ОСАГО: ПРЕДЛОЖЕНИЕ РОЖДАЕТ СПРОС
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ АВТОГРАЖДАНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ (ТАК НАЗЫВАЕМОЕ ОСАГО) ПО-ПРЕЖНЕМУ ВЫЗЫВАЕТ НАИБОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО СПОРОВ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ.
Автолюбители продолжают жаловаться на необоснованность дополнительных поборов, страховщики - на низкую рентабельность этого вида страхования. Впрочем, в последнем случае говорить об убыточности этого дела будет явно неправильно. Обязательная автогражданка интересна страховым компаниям уже тем, что позволяет привлекать клиентов и предлагать им другие прибыльные виды страхования.
По прогнозам специалистов, в ближайшем будущем рост страхового рынка ОСАГО будет ограничен темпами роста и обновления автопарка. Проще говоря, люди уже не так активно будут приобретать новую подвижную технику и, соответственно, не так активно ее страховать. Между тем благодаря ОСАГО у многих страховых компаний значительно выросли объемы продаж полисов по страхованию имущества, от несчастных случаев и по добровольному медицинскому страхованию (ДМС). Отметим, что именно предложение родило спрос, а не наоборот. ОСАГО стало своеобразным локомотивом продвижения других продуктов страховщиков на рынок. Особенно успешной эта работа оказалась в отношении добровольного медицинского страхования: появился даже спрос на индивидуальное страхование здоровья. Стоит, правда, оговориться, что эта услуга интересует, как правило, состоятельных клиентов.
Однако на сегодняшний день появились перспективы, что ДМС станет ближе и массовому клиенту. Весной этого года в Государственной думе будет рассматриваться законопроект, касающийся медицинского страхования. Он предполагает два нововведения. Во-первых, теперь человеку предоставят самому выбирать страховую компанию. Во-вторых, часть страховых премий по ДМС (на дополнительное лечение по желанию застрахованного лица) будет финансироваться из Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). То есть люди будут выбирать того страховщика, который предложит наиболее дешевый и качественный продукт.
Возвращаясь к ОСАГО, заметим, что дискуссии вокруг закона не только не утихают, но и разгораются с новой силой. Споры сводятся к трем основным моментам. Во-первых, полемику вызывает размер базовой тарифной ставки ОСАГО. По мнению страховщиков, его следует несколько увеличить, по мнению автолюбителей -уменьшить. Во-вторых, многие недовольны сроками выплат по возмещению ущерба. На сегодняшний день этот срок составляет 14 дней. Только юристы до сих пор спорят, от какого числа следует отсчитывать этот период: от момента ДТП или от окончания рассмотрения заявления потерпевшей стороны. Наконец, много неприятностей сегодня вызывает процедура оформления страховых заявлений, когда участники ДТП часами ждут автоинспектора, задерживая порой движение другого транспорта. Большинство автолюбителей сегодня склоняется к тому, чтобы каким-то образом упростить эту процедуру оформления. Страховщики в целом не против этого, но призывают законодателей не принимать скоропалительных решений, чтобы не порождать лишних вариантов для мошенничества.
Как рассказал нашему корреспонденту директор нижегородского филиала фирмы "Ингосстрах" Дмитрий Королев, среди нижегородских автолюбителей мошенничество на автостраховании пока не особо популярно. Как правило, нарушения весьма незначительны. Например, попытка получить страховку за лицо, которое не вписано в страховой полис. Практически в каждом случае имеет место сговор обоих участников ДТП. Но опытные страховщики редко попадают на эти ухищрения. В крупных компаниях для борьбы с мошенничеством имеются службы экономической безопасности. "Мы готовы к любой нечестной игре недобросовестных клиентов, - заявил Дмитрий Королев. - Главное, что от ОСАГО клиентов у нас становится больше".