Текущая информация о проектах законодательных и иных нормативных правовых актов предоставлена Российским торгово-финансовым союзом
(23 сентября - 27 октября)
МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА
27. 09
* Минэкономразвития подготовило и направило во все профильные министерства и ведомства проект директивы по вопросу создания оптовой генерирующей компании (ОГК) N З. Эту компанию планируется сформировать на базе Костромской, Гусиноозерской, Печорской, Харанорской, Черепетской и Южноуральской ГРЭС.
РАО "ЕЭС" предлагает сформировать ее в несколько этапов. На первом этапе ОГК N 3 будет учреждена в качестве 100%-ной "дочки" энергохолдинга с уставным капиталом 16, 6 млрд руб., в который холдинг внесет принадлежащие ему пакеты акций Гусиноозерской (100% минус одна акция). Костромской (51%), Печорской (51 %), Харанорской (100% минус одна акция) и Черепетской ГРЭС (55, 79%). На втором этапе ОГК N 3 проведет эмиссию акций, которые энергохолдинг планирует оплатить акциями Южноуральской ГРЭС (49% - после выделения в ходе реорганизации из "Челябэнерго", филиалом которого станция является в настоящее время), а затем предполагается провести ее переход на единую акцию, после чего уставный капитал компании может увеличиться до примерно 30 млрд руб.
28. 09
* Минэкономразвития подготовило поправки в Налоговый кодекс и Закон о банкротстве, позволяющие должникам рассчитывать на годовую рассрочку перед бюджетом.
Поправки позволят компаниям-банкротам легче заключать мировые соглашения с государством. По действующему законодательству такое соглашение можно заключить только при условии, что всю задолженность по обязательным платежам должник погасит за месяц. Предлагается срок погашения долга продлить до года, если компания даст обеспечение, что выполнит обязательства, и до шести месяцев в остальных случаях.
* Министерство транспорта подготовило проект закона о безопасности на транспорте, необходимость принятия которого продиктована тем, что на многих транспортных узлах России не соблюдаются элементарные меры по обеспечению безопасности, причем это касается всех видов транспорта. А между тем, по мнению специалистов, террористы будут и впредь пытаться проводить свои акции на транспорте, который наиболее уязвим в этом плане. В связи с этим проект закона предусматривает радикальные меры по обеспечению безопасности на транспорте, и в первую очередь на авиационном.
Кроме того, министерство разработало долгосрочную программу развития автодорог в Российской Федерации, которая должна обеспечить развитие российских автодорог, их интеграцию в европейскую и азиатскую дорожные системы, определить пилотные проекты платных дорог и их перспективный перечень.
Оба документа в ближайшее время будут представлены на рассмотрение в Правительство.
* Министерство финансов подготовило поправки в Налоговый кодекс, предлагая запретить применять упрощенную систему налогообложения большинству организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса.
В перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, предлагается включить организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по договорам поручения, комиссии либо агентским договорам.
По данным Госкомстата, в нашей стране зарегистрировано порядка 890 тыс. малых предприятий и около 4 млн частных предпринимателей. Из них только 14-15% заняты в производственной сфере. Остальные занимаются торговлей, общественным питанием и предоставлением посреднических услуг.
29. 09
* Минэкономразвития подготовило проект нормативного акта по продаже в 2005 г. всего госпакета ОАО "Связьинвеста".
Сейчас ведется работа над тем, чтобы не пострадали интересы государства в сфере обеспечения обороны и безопасности, за что отвечает в том числе "Связьинвест", когда оно полностью выйдет из этого предприятия. Новые владельцы должны предоставлять государству эти интересы на безвозмездных условиях.
01. 10
* Минтранс совместно с заинтересованными министерствами готовит комплекс законопроектов, обеспечивающих повышение привлекательности инфраструктурных проектов в сфере транспорта для частных инвесторов.
По словам главы ведомства И. Левитина, ежегодная потребность транспортной инфраструктуры России в финансировании составляет не менее 600 млрд руб., что превышает бюджетные возможности. Для решения этой проблемы необходимо использовать механизмы частно-государственного партнерства, которые позволят привлечь частные инвестиции в эту сферу, финансируемую на сегодняшний день практически полностью за счет государства.
05. 10
* Минэкономразвития разработало концепцию о биржах и биржевой торговле в Российской Федерации, которая направлена на создание единого законодательства в этой сфере.
Документ уже согласован со всеми заинтересованным ведомствами. В концепции вводится единая терминология как на валютном, так и на товарном и фондовом рынках. Предполагается создать в биржевой торговле единый регулятор, функции которого будет выполнять Федеральная служба по финансовым рынкам.
06. 10
* Министерство культуры и массовых коммуникаций доработало проекта нового закона о СМИ.
Предусматривается ввести понятие сферы массовых коммуникаций, четко определив, что относится к этой сфере, а именно средства для распространения информации, в том числе Интернет и разово выходящие газеты.
Законопроект состоит из четырех основных блоков статей. В первый блок входят общие положения, в том числе устанавливающие свободу массовой информации и недопустимость цензуры. Во второй - положения, касающиеся создания СМИ и средств массовых коммуникаций. В третий - положения о регистрации и лицензировании СМИ (особое внимание придается устранению возможности, когда лицензию получает одно лицо, но затем перепродает ее другому без уведомления об этом федеральной конкурсной комиссии). В четвертый блок входят положения, регулирующие деятельность СМИ, права и ответственность журналистов.
* Департамент судебных приставов Минюста России разработал законопроект, расширяющий полномочия приставов, в частности по приостановлению и прекращению исполнительного производства. Сейчас это прерогатива судебных органов.
Кроме того, предлагается предоставить приставам право отменять незаконные решения нижестоящих приставов и запрашивать в налоговых органах и банках более подробную информацию о движении денежных средствах и реквизитах счетов компаний. Эти меры направлены на усиление процессуальной самостоятельности приставов.
11. 10
* Федеральная антимонопольная служба подготовила и направила на рассмотрение Правительства поправки в КоАП РФ, которые предусматривают значительное увеличение штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства.
В настоящий момент максимальные штрафные санкции составляют всего 15 тыс. долл. Столь незначительную сумму предприятия - нарушители антимонопольного законодательства могут заработать за час. Поэтому в соответствии с европейской практикой ФАС России предлагает ввести в Кодекс понятие оборотного показателя штрафа. В соответствии с поправками за злоупотребление доминирующим положением по решению суда компании-нарушители будут вынуждены заплатить 2% от оборота компании за прошлый год, а за картельный сговор - 4%.
