ОСАГО: проблемы и прогнозы
СТРАХОВАНИЕ
Проблемы и перспективы обязательного страхования автогражданской ответственности обсуждались в программе "Открытый разговор", вышедшей в эфир на телеканалах "Россия" и НТР 11 декабря. Ее участниками стали представители управления ГАИ Нижегородской области, приволжского представительства РСА, страховых компаний "НАСТА-Центр", "РОСНО" и "Росгосстрах-Поволжье".
Вопреки ожиданиям ситуация на дорогах с введением закона об ОСАГО не улучшилась: количество официально зарегистрированных ДТП увеличилось в разы. По информации начальника ДПС УГАИ Нижегородской области Сергея Кулагина, раньше в сутки по области оформлялось 40-50 ДТП, теперь - до 200 происшествий. Если до введения "автогражданки" при мелких авариях водители обходились без вызова ГАИ, то теперь, чтобы получить страховку, ДТП нужно оформить официально. Ждать сотрудников ГАИ на месте аварии приходится подолгу, а в результате - пробки и заторы на дорогах. Проблема эта не нова, как и предложение ГАИ внести в закон поправки, упрощающие процедуру оформления мелких аварий.
В то же время, по оценке страховщиков, благодаря закону об ОСАГО вырос общий уровень страховой культуры населения. Как отметил представитель страховой компании "РОСНО" Петр Ковтун, большинство автовладельцев уже воспринимают обязательное страхование не как дополнительный налог, а как защиту от возможных неприятностей.
Кроме того, благодаря ОСАГО вырос интерес и к другим - добровольным - видам страхования. "Людям стало понятно, что полис "автогражданки" не покрывает всех рисков, - говорит директор нижегородского филиала СК "НАСТА-Центр" Александр Литвиненко. - Застраховавший свою ответственность автовладелец защищает полисом здоровье всех пассажиров, но не свое. Поэтому мы начали предлагать клиентам полис, страхующий водителя от несчастного случая. Покупают, и очень охотно".
Между тем, по данным приволжского представительства Российского союза автостраховщиков (РСА), в Нижегородской области около 10% автовладельцев до сих пор не застраховали свою ответственность. Впрочем, с 1 июля 2004 года вступила в силу статья закона о так называемых "компенсационных выплатах". А это значит, что теперь каждый пострадавший в ДТП - водитель, пассажир или пешеход - может рассчитывать на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью (компенсация имущественного ущерба в данном случае не предусмотрена), даже если виновник аварии не имеет полиса "автогражданки" или скрылся с места происшествия, а также если страховая компания виновника обанкротилась. Средства для этого страховые компании отчисляют в специальный фонд ежемесячно, и к 1 июля текущего года на счетах РСА было собрано около 1, 5 млрд рублей. Однако первая компенсационная выплата, в размере 160 тысяч рублей, была произведена приволжским представительством РСА только в начале декабря. Еще несколько дел такого рода, по словам руководителя представительства Владимира Нестерова, "сейчас отслеживаются". Точными данными о том, сколько пострадавших за это время в ДТП могли бы претендовать на компенсационные выплаты, никто из участников "Открытого разговора" не располагал. Но нетрудно предположить, что воспользовались этим правом далеко не все, кто мог бы. Страховщики объясняют это по крайней мере двумя причинами. Во-первых, сбор и оформление документов, необходимых для получения компенсационных выплат, - процедура непростая и длительная. Кроме того, о самой возможности получить эти выплаты знают немногие. Поэтому нелишне напомнить: срок давности по выплатам ОСАГО - 2 года. И у тех, кто не воспользовался своим правом на компенсационные выплаты, еще есть время. Для этого нужно обратиться в представительство РСА по адресу: ул. Рождественская, 36 (тел.: 31-31-35, 31-31-36).
И еще совет от автостраховщиков: пострадавшим в ДТП необходимо хранить все документы (чеки), подтверждающие оплату лекарств и медицинских услуг, - без них ни страховые компании, ни РСА даже при желании помочь не смогут произвести выплаты. Кстати, методика оценки вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших в ДТП, тоже нуждается в совершенствовании, считают страховщики.
Еще одна предложенная поправка к закону: у страхователя должно быть право обращаться за выплатами в свою компанию, а не в компанию виновника. Эта поправка, по словам ведущего специалиста приволжского представительства РСА Марины Моисеенко, если и будет принята, то не скоро - через два-три года, хотя могла бы снять целый ряд проблем. Например, по ее словам, очень часто пострадавшие просто не могут найти филиал той или иной компании, не представленной на нижегородском рынке. Всего в России обязательным автострахованием занимаются 165 компаний, но только около 40 из них имеют свои представительства в Нижнем Новгороде. В представительстве РСА помогут отыскать нужную компанию. Здесь же можно получить консультацию специалиста по вопросам ОСАГО или подать жалобу на страховщика. В настоящее время в приволжском представительстве РСА официально зарегистрировано 70 жалоб от автовладельцев, недовольных работой страховщиков. Более половины из них - спорные, и выяснить отношения стороны смогут только в суде. Но в любом случае "миссия закона об ОСАГО - в защите прав потерпевшего, - напомнила Марина Моисеенко. - Поэтому, отказывая в выплате даже по закону, страховые компании должны делать это корректно, чтобы потерпевший не чувствовал себя обманутым и оскорбленным. Кстати, как заявил недавно глава ФССН, к компаниям, которые руководствуются только буквой, а не духом закона, будут применяться санкции - от выдачи предписаний до отзыва лицензий".
Представители РСА отмечают, что в Нижнем Новгороде есть страховые организации, работающие "на грани фола": это ряд филиалов компаний из Москвы и Санкт-Петербурга. "Принимая документы от потерпевших в Нижнем Новгороде, они отправляют их в Москву или Санкт-Петербург, потому что решение о выплате принимается там. И, конечно, в отведенные законом сроки они не укладываются, - пояснил Владимир Нестеров. - По двум компаниям - "Росмедстрах" и "Доверие" - мы уже направили документы в дисциплинарную комиссию РСА. Есть претензии и к ряду других компаний. И если у них до сих пор не отозваны лицензии, то это не значит, что такие решения не готовятся".
По мнению генерального директора компании "Росгосстрах-Поволжье" Николая Леонтьева, главное в обязательном страховании - система урегулирования убытков. По его словам, опыт "Росгосстраха", имеющего только на территории Нижегородской области 8 специализированных центров урегулирования убытков, это подтверждает: "У нас большое количество застрахованных, и жалобы, конечно, есть. Но в сравнении с количеством урегулированных случаев это доли процента".
Впрочем, автовладельцы тоже "не без греха": идут на разные "автогражданские" хитрости. Например, сейчас, когда настала пора массового перезаключения договоров, многие пытаются сменить страховую компанию в надежде уйти от так называемого "малуса" (наказания для страхователей, ставших виновниками аварий в период действия предыдущего договора). И многим это удается, поскольку единой информационной системы, позволяющей отследить страховую историю каждого клиента, у страховщиков до сих пор нет.
В заключение участники "Открытого разговора" дали рекомендации автовладельцам: определяясь с выбором страховщика, стоит обратить внимание на пять-шесть крупных компаний, представленных на нижегородском рынке ОСАГО, обязательно поинтересоваться, где и как урегулируются убытки, и ни в коем случае не покупать полис в каком бы то ни было передвижном пункте "по сходной цене".