Перейти к основному содержанию

Главная      ОСАГО: не за страх, а по закону

ОСАГО: не за страх, а по закону

Руководители страховых обществ Нижнего Новгорода и нижегородских филиалов страховых компаний "НАСТА-ЦЕНТР", "РЕСО-ГАРАНТИЯ", "РЕГИОН", "РОСГОССТРАХ-ПОВОЛЖЬЕ", "РОССИЯ", "РОССТРАХ", "ТРАНСНЕФТЬ", "УРАЛСИБ", а также представительства Российского союза автостраховщиков в Приволжском федеральном округе, юристы собрались за "круглым столом" еженедельника "Проспект", чтобы подвести промежуточные итоги введения в России, и в частности на нижегородской почве, закона об ОСАГО.

Сама идея обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) возникла не на пустом месте. В странах "капиталистического содружества" наличие у автовладельца страхового полиса так же естественно, как для нас - штамп прописки в паспорте. Без страховки и сам автомобиль становится там как бы "незаконнорожденным" и ущемленным в правах. Потому как документ об обязательном страховании гарантирует торжество закона на "их" дорогах, а рядовым участникам "дорожно-транспортных отношений" - спокойную жизнь за небольшие деньги.

В России "автогражданка" родилась полтора года назад. Сразу скажем: ее шествие по бескрайним нашим просторам триумфальным не стало. Об этом свидетельствуют сотни интервью, собранных журналистами 39 изданий Издательского дома "Провинция" (Нижний Новгород представлен еженедельником "Проспект") в ходе продолжающейся вот уже четыре месяца акции "Заставим страховщиков работать! ".

Потерпевшие в дорожно-транспортных происшествиях, обратившиеся в ходе акции в редакцию "Проспекта", отмечают несколько главных, на их взгляд, "проколов" процедуры ОСАГО. Во-первых, страховщики с деньгами расстаются крайне неохотно, а в спорной ситуации и вовсе "жмут" страховые выплаты. Во-вторых, проблемы клиентов компании не склонны рассматривать как свои собственные (деньги-то уже уплачены). В-третьих, безалаберности и разгильдяйства в страховых фирмах не меньше, чем в других местах.

По данным исследований РСА, чаще всего клиенты страховщиков жалуются на затягивание сроков рассмотрения выплат (45, 6 %), необоснованные отказы в выплате страхового возмещения (19, 3 %) и его недостаточный размер (12 %). Но вот что интересно. И рьяные консерваторы, и убежденные поборники автомобильного прогресса сходятся в одном: "автогражданка", безусловно, нужна. И нужна именно сегодня, а не в отдаленном светлом будущем. Вот только как заставить закон об ОСАГО работать не по печально знакомому принципу "как всегда"?

Закон - живой организм

Ведущий специалист представительства Российского союза автостраховщиков в Приволжском федеральном округе Марина МОИСЕЕНКО:

- Как и любой другой закон, закон об ОСАГО не есть что-то раз и навсегда застывшее. Закон - это живой организм. И он сам, и практика его применения будут совершенствоваться постоянно в соответствии с потребностями граждан. В этом заинтересованы все: и страховые компании, и Союз автостраховщиков, и власть. Главное, чтобы принятые вновь положения максимально соответствовали интересам людей, были направлены на реальную защиту прав потерпевших, возмещение ущерба, причиненного в ДТП их имуществу, жизни и здоровью. Слушания по данному закону в Госдуме были запланированы на 24 декабря, это был последний день ее работы в 2004 году. По каким-то причинам они не состоялись. Надеемся, что в ближайшее время из многочисленных предложений по усовершенствованию закона, поступивших от различных фракций Госдумы и от нашего Союза, будет выработан и представлен в первом чтении проект изменений и поправок.

Первый заместитель директора страхового общества "РЕСО-Гарантия" Сергей АМОСОВ указал на проблему, которую, по его мнению, необходимо решить немедленно:

- Нестыковки в нашей работе с ГИБДД и другими госструктурами. На этот счет говорили много, но воз и ныне там. На наш взгляд, вполне назрел тот момент, когда надо установить ценовой барьер, до которого можно избавить наших клиентов от приглашения сотрудников ГИБДД. Может, это будет сумма в 200-500 долларов. При таком ущербе от ДТП вполне можно обойтись разменом полисов, приглашением ближайшего свидетеля, чтобы избежать непомерных затрат времени на оформление документов.

Юрист юридической службы компании "Мидокс" Олег НАЗАРЫЧЕВ не имеет ничего

против совершенствования закона об ОСАГО, но считает, что и в его сегодняшней редакции закон должен и способен работать на пользу граждан:

- Проблема скорее в толковании и исполнении этого закона, а не в его несовершенстве. И зря некоторые страховые компании представляют себя благотворительными организациями, каковыми они вовсе не являются. Потерпевшие приходят к ним не за подачками и не с просьбами, а обращаются с претензиями и требованиями о производстве страховой выплаты. Это нужно иметь в виду прежде всего. Как и то, что страховщик - это сторона в договоре, которая имеет обязательства перед потерпевшим.

Договор страхования имеет единую на территории РФ форму, утвержденную постановлением правительства. В условиях договора изложен порядок взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая, перечислены документы, предъявляемые страховщику, и т. п. Но бывает, что страховые компании устанавливают свой порядок взаимоотношений, предъявляют незаконные требования, необоснованно затягивают сроки рассмотрения заявлений, занижают размер и даже отказывают в страховых выплатах. В таких случаях потерпевшие вынуждены обращаться за защитой своих законных прав в юрисдикционные органы, и мы им в этом помогаем.

Директор компании "Мидокс" Оксана МОИСЕЕВА:

- Наш сервисный центр создан для защиты интересов автовладельцев, и практика уже показала, что Закон об ОСАГО вкупе с другими актами гражданского законодательства вполне позволяет эти интересы отстаивать, поправляя страховщиков, вольно или невольно толкующих закон не в пользу своих клиентов. Кроме того, мы ведем просветительскую работу. Вина страховщика в том, что он не может, а иногда не желает грамотно объяснить права и обязанности клиенту. Человек обязан застраховаться, он это делает. Закон же, как правило, не читает. Зайдя в отдел страховых выплат, зачастую сталкивается с элементарной грубостью персонала.

(Окончание в следующем номере)