Кроме того, предлагается ввести штрафы за просрочку исполнения решений антимонопольной службы. Например, за невыполнение в установленный срок предписания ФАС о прекращении согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, штраф для юридических лиц составит 300 МРОТ в день (сейчас 2-5 тыс. руб. ), для физических лиц - 3 МРОТ в день (сейчас такие штрафы отсутствуют), для должностных лиц - 10 МРОТ в день (сейчас 40-50 МРОТ). Впервые в Кодексе появится понятие дисквалификации за нарушение норм антимонопольного законодательства. В настоящее время служба не может привлечь по ст. 7 Закона о конкуренции высших должностных лиц в регионах за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь у нее будет возможность по решению суда дисквалифицировать того или иного чиновника - он не сможет в течение нескольких лет выполнять свои обязанности на данном посту.
14. 10
* Минприроды полностью подготовило концепцию нового закона "О недрах", который может быть принят Госдумой в конце первого полугодия 2005 г.
Предусмотрены нормы, отсутствующие в ныне действующем законе. В частности, решается вопрос о механизме аукционов, как основной форме выставления участков недр, оговорен порядок регулирования условий, при которых иностранные инвесторы будут участвовать в аукционах на получение лицензий.
В новом законе есть положения, регулирующие оборот права пользования участками недр, определяющие законодательный механизм передачи лицензии от одного собственника к другому, предусматривающие функции государственного контроля за пользователями (будет прописано право приостановления, ограничения и отзыва лицензии на право пользования недрами). Появятся отдельные разделы по правилам пользования месторождениями углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых.
15. 10
* Федеральная служба по тарифам подготовила ряд законопроектов, направленных на усиление контроля Правительства в сфере регулирования тарифов на железнодорожные перевозки и перевозки через морские порты.
Законопроекты призваны ликвидировать в этой сфере явный пробел законодательства, который отстраняет правительство от регулирования тарифов в этих секторах.
* Министерство информационных технологий и связи разработало для внесения на утверждение Правительства проекты постановлений "О порядке совершенствования цен на услуги общедоступной электрической и почтовой связи", "О правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", "О перечне услуг и порядке регулирования цен на услуги по присоединению и пропуску трафика", "О перечне наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и лицензионных условий".
Предусмотренные в указанных постановлениях меры призваны обеспечить в течение 2-3 лет полный переход к свободному рынку и отказу от регулирования тарифов на услуги связи в России.
По мнению министерства, уже сейчас целесообразно отказаться от регулирования цен для конечных пользователей на тех региональных рынках связи (в том числе сотовой и фиксированной), где существует высокая конкуренция между операторами. Во время переходного периода в течение 2-3 лет рационально применять предельные значения регулируемых тарифов на услуги связи.
Среди важных задач по либерализации рынка услуг связи в России названа либерализация рынка дальней связи и ввод в действие в 2005 г. механизма универсальной услуги связи.
* Минпромэнерго разработало проект концепции создания Объединенной авиастроительной компании.
Цель создания этой компании - консолидация активов авиастроения и концентрация усилий на основных проектах. В концепции рассматриваются основные принципы реформирования авиапромышленности и предпосылки интеграции самолетостроительных активов, потенциальные рынки российского самолетостроения, производственный и проектный потенциал самолетостроительного комплекса.
* Министерство образования и науки готовит законопроект о стимулировании инновационной деятельности и проект правительственного постановления о государственном учете и контроле за результатами научно-исследовательской деятельности, созданными за счет бюджета. Министерство предлагает закрепить систему передачи исполнителям результатов научно-технической деятельности на бесплатной основе для их введения в хозяйственный оборот. Речь идет о результатах научных исследований, осуществленных за счет государственных средств.18. 10
* Центральная избирательная комиссия готовит поправки к второму чтению в Госдуме проекта закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предлагается ввести норму о предоставлении декларации о доходах и имуществе не только самим кандидатом на должность главы региона, но и его супругой; сохранить правовую норму, согласно которой полномочия главы региона не могут длиться более двух сроков подряд; предоставить право предложения по кандидатурам на должность главы исполнительной власти субъекта Федерации и политическим партиям. Кроме того, в проекте закона предусмотрено положение, в соответствии с которым данный закон должен действовать в течение 10 лет, а затем следует вернуться к прежнему порядку выборов глав регионов.
* Федеральная антимонопольная служба по согласованию с Центральным банком утвердила правила рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
Для рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства в ФАС России и ее территориальных управлениях будут созданы комиссии, действующие на постоянной основе. В состав комиссий на паритетной основе будут включены представители антимонопольного ведомства и Банка России или его территориальных учреждений.
20. 04
* Минэкономразвития подготовило поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, которые направлены на ужесточение уголовного и административного наказания за преднамеренное и фиктивное банкротство.
Предлагается увеличить уголовное наказание до шести лет с нынешних трех и в 2-3 раза поднять административные штрафы. Вносимые поправки четко прописывают состав преступлений и правонарушений, связанных с преднамеренным и фиктивных банкротством. В частности, предусматривается наказание за уклонение должника от содействия арбитражному управляющему (отказ в предоставлении информации и пр. ).
* Федеральная служба по финансовым рынкам разработала предложения по повышению эффективности управления пенсионными накоплениями за счет снижения жесткости ограничений инвестирования.
Предусматриваются возможности расширения состава активов, разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе за счет возможности инвестировать пенсионные накопления в паи паевых инвестиционных фондов и изменения действующего порядка инвестирования в ценные бумаги зарубежных эмитентов.
Предполагается снизить жесткость требований к структуре активов, в частности увеличить с 5 до 10% ограничение по максимальной доле в инвестиционном портфеле одного эмитента или группы связанных эмитентов и увеличить примерно в два раза доли, разрешенные для инвестирования в различные активы.
Предлагается изменить порядок определения нарушений состава и структуры активов, в частности трактовать выход управляющими компаниями за рамки долей при инвестировании пенсионных средств однозначно как нарушение требований законодательства не ранее, чем через месяц после обнаружения несоответствия (несоответствие будет иметь место, если действия управляющей компании не являются умышленными, в противном случае действия управляющей компании будут трактоваться как нарушение структуры активов).
22. 10
* Налоговое ведомство разработало для Минфина предложения по внесению поправок в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми могут быть изменены правила проведения налоговых проверок.
Прежде всего, предлагается увеличить период деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен налоговой проверкой. В частности, разрешить проверять деятельность не за 3 года, а за 5 лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. В связи с этим соответственно предусматривается увеличить с 4 до 6 лет срок хранения бухгалтерских документов. Эта мера обусловлена значительным ростом количества налогоплательщиков и особенностями исчисления и уплаты отдельных налогов.
Далее, предусматривается создать механизм истребования документов о налогоплательщике, находящихся у третьих лиц. В частности, предлагается разрешить налоговым органам проводить на территории третьих лиц осмотр документов и предметов, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика.
Кроме того, предлагается разрешить проводить повторную налоговую проверку, если необходимость в ней возникла в результате рассмотрения жалобы налогоплательщика на акт налогового органа.
