БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ.
Безопасность на дороге, как известно, в большой степени зависит от технического состояния автомобиля. В идеальном случае в автомобиле должно быть все исправно. Даже не вовремя заклинивший "дворник" во время ливня или снегопада может привести к аварии. Но это крайний случай. Конечно, для вашей безопасности наибольшее значение имеет состояние подвески и рулевого управления.
Об этом диалог с читателями ведет инженер Виктор Казанцев.
- Как определить необходимость замены шаровых опор и рулевых наконечников?
- Проверяя техническое состояние шаровых шарниров подвески и рулевого управления, убедитесь в сохранности грязезащитных чехлов. Разрывы, трещины, отслоения резины от металлической арматуры, следы утечки смазки недопустимы. Также недопустим свободный ход пальца или его заедание. Можно попробовать выявить зазоры в опорах самостоятельно. Для этого нужно вывесить переднюю подвеску, нажать на тормоз, чтобы исключить влияние зазоров в подшипниках колесных ступиц, и покачивать ступицу. Если перемещение поворотного кулака на уровне сферы шарового пальца относительно рычагов превышает 0, 8 мм, шаровую опору меняют. Имейте в виду, что шаровые шарниры и рулевые наконечники ремонту не подлежат и заменяются новыми.
Особое внимание обратите на рулевые наконечники. Потеря управляемости автомобилем - прямой путь к аварии. Выявить люфты в наконечниках рулевых тяг несложно. Нужно покачать рулем вправо-влево и смотреть, чтобы каждое малейшее движение передавалось на колесо. Для верности ощущений можно колесо прижать ногой. Если движение передается с задержкой, требуется замена деталей. Повышенные зазоры в рулевых наконечниках можно также определить, двигаясь по прямой со скоростью 60-70 км/ч и покачивая руль. Машина должна реагировать на ваши действия незамедлительно.
- На какой пробег следует рассчитывать, чтобы не случилась поломка шаровых опор или рулевых наконечников в пути?
- Гарантированный пробег качественных опор или наконечников составляет примерно 40 тысяч километров. Срок службы деталей, безусловно, зависит от характера эксплуатации каждого индивидуального автомобиля. От дорог, по которым он ездит, от манеры езды водителя, от веса и размеров груза, который приходится перевозить. Но главное заключается в том, что срок службы деталей данного конкретного автомобиля примерно одинаков. А это значит, что при необходимости замены одной из деталей лучше сразу заменить и все остальные. При этом вы сэкономите на регулировке развал схождения, который нужно делать после замены любой из этих деталей.
- Можно ли замену шаровых опор проводить самостоятельно?
- Конечно, можно, однако при этом потребуются специальные приспособления, например, съемники. Желательно в первый раз выполнять работы под контролем более опытного водителя. Однако помните, что после замены шаровой опоры обязательно нужно проверить, а при необходимости и
отрегулировать углы развала и схождения передних колес. Здесь уже требуется более серьезное гаражное оборудование, и такие работы лучше доверить сервисному центру или станции обслуживания.
Очень популярны в российском автоспорте - шаровые опоры и рулевые наконечники ПО "Трек".
Неправильные углы приводят к ухудшению управляемости автомобиля, он хуже держит дорогу, интенсивно изнашиваются шины.
- Какие шаровые опоры и рулевые наконечники лучше поставить на "ВАЗ"?
- Главный критерий выбора - запчасти известного качественного производителя. Мастера, занимающиеся ремонтом, рекомендуют детали ПО "Трек" , специализирующегося на производстве элементов подвески высшего качества. Трековские детали отличаются стабильными эксплуатационными характеристиками. Их надежность, прочность и долговечность известны автозаводам, спортсменам и автомобилистам.
- А не лучше ли использовать детали иностранного производства?
- К иностранным деталям отношение двойственное. С одной стороны, это изделия с соответствующей повышенной ценой. С другой -многие из них не по всем параметрам соответствуют требованиям российских ТУ, предъявляемых к этим ответственным деталям. По данным экспертизы, проведенной специализированной лабораторией ИЦАИ НАМИ и опубликованной журналом "За рулем" (N 2, 2003 г.) и сборником "Экспертиза "За рулем" 2004 г., на российском рынке среди протестированных опор передней подвески зарубежного производства фактически нет полностью соответствующих ТУ шаровых для самых распространенных отечественных переднеприводных автомобилей (ВАЗ 2108, 2115, 1111). Не менее любопытно и то, что нет их и среди протестированных иностранных шаровых шарниров и для заднеприводных моделей "ВАЗа" ("За рулем" 10, 2001 г.).
- Какие детали ставят на свои "боевые" машины автоспортсмены, выступающие на российской технике?
- Очень популярны в российском автоспорте шаровые опоры и рулевые наконечники ПО "Трек" , в частности серии "Чемпион" , которые в силу конструкционных особенностей обладают повышенным запасом прочности и надежности.