Страховщики откажутся от лицензий на "автогражданку" ,
если государство не поднимет тарифы на ее страхование
1 декабря 2007 года президент РФ подписал поправки к закону об ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), согласно которым увеличены выплаты по риску для жизни и здоровья на одного пострадавшего, а также упрощено оформление ДТП и получение выплат. Страховщики говорят, что изменения значительно повысят убыточность данного бизнеса: некоторые страховые компании в следующем году могут отказаться от лицензии на ОСАГО.
Страховщики хотят платить своим
В следующем году для владельцев страховых автополисов произойдут значительные изменения. С 1 июля 2008 года вступает в силу система прямого урегулирования убытков. Возмещение пострадавшему участнику ДТП будет выплачивать страховая компания не виновника аварии, как это происходит сейчас, а та, в которой потерпевший приобрел полис "автогражданки".
Если сейчас автомобилисту все равно, где покупать полис ОСАГО, то при действующей системе прямого урегулирования убытков ему будет выгоднее найти более надежную страховую компанию с высоким уровнем сервиса. С этой точкой зрения согласен директор омского Центра страхового права Алексей АЛГАЗИН, который говорит, что поправка значительно дисциплинирует страховщиков, потому что теперь им придется фактически нести ответственность по каждому случаю ДТП, а значит, и рассматривать ДТП они будут более внимательно. Качество страховых услуг повысится, по его мнению, за счет того, что резко усилится конкуренция между компаниями. Начальник отдела по автострахованию омского филиала ЗАО "УралСиб" Евгений МИЛЯЕВ считает, что такая система сократит на 80 % число страховых компаний, работающих на рынке ОСАГО.
- В первую очередь с рынка уйдут все "левые" компании. Для серьезных, солидных страховщиков ОСАГО тоже невыгодно, поэтому его стараются дополнить добровольным страхованием, таким, как каско, ДМС, страхование имущества и т. п. Целый портфель по ОСАГО набирают только компании-однодневки, которые, собрав страховые взносы, очень быстро исчезают из города, так как не могут покрыть огромные выплаты по этому виду. Но клиента это мало волнует, так как сейчас он страхует не себя, а того парня, в которого он врежется. А система прямого урегулирования убытков как раз заставила бы клиентов выбирать наиболее надежную страховую компанию, да и самим страховщикам было бы удобнее работать со своим клиентом, а не с чужим. Сегодня в Омске работают около 100 страховых компаний, среди них всего 5-8 компаний, которые нормально выполняют страховые выплаты, - высказался Евгений МИЛЯЕВ. Директор омского филиала страховой компании "Югория" Ольга КУБАСОВА говорит, что ей как страховщику гораздо удобнее и выгоднее будет платить по полису ОСАГО тем клиентам, которые вложили свои средства в ее страховую компанию, а не неизвестным людям, как это происходит сейчас.
Мошенники ждут "Европротокол"
С 1 декабря 2008 года вступает в силу упрощенная процедура оформления ДТП - "Европротокол". То есть зафиксировать дорожный инцидент участники аварии смогут и без сотрудников ГИБДД. Правда, обойтись без помощи гаишников можно будет далеко не всегда, а только в случаях, когда в аварии участвовало не более двух транспортных средств, обошлось без причинения вреда жизни и здоровью, а также когда, по взаимному согласию участников ДТП, сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей.
Директор Омского Центра страхового права Алексей АЛГАЗИН считает, что "Европротокол" увеличит число мошенничеств, как минимум, в два раза. По его словам, даже сейчас, когда имеется контроль ГИБДД, участники ДТП очень часто договариваются между собой.
- Есть информация, что преступные группы уже готовятся к вступлению в силу поправок - заранее приобретают битые машины, чтобы потом предъявлять их в разные страховые компании и требовать по 25 тысяч рублей за ущерб, якобы полученный при ДТП. Преступники реально смогут поставить это дело на поток, так как у страховщиков, кроме нашего Бюро страховых историй, пока нет больше общих баз данных по клиентам. Поэтому страховые компании просто не смогут подготовиться ко всем случаям и где-нибудь обязательно проколются, -заявил АЛГАЗИН.
По мнению начальника отдела по автострахованию омского филиала ЗАО "УралСиб" Евгения МИЛЯЕВА, сотрудники ГИБДД при оформлении аварии являются незаинтересованными лицами, в отличие от самих участников ДТП или от сотрудников полулегальной организации аварийных комиссаров, которая никакой юридической силы не имеет. Он уверен, что без ГИБДД начнется бардак, потому что у наших граждан далеко не европейский менталитет.
Директор омского филиала страховой компании "Югория" Ольга КУБАСОВА, наоборот, к "Европротоколу" относится весьма положительно. Она считает, что для клиентов это достаточно удобная система.
