Перейти к основному содержанию

Главная      ОСАГО ДО СУДА НЕ ДОВОДИТ

ОСАГО ДО СУДА НЕ ДОВОДИТ

Среди страхователей ОСАГО 68% считают, что получить возмещение убытков очень проблематично, а 47% недовольны качеством работы страховых компаний

Только 1% держателей полисов ОСАГО обращается в суд по поводу низкого качества услуг страховых компаний. Основные поводы для жалоб - недовольство расчетом суммы возмещения и полный отказ в выплате. И только каждый пятитысячный частный владелец обязательного полиса, по данным Всероссийского союза страховщиков (ВСС), выигрывает эти процессы.

Клиенты по самому массовому виду страхования - обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО) - редко доводят дело до суда. По оценкам опрошенных "Бизнесом" экспертов, только 1% держателей полисов идет на эту крайнюю форму протеста недостаточному качеству услуг. Что касается перспективы этих исков, то, по данным Всероссийского союза страховщиков, их выигрывает только каждый пятитысячный частный клиент и каждый тысячный корпоративный владелец полиса. "Социологические исследования в целом подтверждают достаточно высокий уровень удовлетворенности качеством обслуживания страховыми компаниями населения", - прокомментировал данные ВСС советник президента союза Алексей Зубец. Однако результаты опроса ВЦИОМа в декабре 2004 года расходятся с его выводами. Согласно им, среди страхователей ОСАГО 68% считают, что получить возмещение убытков очень проблематично, а 47% недовольны качеством работы страховых компаний.

По словам Александра Яхненко, руководителя юридического департамента "Росгосстрах-Столицы", обращения в суды можно разделить на две категории: недовольство суммой возмещения и полный отказ в выплате. В первом, наиболее распространенном случае, обычно принимается "промежуточное" решение (сумма возмещения выше предложенной страховщиком, но ниже оценки независимого эксперта). "Количество исков с полным отказом в выплате значительно меньше, - добавляет он. - Страховщики, не будучи заинтересованными в потере клиента, отказывают либо в случае подозрения в мошенничестве, либо в том случае, когда событие действительно нельзя классифицировать как страховое - клиентом нарушены правила страхования".

К этим двум категориям недовольных уже можно добавить и 359 тыс. клиентов "Авеста", "Западно-Сибирской транспортной страховой компании", "Доверия", "Росмедстраха" и "Страхового общества правоохранительных органов республики Татарстан". Недавно у этих компаний были приостановлены лицензии по ОСАГО. Надзорные органы и Российский союз страховщиков на прошлой неделе призвали держателей полисов проштрафившихся компаний обращаться в суд. Дело в том, что по закону о банкротстве клиенты страховых компаний считаются кредиторами второй очереди, на долю которых зачастую уже ничего не остается. Имея же на руках судебное решение, они автоматически становятся первыми в очереди.

Стоит, кстати, учесть, что штрафовать недобросовестных страховщиков, как предлагал депутат Госдумы Виктор Похмелкин, похоже, не будут. Проект разработанных им поправок о введении штрафов для страховщиков, затягивающих или занижающих выплаты по обязательной "автогражданке", возвращен автору.