* Минэкономразвития приступил к разработке проекта федеральной целевой программы "Административная реформа". Эта программа призвана стать инструментом реальных преобразований в органах государственной власти, ведущих к существенному росту эффективности их работы.
Целями программы названо повышение способности органов исполнительной власти и местного самоуправления обеспечивать достижение значимых результатов своей деятельности, востребованных обществом; повышение эффективности использования средств бюджетов всех уровней; снижение административного давления со стороны государства на экономику.
Конечным результатом реализации программы должно стать устранение институциональных ограничений роста конкурентоспособности российской экономики, улучшение инвестиционного климата, повышение качества жизни россиян и эффективности системы госуправления.
25. 10
* Министерство транспорта подготовило проект постановления Правительства по упорядочению выплат компенсаций льготникам для проезда в общественном транспорте.
С 1 января 2005 г. все льготные категории граждан будут обязаны иметь проездные документы для проезда в общественном транспорте, при этом каждый субъект Федерации сам будет решать, как компенсировать проезд.
Бесплатный проезд останется только для двух категорий граждан: детей-сирот и сотрудников управления исполнения наказаний.
26. 10
* Федеральная антимонопольная служба подготовила законопроект, в котором предлагается распространить налоговое регулирование на так называемые олигополии (доминирующие компании), в совокупности контролирующие более половины рынка и необоснованно завышающие цены. Если три крупных игрока владеют более чем 55% рынка, служба должна иметь возможность применять к ним стандартные антимонопольные меры.
При определении, существует ли между компаниями сговор относительно повышения цен, служба будет действовать избирательно, учитывая все особенности данного рынка. Хотя, как подчеркивают специалисты, при сложившейся в России экономической системе сговор трудно отличить от ситуации, когда представители рынка поднимают цены вне зависимости друг от друга, реагируя таким образом на рост платежеспособности населения.
27. 10
* Минэкономразвития подготовило законопроект о заключении мировых соглашений.
В законопроекте прописаны основания для отсрочки и рассрочки по уплате платежей. Срок рассрочки предлагается установить в рамках одного года, и она будет вступать в силу после заключения мирового соглашения.
***
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
27. 09
* Принято решение до конца года смягчить ряд требований по резервированию в рамках Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
В частности, отменено резервирование для операции по привлечению российским банком кредита от банка-нерезидента.
Представители российских банков обратили внимание Банка России на то, что эта операция имеет два обременения в виде отчислений в ФОР и операций резервирования, поэтому комитет по денежно-кредитной политике Банка России счел целесообразным отменить второй элемент резервирования. Соответствующие изменения будут внесены в нормативные акты Банка России.
28. 09
* В "Вестнике Банка России" опубликовано указание оперативного характера от 28 сентября 2004 г. N 114-Т, в соответствии с которым расторжение договора субординированного кредита влечет исключение его суммы из расчета собственных средств банка.
04. 10
* Ассоциация региональных банков России (ассоциация "Россия" ) направила в Центральный банк письмо с предложением внести изменения в положение N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" для учета накопленного дохода по государственным ценным бумагам.
Действующее положение не учитывает наращенные (накопленные) доходы по ценным бумагам, в том числе накопленный купонный доход по государственным долговым обязательствам Российской Федерации, купонный период по которым составляет не менее 3 месяцев, что приводит к резким колебаниям финансового результата и соответственно капитала банка. Таким образом, нивелируется экономический смысл ежедневного расчета капитала.
18. 10
* Указанием N 1442-У предусмотрена новая редакция глав 4-6 Положения N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", регулирующих расчеты по аккредитивам в рублях.
Как действовавшая, так и новая редакция основана на нормах гл. 46 "Расчеты" ГК РФ, устанавливающей правила расчетов по аккредитиву. Вместе с тем изменения, призванные упростить банкам порядок расчета по аккредитивам, в большей мере учитывают современную российскую практику применения аккредитивной формы расчетов, а также международные стандарты, которые изложены в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов Международной торговой палаты (UCP).
21. 10
* Согласованы с Федеральной антимонопольной службой правила рассмотрения дел на рынке банковских услуг. Документ направлен на регистрацию в Минюст.
Правила предусматривают возможность создания на паритетных условиях комиссий, как постоянно действующих, так и временных, для рассмотрения возникающих вопросов. Кроме того, в документе появился новый инструмент для обсуждения тарифов Сбербанка РФ на перевод денежных средств.
В конце мая ФАС России направила в Центральный банк детализированные предложения по тарифной политике Сбербанка РФ. При этом служба приняла позицию Сбербанка в части необходимости дифференцированного подхода к проблеме, поскольку высокие тарифы на переводы денежных средств физлицами действуют не во всех регионах, и Сбербанк проводит политику по снижению тарифов. Суть подхода состоит в том, чтобы дифференцировать величину тарифов Сбербанка за перевод средств физических лиц в разрезе субъектов, где Сбербанк занимает доминирующее положение.
***
ПРАВИТЕЛЬСТВО
24. 09
* Распоряжением N 1222-р утвержден перечень промышленной продукции, при осуществлении экспорта которой в 2004 г. оказывается государственная гарантийная поддержка. Документ предназначен для реализации постановления от 30 июля N 393, которым утверждены Правила предоставления в 2004 г. государственных гарантий для оказания господдержки промышленного экспорта.
В соответствии с Правилами Минфину разрешено предоставлять государственные гарантии в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 10 млн долл. по каждой госгарантии, российским экспортерам промышленной продукции в обеспечение платежных обязательств в иностранной валюте иностранного импортера либо российским банкам-кредиторам в обеспечение платежных обязательств в валюте по возврату кредита заемщиком-нерезидентом или правительством страны заемщика-нерезидента.
29. 09
* Постановлением N 499 утверждены Правила субсидирования части процентной ставки по коммерческим кредитам, привлекаемым в 2004 г. предприятиями и организациями, реализующими инвестиционные проекты по объектам Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 г. Документ принят в соответствии со ст. 49 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год".
Субсидии предоставляются бюджету Калининградской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели по разделу 21 "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
30. 09
* Принято решение о ратификации Киотского протокола. Документ направлен на ратификацию в Госдуму.
В трехмесячный срок в Правительство должен быть внесен согласованный с заинтересованными и ведомствами комплексный план по реализации обязательств и прав России в рамках протокола.
* Постановлением N 500 утверждены новые правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Закупка сельхозпродукции при проведении государственных закупочных интервенций осуществляется у отечественных сельхозтоваропроизводителей. Запасы интервенционного фонда независимо от места их размещения являются федеральной собственностью. Организация государственных закупочных и товарных интервенций и учет запасов интервенционного фонда возложены на Федеральное агентство по сельскому хозяйству.
Правительство по представлению Минсельхоза, согласованному с Минэкономразвития, определяет объемы осуществления государственных закупочных и товарных интервенций и уровень цен на закупаемую и реализуемую сельхозпродукцию.
01. 10
* Одобрен проект федерального закона "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии к Договору между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 8 июня 1993 года".