- Если законодатели точно определят условия и документы, которые необходимы для этой процедуры, то мошенников очень просто будет вычислить. К тому же, в каждой серьезной страховой компании есть своя служба безопасности, если она эффективно работает, то никаких проблем не возникнет. Есть еще служба аварийных комиссаров, которая тоже всегда готова прийти на помощь, - за рубежом именно она как раз и контролирует процедуру оформления ДТП. Наша компания доверяет этой службе, мы заключили с ними очередной договор на 2008 год, - поделилась Ольга КУБАСОВА.
Убыточность ОСАГО растет
Закон расширил лимиты выплат по риску для жизни и здоровья: ранее совокупная выплата на всех пострадавших в ДТП не могла превышать 240 тысяч рублей, теперь каждому потерпевшему полагается до 160 тысяч рублей.
- Еще не факт, что эти деньги будут выплачивать пострадавшим, - говорит Евгений МИЛЯЕВ. - Многие клиенты даже сейчас не доходят до этой процедуры, так как не хотят тратить силы и время на сбор всех необходимых документов и справок - слишком все забюрократизировано.
Ольга КУБАСОВА признает, что ее компания тоже не часто сталкивается с выплатами по ущербу, причиненному в ДТП здоровью и жизни клиента, именно по полису ОСАГО. Она советует гражданам, несмотря на то, что расширили лимиты по ОСАГО, все же добровольно страховать свою жизнь - так гораздо надежнее.
Увеличен с 15 до 30 дней срок рассмотрения заявления о выплате возмещения. Введены штрафные санкции за просрочку в выплате страхового возмещения - за каждый день просрочки в размере 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Предлагая нововведения, страховщики рассчитывали, что повышение качества услуг и расширение их ответственности будут соответствующим образом компенсироваться повышением тарифов. Однако законодатели решили иначе. Эта новость явилась неприятным подарком для участников рынка.
- Уже сегодня в целом ряде регионов, а также по определенным категориям автомобилей убыточность существенно превысила заложенную в тариф нетто-ставку. Если не будут приняты срочные меры по выправлению возникших перекосов, ряд членов Российского союза автостраховщиков (РСА) будет вынужден уйти с этого рынка, - заявил РБК daily заместитель исполнительного директора РСА Андрей БАТУРКИН.
По мнению Алексея АЛГАЗИНА, на рынке ОСАГО останутся только сильнейшие - крупные универсальные компании, которые способны пока справляться с убыточностью по ОСАГО за счет сбалансированности портфеля и правильной финансовой политики. А также те, у кого отлажена процедура эффективного и оперативного урегулирования убытков, кто вкладывает средства в специалистов по безопасности, в специальные компьютерные программы, обменивается информацией по клиентам с другими участниками рынка.
- Среди страховщиков однозначно на омском рынке ОСАГО останется Росгосстрах. Про остальных ничего не могу сказать, но уже сейчас многие из них не справляются со своими обязательствами по ОСАГО и участвуют из-за этого в судебных разбирательствах. А что будет с ними после введения поправок, можно только догадываться. На мой взгляд, половина страховщиков омского рынка откажутся от лицензии на ОСАГО в следующем году - уйдут в каско, в страхование грузов, имущества или жизни, - считает АЛГАЗИН.
Тарифы должны удвоиться
По прогнозу специалистов, повышения базовых тарифов по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности можно ожидать в 2008-2009 годах.
- На сегодняшний день уже требовалось увеличение тарифа на 20-30 %, теперь же, учитывая все внесенные в закон изменения, речь может идти как минимум о двукратном увеличении тарифа. В последний год произошло серьезное обновление автомобильного парка, увеличилась доля новых машин. Что значит новая машина для страховщика? Во-первых, как правило, это иномарка по высокой стоимости, во-вторых, за новые машины износ не начисляется. Выплата резко идет вверх. Тариф же был рассчитан исходя из реалий автопарка четырехлетней давности, сегодня автопарки значительно изменились и подорожали, - сообщил СМИ первый заместитель гендиректора Росгосстраха Дмитрий МАРКАРОВ.
Ольга КУБАСОВА уверена, что прежде чем повышать тарифы по ОСАГО, нужно все просчитать. Нужно подходить с этим индивидуально к каждому региону РФ. Потому что везде разный процент аварийности на дорогах, производятся разные страховые выплаты по ОСАГО - где они высокие, там и нужно повышать тарифы, чтобы регулировать таким образом этот процесс. В Омске, например, расширили дороги, установили новые светофоры, соответственно, и безопасность движения, по логике, должна увеличиться, так зачем же здесь повышать тариф?