостраховщиков резко возрастает.

Общее ежегодное число жертв ДТП в России многократно превышает количество погибших и раненых при стихийных бедствиях и техногенных катастрофах, оно также превышает и число жертв преступной деятельности (В 2001 г. от рук преступников погибло 3 3,6 тысячи человек). Между тем государство бросает все силы на борьбу с терроризмом, обходя должным вниманием аналогичное по последствиям явление.