Протокол предусматривает применение общепризнанных норм международного права в связи с осуществлением иностранных капиталовложений, включая предоставление государственных гарантий.
* Распоряжением N 1244-р одобрена Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, разработанную Министерством информационных технологий и связи.
Этим же распоряжением утвержден план мероприятий по реализации концепции. Рекомендовано заинтересованным федеральным органам государственной власти учитывать положения Концепции при формировании и реализации проектов и программ, содержащих мероприятия по разработке и использованию информационных технологий.
Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления.
* Постановлением N 502 внесены изменения в постановление N 379 "Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле".
Одним из наиболее существенных новшеств является изменение требований к эмитентам, в чьи акции либо облигации могут размещаться пенсионные накопления. Вместо обширного списка требований, в том числе к количеству акционеров эмитента, отсутствия у него убытков, требований к стоимости чистых активов и их рыночной стоимости, вводится всего одно требование. Средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в облигации российских хозяйственных обществ и акции российских открытых акционерных обществ при условии, что они включены хотя бы в один котировальный список высшего уровня, т. е. в котировальный список, для включения в который нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг установлены максимальные требования. Это же требование распространяется и на инвестиции в государственные ценные бумаги субъектов Федерации, муниципальные облигации.
04. 10
* Подписано постановление, отменяющее ряд законодательных актов, касающихся стратегических предприятий, не подлежащих приватизации.
Утрачивает силу утвержденный ранее перечень предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация которых запрещена, а также список акционерных обществ, производящих продукцию стратегического значения для обеспечения национальной безопасности государства, находящиеся в госсобственности акции которых не подлежат досрочной приватизации.
Отменены пункты некоторых законодательных актов, которые, в частности, касаются реализации находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Газпром" и продажи ОАО "Связьинвест".
* В соответствии со ст. 96. 4 Бюджетного кодекса принято постановление N 508 "О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации". В нем предусмотрено, что Министерство финансов с целью управления средствами Стабилизационного фонда формирует за счет его средств инвестиционный портфель, в том числе доходов, полученных от размещения средств фонда, включающий в себя денежные средства в иностранной валюте - долларах США, евро и фунтах стерлингов, а также в долговых обязательствах иностранных государств.
* Постановлением N 504 утвержден перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таких объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
Документ принят в соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ и применяется к возникшим с 1 января 2004 г. правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций.
* Постановлением N 509 внесены изменения в постановление от 7 мая 2003 г. N 264, согласно которым отменяются повышающие коэффициенты при расчете тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности транспортных средств для временно используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, зарегистрированных на Украине.
05. 10
* Распоряжением N 1257-р ликвидировано 55 федеральных государственных учреждений государственного энергетического надзора, находящихся в ведении Ростехнадзора.
Ростехнадзору по согласованию с Минэкономразвития поручено обеспечить создание в недельный срок ликвидационных комиссий и проведение до 1 января 2005 г. ликвидационных мероприятий. Отчет о ликвидационных мероприятиях должен быть представлен в Правительство до 15 января.
Росимуществу надлежит провести инвентаризацию высвобождаемого имущества ликвидируемых госучреждений и закрепить за Ростехнадзором на праве оперативного управления имущество, необходимое для обеспечения этим ведомством функций государственного энергетического надзора.
07. 10
* В целом одобрены предложения Минтранса о совершенствовании механизмов финансирования крупных проектов в области транспортной инфраструктуры.
Указано на необходимость разработки четких критериев отбора проектов, которые могут использоваться для реализации государственно-частного партнерства. В федеральном бюджете уже сейчас требуется предусмотреть финансирование работ по предпроектной подготовке нескольких пилотных проектов, чтобы можно было перейти к обсуждению конкретных деталей с представителями бизнес сообщества. Поручено дополнительно проработать предложение министра транспорта о передаче Минэкономразвития функций координатора в сфере подготовки проектов государственно-частного партнерства. Следует четко определить уровень ответственности координирующего органа и разделение его функций с функциями отраслевых агентств.
12. 10
* В Госдуму направлен законопроект, делегирующий ряд дополнительных полномочий регионам.
Субъектам Федерации делегируются, в частности, полномочия по ведению природными парками, объектами животного мира и водных угодий, по тушению пожаров и распоряжению лесными фондами за исключением случаев, предусмотренных законодательством; по переводу земель сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую и функции государственного экологического контроля.
* Постановлением N 522 утверждены правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг., входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. При этом жилсертификат не является ценной бумагой. Срок его действия - 9 месяцев с даты выдачи, указываемой в сертификате.
В Правилах определены категории граждан, которые имеют право на получение сертификата и признаны в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
* Постановлением N 523 утверждено Положение о передаче имущества, составляющего ипотечное покрытие, государственной управляющей компании (ГУК) по инвестированию пенсионных накоплений.
В доверительное управление ГУК передается имущество, составляющее ипотечное покрытие, в случае признания управляющего ипотечным покрытием несостоятельным (банкротом) или аннулирования у него лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
* Достигнута договоренность с профсоюзами о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы в 2005 г. минимум на 30%.
До конца текущего года должны быть разработаны и приняты рекомендации трехсторонней комиссии на 2005 г. по организации системы оплаты труда в бюджетных отраслях и по повышению зарплат, исходя из рекомендуемой максимальной величины индексации на уровне 50%.
При условии увеличения с 1 января МРОТ на 20% Правительство должно обеспечить повышение в указанных размерах зарплат работников бюджетной сферы во всех регионах до 1 мая.
13. 10
* Утверждены правила выплаты в 2004 г. инвалидам, получившим транспортные средства через органы соцзащиты населения, компенсаций страховок по договорам ОСАГО.
Компенсация предоставляется при условии использования транспортного средства лицом, имеющим на нее право, и выплачивается инвалиду или законному представителю ребенка-инвалида в размере 50% уплаченной ими страховой премии, определенной договором ОСАГО.
14. 10
* Одобрен и внесен на ратификацию в Госдуму протокол к Договору с Правительством Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 8 июня 1993 г., подписанный в Софии 2 марта 2003 г.Предусматривается применять общепризнанные нормы международного права в связи с осуществлением иностранных капиталовложений, включая предоставление государственных гарантий.
В частности, протокол дополняет изъятия из режима наибольшего благоприятствования. Эти дополнения оставляют за Россией право не распространять на болгарских инвесторов преимущества, которые она предоставляет или предоставит в будущем в силу соглашений с государствами, ранее входившими в состав СССР. После присоединения России к ВТО режим, предоставляемый иностранным инвесторам и их капиталовложениям на основе договора от 8 июня 1993 г., будет не более благоприятным, чем режим, предоставляемый в рамках ГАТС/ВТО.
Уточняются механизмы компенсации национализированных капиталовложений и беспрепятственного перевода доходов и других платежей в связи с капиталовложениями.
15. 10
* Утвержден новый порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
Из перечня подлежащих обязательной регистрации для использования на территории России изъяты такие устройства, как сотовые и спутниковые радиотелефоны, рации, пейджеры, бытовые СВЧ-печи, устройства охранной сигнализации и другие радиосредства индивидуального пользования. Помимо этого, существенно упрощается сама процедура регистрации и значительно сокращаются ее сроки.
18. 10
* Дано поручение МВД и МЧС России организовать "обеспечение граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей".
Специалисты указанных министерств совместно с заинтересованными ведомствами, местными властями и организациями должны определить порядок размещения таких средств оповещения и распространения данной информации.
Эти меры призваны "совершенствовать организацию подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка".
19. 10
* Постановлением N 562, принятым в соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах", утверждены типовые правила доверительного управления ипотечным покрытием.
20. 10
* Постановлением N 564 утверждена в размере 57 долл. /т ставка экспортных таможенных пошлин на большинство видов нефтепродуктов, вывозимых с территории России за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.
Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике в начале сентября рекомендовала Правительству принять во внимание, что размер экспортной пошлины на нефтепродукты надо рассматривать одновременно с пошлиной на нефть и устанавливать ее также сроком на 2 месяца исходя из мониторинга цен на нефть. При этом комиссия предложила устанавливать пошлину на нефтепродукты в размере 65% от ставки пошлины на нефть.
* Постановлением N 565 утверждены правила осуществления взаимных расчетов между главными распорядителями средств федерального бюджета по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами. Постановление вводится в действие с 1 января 2005 г.
21. 10
* Одобрен законопроект о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-исполнительный кодексы, предусматривающий введение наказания в виде общественных работ.
Минюст совместно с другими ведомствами и властями регионов провел мониторинг рынка труда в 16 субъектах Федерации, который показал, что подобному виду наказания может подвергаться в год около 80 тыс. человек.
Осужденные к такому виду наказания могут привлекаться к общественным работам по строительству, погрузке-разгрузке, уходу за престарелыми людьми и ряду других видов работ в сфере ЖКХ. Срок наказания может составлять от 60 до 240 часов, но не более четырех часов в день.
В случае злостного уклонения от выполнения общественных работ поправки в Уголовный кодекс предусматривают лишение свободы исходя из того, что 8 часов общественных работ будут приравнены к одному дню заключения.
25. 10
* Постановлением N 574 продлен с 27 октября на 9 месяцев срок действия постановления от 24 декабря 2003 г. N 781, которым отменено взимание импортной пошлины на электроэнергию в размере 5% от таможенной стоимости.
27. 10
* Постановлением N 573 определены порядок и условия финансирования процедур банкротства отсутствующих должников в соответствии со ст. 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Установлено, что финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляется в соответствии со сметой расходов этого органа за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета; проводимой по заявлению уполномоченного органа субъекта Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета; проводимой по заявлению конкурсного кредитора, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности.
Заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.
* Утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли других категорий и признано утратившим силу постановление Правительства от 21 февраля 2004 г. Новое Положение вступает в силу с 1 ноября.
В документе детально прописаны действия органов федеральной власти по переводу земель лесного фонда в иные категории. В частности, территориальный орган Федерального агентства лесного хозяйства в субъекте Федерации в течение месяца готовит соответствующую документацию и передает ее в агентство.
Федеральное агентство в двухнедельный срок представляет соответствующий проект решения Правительства и направляет его на государственную экологическую экспертизу.
Министерство природных ресурсов после получения всех необходимых документов в трехдневный срок вносит в Правительство проект решения о переводе земель лесного фонда в другие категории либо возвращает документы на доработку.
***
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
24. 09
* Внесен проект поправки в Трудовой кодекс, предусматривающей внесение изменений в перечень выходных и праздничных дней.
Его авторы - В. Богомолов (фракция "Единая Россия" ), А. Бабаков ( "Родина" ) и В. Жириновский (ЛДПР) - предлагают ввести новогодние каникулы, которые будут длиться с 1 по 5 января включительно, а с учетом выходных дней и православного Рождества - практически неделю.
Кроме того, предлагается отменить празднование 7 ноября, а вместо него отмечать 4 ноября под условным названием "День народного единства" (эта дата связана с освобождением России от польских захватчиков в 1612 г. и прекращением в стране Смутного времени) и отменить празднование Дня Конституции 12 декабря, так как, по мнению авторов законопроекта, этот праздник, по сути, дублирует День России, отмечаемый 12 июня.
* Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Законопроект предусматривал изменение признаков банкротства путем увязки их с численностью работников организации-должника и увеличение до трех лет максимального срока внешнего управления в отношении всех категорий должников, а в отношении сельскохозяйственных организаций - до 5 лет.
* Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменения и дополнения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Субъектам Федерации при установлении цены на землю при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках, предлагалось предоставить право устанавливать дифференцированное применение кратности ставки земельного налога в зависимости от вида деятельности землепользователя и места расположения земельного участка.
* Приняты поправки в Земельный кодекс и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Решено безвозмездно передать в собственность религиозных организаций земли, на которых находятся принадлежащие этим организациям объекты религиозного и благотворительного назначения.
Данный закон важен как с технической, так и с политической точки зрения: он восстанавливает справедливость по отношению к религиозным организациям. Закон будет касаться лишь 5-6% культовых объектов, поскольку именно столько объектов находится в собственности церкви.
28. 09
* Принят законопроект о федеральном бюджете на 2005 год (за - 339 депутатов, против - 96, воздержалось - 4).
В ходе первого чтения утверждаются основные параметры документа, в частности доходы, расходы и профицит.
Проект бюджета-2005 исходит из консервативного прогноза среднегодовой цены российской нефти в будущем году на уровне 28 долл. за баррель и роста ВВП страны на 6, 3%.
Среднегодовой курс рубля прогнозируется на уровне 30 руб. за один доллар, объем ВВП в абсолютном выражении - 18, 72 трлн руб.
Доходы федерального бюджета запланированы на уровне 3 трлн 326, 08 млрд руб., или 17, 8% ВВП; расходы - 3 трлн 047, 97 млрд руб., или 16, 3% ВВП; профицит - 278, 11 млрд руб., или 1, 5% ВВП.
Продолжится формирование Стабилизационного фонда за счет поступления дополнительных доходов от высоких цен на нефть. Ожидается, что на 1 января 2005 г. фонд достигнет 574, 4 млрд руб. В течение года поступление средств в фонд оценивается на уровне 387, 8 млрд. руб., из них 74, 7 млрд будет использовано на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда и 168 млрд - на погашение внешнего госдолга. В результате средства фонда на 1 января 2006 г. должны составить 719, 5 млрд руб.
29. 09
* Принят в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Законопроект, внесенный Правительством, направлен на совершенствование действующей редакции закона, в частности на приведение бюджетной классификации в соответствие с проводимыми реформами: административной, федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса, системы социальной защиты граждан, реструктуризации бюджетного сектора и др.
* Принят в первом чтении проект закона "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Дополнения в Налоговой кодекс и в Закон о рынке ценных бумаг направлены на сохранение за арбитражными судами полномочий по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
01. 10
* Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнения в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации".
Законопроект устанавливал, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена только при отсутствии у данного юридического лица задолженности перед бюджетами всех уровней и по оплате труда перед лицами, работающими по трудовому договору.
Однако депутаты обратили внимание на то, что вопросы перехода прав и обязанностей при реорганизации юридического лица урегулированы положениями Гражданского кодекса. Ответственность за нарушения трудового законодательства должна носить самостоятельный характер и не может являться основанием ограничения гражданских прав юридических лиц. В свою очередь, невыполнение законодателем обязанностей по выплате заработной платы является основанием для ее истребования работником в судебном порядке.
* Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах".
Для конкретизации полномочий Российской Федерации и ее субъектов по совместному распоряжению государственным фондом недр предлагалось уточнить отдельные формулировки ст. 10-1 и связанные с ними формулировки в других статьях закона. Однако эти вопросы уже решены в связи с принятием законов от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ и от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
* Принят в третьем, окончательном, чтении федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации".
Закон устанавливает ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, на срок до 75 лет со дня составления этих документов. Это ограничение может быть отменено до истечения срока "с письменного разрешения гражданина, а после его смерти - с письменного разрешения наследников данного гражданина".
Предусмотрены сроки временного хранения документов. Они предполагают, в частности, что записи актов гражданского состояния хранятся 100 лет; документы по личному составу, записи нотариальных действий, похозяйственные книги и записи, касающиеся приватизации жилищного фонда - 75 лет; патенты на изобретение - 20 лет; научная документация - 15 лет; кино- и фотодокументы - 5 лет, видео- и фонодокументы - 3 года.
13. 10
* Поддержана в первом чтении концепция законопроекта, который вносит изменения в ст. 11 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации".
По действующему законодательству высшие чиновники могут состоять в общественных организациях, в политических партиях, но не вправе входить в их руководящие структуры. Предлагаемые изменения снимают этот запрет.
* Принят в первом чтении проект закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Закон входит в пакет по формированию рынка доступного жилья и предусматривает введение в действие с 1 января 2005 г. Жилищного кодекса, проект которого готовится ко второму чтению.
15. 10
* Приняты в первом чтении проекты бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования на 2005 год.
Доходы и расходы ФФОМС составят 88 млрд 991, 7 млн руб. В соответствии с федеральным бюджетом на 2005 г. предусмотрена передача фонду средств в размере 53 млрд 791, 7 млн руб. ; из них 3 млрд планируется направить на субсидии на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), остальные - на реализацию "социального пакета" в части обеспечения льготных категорий граждан лекарственными средствами.
Доходы ФСС (без учета входного остатка) предусмотрены в размере 180 млрд 860 млн 662 тыс. 600 руб., расходы - 183 млрд 834 млн 604 тыс. 800 руб. В рамках реализации мер социальной поддержки льготной категории граждан планируется выделить из федерального бюджета 9 млрд 569 млн 455 тыс. руб. на оплату стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения с продолжительностью пребывания не более 21 дня.
* Принят в первом чтении проект закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год".
Доходы фонда составят 1177, 37 млрд руб., расходы - 1176, 13 млрд. При этом расчетный текущий дефицит по распределительной составляющей определен в сумме 82, 86 млрд руб., текущий профицит по накопительной составляющей - 84, 1 млрд. Обеспечение текущего дефицита будет осуществляться за счет переходящего остатка средств бюджета фонда и средств федерального бюджета.
Правительство прогнозирует увеличение среднего размера трудовой пенсии в следующем году на 232, 94 руб. (до 2 тыс. 149, 26 руб. ) с превышением величины прожиточного уровня пенсионера на 5, 4%. Рост среднегодового размера трудовой пенсии составит 13, 3%.
* Принят в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Предлагается в 2005 г. повысить минимальный размер оплаты труда на 20%, установив его с 1 января в сумме 720 руб. в месяц.
* Возвращен к процедуре второго чтения проект закона "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда" (срок подачи поправок - до 15 ноября).
Устанавливается, что среднегодовое соотношение между МРОТ с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в 2004- 2007 гг. не может быть ниже соответственно 40, 60, 80, 100%. Однако законопроект в данной редакции содержит нормы, которые уже не могут быть выполнены, и не гарантирует тех минимальных размеров оплаты труда, которые должны быть в соответствии с ним установлены.
* Принят во втором чтении проект закона "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации".
Предлагается расширить сферу регулирования Кодекса, дополнив его новой главой "Таможенные сборы". В ней содержится определение таможенных сборов и установлен полный перечень таможенных сборов за таможенное оформление, таможенное сопровождение, хранение.
Определены плательщики таможенных сборов, порядок исчисления, порядок, формы и сроки уплаты таможенных сборов.
20. 10
* Принят во втором чтении проект федерального бюджета на 2005 год.
Депутаты утвердили сокращение на 10, 18 млрд. руб. расходов по разделу "Общегосударственные вопросы", главным образом за счет сокращения средств на обслуживание госдолга. Часть этих средств в размере 2 млрд руб. будет направлена на дополнительное финансирование раздела "Национальная оборона" на обеспечение военнослужащих служебным жильем, 7, 9 млрд - на увеличение помощи регионам и 0, 28 млрд - на дополнительное финансирование раздела "Охрана окружающей среды". Остальные разделы расходов остались без изменений.
Поддержано предложение "Единой России" увеличить при рассмотрении бюджета в третьем чтении финансирование ряда программ, относящихся к разделу 11 "Межбюджетные трансферты". В их число вошли подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
* Принят в третьем чтении закон "О внесении изменении в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации", устанавливающий размер госпошлины.
Закон направлен на замену действующего с 1991 г. Закона РФ "О государственной пошлине".
* Ратифицировано межправительственное российско-белорусское Соглашение "О совместном тыловом обеспечении региональной группировки войск (сил) Вооруженных сил Российской Федерации и Белоруссии".
Этот документ отвечает национальным интересам России, предусматривая комплекс мероприятий по материальному, транспортному и медицинскому тыловому обеспечению действий Вооруженных сил. Соглашение подписано сроком на пять лет и автоматически продлевается на те же сроки, если ни одна из сторон не заявит о выходе из этого документа.
* Принят в первом чтении проект закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год".
Предусматривается сохранить условия и размеры установления страховых тарифов, действовавших в 2001 г. и продленных соответствующими федеральными законами на 2002-2004 гг.
22. 10
* Примяты в третьем чтении поправки в Таможенный кодекс, которые вводят в кодекс новую главу - "Таможенные сборы".
* Приняты во втором чтении поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, определяющие круг лиц, которые могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей. Правом освобождать от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению наделяется председательствующий судья.
27. 10
* Приняты в первом чтении поправки в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Предлагается упразднить (с 1 января 2006 г. ) 49 лицензируемых видов деятельности, определенных исходя из критериев избыточности лицензирования отдельных видов деятельности, предоставлять полномочия по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Федерации исключительно решением Правительства РФ, при этом у федеральных органов исполнительной власти сохраняются только правоустанавливающие функции по вопросам, отнесенным к их ведению (разработка положений о лицензировании, методическое руководство и т. д. ).
* Приняты во втором чтении поправки в Закон об обязательном пенсионном страховании, касающиеся срока уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд РФ.
Предлагается дополнить ст. 28 положением, регулирующим срок и порядок уплаты страховых взносов для налогового контроля за своевременной уплатой страховых взносов.
* Принят во втором чтении законопроект "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) в общественных местах пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Предполагается ввести запрет на розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в детских, образовательных, медицинских организациях и на прилегающих к ним территориях, запретить потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на улицах, стадионах, в скверах, парках, транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах, за исключением мест общественного питания, в которых разрешена продажа пива и соответствующих напитков.
* Ратифицировано Соглашение между правительствами Российской Федерации и Германии об облегчении взаимных поездок граждан (подписано 10 декабря 2003 г. в Берлине).
Документ, проект которого был разработан по указанию В. Путина, призван создать благоприятные условия для развития и облегчения молодежных обменов, взаимных контактов официальных представителей, предпринимателей, деятелей науки, культуры, образования и спорта.
* Ратифицировано три соглашения между Правительством РФ и международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией) о постоянных представительствах в Москве этих организаций.
Соглашением закрепляется правовой статус постоянных представительств указанных финансовых организаций в России, определяется объем привилегий и иммунитетов, предоставляемых Россией МВФ, МБРР и МФК, как специализированным учреждениям ООН.
***
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
29. 09
* Одобрена поправка к Земельному кодексу и ряду сельхоззаконов, касающаяся безвозмездного предоставления религиозным организациям земельных участков, на которых находятся культовые здания.
В соответствии с Земельным кодексом большинство канонических подразделений Русской православной церкви и других религиозных организаций используют земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и обязаны по своему желанию переоформить это право или приобрести данные участки в собственность. Эти положения входят в противоречие с Законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", в соответствии с которым передача религиозным организациям земель, относящихся к храмам и другим культовым объектам, осуществляется безвозмездно. Возможность бесплатной передачи земель предусмотрена и специальным постановлением Правительства от 2001 г. Принятая поправка устраняет эти противоречия.
* Принято единогласно постановление о неотложных мерах по противодействию терроризму. В соответствии с ним предполагается создать "единую правовую основу антитеррористической деятельности".
В Госдуму направлено предложение выделить в проекте федерального бюджета на 2005 г. подраздел "Борьба с терроризмом" в разделе "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность". Предлагается увеличить ассигнования на финансирование подразделений, участвующих в антитеррористических мероприятиях, и их оснащение специальной техникой и вооружением.
* В Госдуму передан в порядке законодательной инициативы проект закона "О государственном регулировании, контроле и надзоре в сфере обеспечения безопасности полетов авиации и использования воздушного пространства Российской Федерации".
Разработка этого концептуального проекта вызвана критическим положением в безопасности на воздушном транспорте и требованиями Президента РФ к повышению национальной безопасности. В его подготовке принимали участие 43 организации в области воздушного транспорта.
Законопроект направлен на формирование единой государственной политики в сфере госрегулирования и надзора за безопасностью полетов, на создание структуры, которая могла бы проводить самостоятельный независимый контроль.
11. 10
* Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой предлагает Минфину доработать и утвердить долгосрочную концепцию управления средствами Стабилизационного фонда.
Тщательно проанализировав заключение Счетной палаты на проект федерального бюджета на 2005 год, комиссия пришла к выводу, что необходимо утвердить не только долгосрочную концепцию управления средствами фонда, но и их использование при накоплении сверхпредельного уровня в 500 млрд руб. Кроме этого, она предлагает разработать налог на дополнительный доход, который будет жестко увязан с экономическими показателями деятельности по добыче углеводородов на каждом из лицензионных участков при одновременном снижении ставки налога на добычу полезных ископаемых.
12. 10
* Комиссия по естественным монополиям решила рассмотреть вопрос о контроле Правительства РФ за исполнением вновь принятых законов, в частности Закона "О связи".
Данное решение вынесено по результатам рассмотрения состояния дел с подготовкой и принятием Правительством подзаконных нормативных актов, необходимых для полной реализации Закона "О связи", вступившего в силу с 1 января 2004 г. Для обеспечения действия этого Закона Правительство должно было принять в общей сложности 35 подзаконных нормативных актов, а принято лишь 4, остальные находятся в стадии подготовки и согласования.
* Комиссия по делам молодежи и спорту подготовила поправки в ст. 16 Закона "О рекламе", которые снимают ограничения на спортивное спонсорство для пивоваренных компаний.
Законопроект устанавливает, что действующие ограничения на рекламу пива не распространяются на рекламу спонсоров международных и общероссийских спортивных мероприятий для спортсменов старше 18 лет в период их проведения и трансляции в радио- и телепрограммах.
13. 10
* Одобрен закон "Об архивном деле в Российской Федерации", направленный на совершенствование норм, которыми регулируются вопросы организации комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, а также управления архивами и архивными фондами.
Принятие закона обусловлено тем, что действующие основы законодательства об архивном фонде России содержат положения (о разграничении собственности на архивные документы, о статусе муниципальных архивов и др. ), которые вступили в противоречие с требованиями Конституции РФ и принятых в последнее время законов.
* Одобрены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, усиливающие административную ответственность за правонарушения в области миграционных правил.
Размер штрафа за нарушения миграционных правил, правил пребывания, проживания и деятельности в России иностранных граждан и лиц без гражданства увеличивается до 200 МРОТ для должностных лиц и до 5 тыс. МРОТ - для юридических лиц.
Поправки в Кодекс призваны усилить эффективность борьбы с незаконной трудовой миграцией, ибо позволяют привлекать к административной ответственности как работодателей, так и заказчиков работ, использующих труд иностранцев с нарушениями законодательства.
* Подготовлена поправка к третьему чтению проекта федерального бюджета на 2005 г. Предлагается личные подсобные хозяйства включить в перечень товаропроизводителей АПК, которым из федерального бюджета возмещается часть затрат на уплату процентов по полученным кредитам.
Эта поправка направлена на осуществление господдержки личных подсобных хозяйств. Ее принятие будет способствовать развитию производства по переработке сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах, а следовательно, и социально-экономическому развитию сельских поселений.
* Председателю Правительства М. Фрадкову направлен парламентский запрос, в котором выражена обеспокоенность относительно хода реализации Федеральной целевой программы по уничтожению запасов химического оружия в России.
Россия не может выполнить взятые на себя в рамках Конвенции о запрещении разработки, применения химоружия и о его уничтожении международные обязательства. Подтверждением тому служит крайне низкая практическая реализация заявлений лидеров стран "большой восьмерки" о необходимости выделить России международную финансовую помощь. Эта помощь осуществляется крайне медленно, в заниженных объемах и в неустановленные сроки. Так, общий объем предоставленной международной финансовой помощи России для уничтожения химоружия в 2004 г. составляет не более 3% от предусмотренного. Недостаточное финансирование сдерживает создание системы объектов по уничтожению химоружия, из шести запланированных объектов в эксплуатацию введен только один - в поселке Горный Саратовской области.
В связи с этим сенаторы обратились к Председателю Правительства с просьбой принять решение о выделении в 2004 г. дополнительных средств из федерального бюджета для реализации указанной федеральной программы. По их мнению, это позволит выполнить к 2007 году мероприятия по уничтожению заявленных Россией 8 тыс. т отравляющих веществ, или 20% от общих запасов химоружия.
27. 10
* Одобрена ратификация протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом в связи с присоединением к ЕС десяти новых государств (подписанного 27 апреля в Люксембурге главами МИД России и Ирландии, а также членом Еврокомиссии по международным связям).
* Одобрены изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", согласно которым отменяется запрет на занятие руководящих должностей в общественных объединениях.
* Одобрен закон "О внесении изменении в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации". Закон, заменяющий собой действующий с 1991 г. Закон РФ "О государственной пошлине", устанавливает размер госпошлины и определяет перечень видов действий документов, за совершение или выдачу которых взимается госпошлина.
* Одобрен закон "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата".
Протокол определяет для каждой из подписавших его сторон обязательства по количественным показателям сокращения эмиссии парниковых газов в атмосферу в первый период его действия (2008-2012 гг. ). Для России принят за базовый уровень выбросов парниковых газов в 1990 г.
Обязательства сторон протокола по количественным показателям сокращения эмиссии парниковых газов в атмосферу во второй и последующий периоды действия (после 2012 г. ) будут определяться в ходе переговоров со сторонами. По итогам этих переговоров, которые должны начаться в 2005 г., Россия примет решение о своем участии в протоколе во второй и последующие периоды его действия.
***
ПРЕЗИДЕНТ
27. 09
* Дано поручение Правительству завершить в 2005-2006 гг. работу по оптимизации налогового законодательства.
Глава государства отметил, что должен наступить момент, когда внесение изменений в Налоговый кодекс будет исключением из правил.
* Подписан Указ "О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации".
В соответствии с Указом при Президенте РФ будет создан Международный правозащитный центр. Данный документ принят в развитие Указа от 13 июня 1996 г. N 864.
* На согласование в соответствующие органы государственной власти направлен проект указа о включении акций холдинга "Связьинвест" в план приватизации на 2005 г. В процессе приватизации телекоммуникационного холдинга необходимо прежде всего учесть вопросы национальной безопасности.
28. 09
* В Госдуму внесен законопроект о формировании органов государственной власти в субъектах Федерации.
Глава государства предлагает отказаться от прямых выборов глав субъектов и установить новый порядок их избрания - местными законодательными собраниями по представлению Президента страны.
30. 09
* Указом N 1258 утверждены табели соответствия воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы, а Указом N 1259 - табели соответствия должностей сотрудников центральных аппаратов "силовых" ведомств, имеющих специальные звания, государственным должностям федеральной государственной службы.
Эти табели должны применяться с 1 октября 2004 г. для установления размеров окладов по воинским должностям военнослужащих и в соответствии с ними будет выплачиваться в установленных размерах ежемесячное денежное поощрение военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, замещающим воинские и некоторые другие должности в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба.
01. 10
* Дано отрицательное заключение на поправки в Закон об акционерных обществах.
Эти поправки позволяют акционеру, владеющему не менее 90% акций АО, выкупать доли остальных акционеров по цене, которую определит оценщик, нанятый и оплаченный основным акционером. Одновременно с этим законопроект обязывает миноритарных акционеров продавать акции крупным акционерам.
В заключении подчеркивается, что представленной редакции законопроект устанавливает "механизмы принудительного выкупа и приобретения акций, что сопряжено с ограничением права собственности одних лиц в интересах других лиц. Следовательно, при решении вопроса о возможности приобретателя требовать у остальных акционеров выкупа принадлежащих им обыкновенных акций следует учитывать, что в соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".
05. 10
* Подписан Федеральный закон "О внесении изменения в статью 277 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (принят Госдумой 24 сентября, одобрен Советом Федерации 29 сентября).
06. 10
* Дано поручение Правительству рассмотреть проблему признания дипломов духовных образовательных учреждений.
По мнению Президента, полного соответствия между светскими и церковными образовательными документами быть не должно, ибо это следует из Конституции РФ - "нельзя предъявлять такие требования, поскольку церковь отделена от государства". В то же время "это не должно создавать проблем тем людям, которые получают церковное образование, тем более что уровень и качество его высоки", - отметил глава государства.
* Подписан Федеральный закон "О внесении изменений в федеральные законы "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (принят Госдумой 24 сентября, одобрен Советом Федерации 29 сентября).
Законом регулируются вопросы предоставления в собственность или безвозмездное срочное пользование религиозным организациям земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
11. 10
* Подписан Указ "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны".
Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
14. 10
* Подписан Указ, в соответствии с которым будет создано Федеральное медико-биологическое агентство, подведомственное Министерству здравоохранения и социального развития РФ.
Данное агентство создается на базе упраздняемого Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем "в целях развития системы специализированного санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда".
15. 10
* Подписаны указы, которыми утверждены Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, Положение о Федеральной службе судебных приставов и Положение о Федеральной регистрационной службе.
22. 10
* Подписан Указ N 1320 "Об упразднении Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации".
Правительству поручено обеспечить проведение ликвидационных процедур и предоставление высвобождаемым сотрудникам социальных гарантий, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией данного Указа.
25. 10
* Подписан Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" (принят Госдумой 1 октября, одобрен Советом Федерации 13 октября).
Закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда и других архивных документов независимо от их формы собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом.
* Подписан Указ "О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1556 от 30 июля 2004 года".
Указом запрещается продажа или поставка вооружений и материальных средств, включая оружие и боеприпасы не правительственным образованиям Судана.
26. 10
* Подписан Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят Госдумой 1 октября, одобрен Советом Федерации 13 октября).
Закон направлен на усиление административной ответственности за правонарушения, совершаемые в сфере миграционных отношений, а также на приведение КоАП РФ в соответствие с российским законодательством, регламентирующим правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.