Перейти к основному содержанию

Главная      ПОСЛЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ "ЮГОРИЯ" 100% АКЦИЙ ОСТАНУТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ХМАО

ПОСЛЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ "ЮГОРИЯ" 100% АКЦИЙ ОСТАНУТСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ХМАО

- на вопросы "Интерфакса" отвечает генеральный директор компании Владимир ВОЛКОВ

- Владимир Владимирович, насколько успешной была деятельность крупнейшей страховой компании в Ханты-Мансийском автономном округе в текущем году и какую роль в этом играли филиалы?

- В целом, можно сказать, что компания набирает обороты. Объемы взносов растут, естественно растут и объемы выплат.

В первую очередь, рост обеспечивается расширением филиальной сети, за счет увеличения объемов операций, которые приходятся на филиалы. Об этом говорят цифры. Так, за первый квартал этого года мы собрали 604 млн. рублей страховых сборов, из них на центральный офис пришлось около 200 млн. рублей, остальные - на филиальную сеть. За 5 месяцев текущего года эти цифры приближаются к 900 млн. рублей и опять же доля филиалов в совокупном объеме еще несколько выросла. Это основные итоги производственной деятельности.

- Значит ли это, что развитие филиальной сети и будет являться одним из приоритетных направлений развития компании?

- С начала года количество филиалов увеличилось более чем в полтора раза - до 30 филиалов, если учитывать представительства, то эта цифра приближается к 100.

У нас нет цели увеличивать филиалы и в дальнейшем такими же темпами. В филиалах, если ими неправильно управлять, уделять им недостаточно внимания, проводить неудачную кадровую политику, особенно в отношении руководящего состава, можно спровоцировать негативную реакцию. Были примеры в страховых компаниях, когда филиалы помогали головной компании удержаться "на плаву" и даже подняться, а были и обратные примеры, когда филиальная сеть "топила" главное предприятие. Мы стараемся все-таки более взвешенно подходить к развитию филиальной сети, тщательно подбирать кадровый состав, осуществлять постоянный мониторинг систем управления, находимся в постоянном контакте с филиалами. Постоянно проводим семинары, встречи в режиме он-лайн, контролируем их производственную деятельность. Этот процесс у нас поставлен нормально.

- Владимир Владимирович, уже практически завершилось первое полугодие этого года. Какое, на ваш взгляд, произошло наиболее значимое достижение в плане развития компании на российском страховом рынке за этот период?

- Что касается достижений компании, я считаю, что абсолютно знаковым для нас является победа в тендере Сбербанка по страхованию залогового имущества. Это очень значительное достижение, особенно, если учитывать то, что Сбербанк крупнейший кредитор физических лиц и небольших предприятий. Сбербанк является крупнейшим банком в этом сегменте и общий объем выданных кредитов физлицам превышает 700 млрд. рублей, что в разы превышает показатели других банков. И это, по моему мнению, очень серьезный партнер для "Югории".

Нам удалось выиграть тендер, даже при том, что условия изначально были достаточно жесткими и одним из основных факторов было наличие у компании разветвленной филиальной сети.

На сегодняшний день "Югория" имеет право работать со всеми региональными отделениями Сбербанка. Другой вопрос насколько мы сами готовы к этому, и насколько уже региональные подразделения Сбербанка устроит сотрудничество с нами.

У нас есть крупные филиалы, где мы нормально позиционируемся на страховым рынке, где есть определенная история. И вот там мы можем вполне рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничество со Сбербанком.

- Ваша компания в этом году планирует существенно расширить перечень страховых услуг. С чем это связано и кем будут востребованы эти услуги?

- В основном новые виды страхования связаны со страхованием ответственности специфического характера. Это и страхование ответственности морских операторов, страхование таможенных перевозчиков, таможенных складов. Эти виды страхования у нас востребованы. Ведь страховщики работают везде, где есть возможность предоставлять эти услуги. На сегодняшний день таможенные органы активно работают со страховыми компаниями. В частности, наши филиалы в Краснодаре и в Сочи нуждаются в таких лицензиях, поскольку это морские порты.

Сейчас идет реорганизация структуры, выдающей страховые лицензии. Поэтому, вероятнее всего, выдача разрешения несколько задержится.

- Уже почти год действует закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Насколько этот вид страхования, по вашему мнению, был выгоден для ГСК "Югория"?

- В декабре и июне минувшего года у нас, да и у всех страховщиков, был пик заключения договоров ОСАГО. И именно на этот период приходится основная часть страховых премий. То есть когда закон вступил в силу - это в июне, и когда не произошло тех изменений, которые ожидались по концу года - в декабре. По договору, заключенному в декабре, ответственность длится в течение года, и в декабре мы получили большую страховую премию, по итогам января, когда эти договоры действовали месяц, платежи естественно значительно превышали выплаты.

Депутаты, которые выступали и выступают за снижение тарифов, говорят о том, что "вот видите - страховщики наживаются", хотя совершенно логично понять, что ответственность по договорам правильней оценивать по истечении периода страхования. Сейчас пик сбора страховых сборов по ОСАГО уже прошел, хотя все время идет какое-то перезаключение, но каких-то резких скачков уже нет, а выплаты от месяца к месяцу растут. И сегодня они уже достигли значительной величины.

Есть такое понятие "период убыточности", в течение которого можно определить, сбалансирован ли страховой тариф или нет. Обычно этот период составляет порядка пяти лет, когда из года в год перезаключаются договоры страхования по одному и тому же тарифу. И только по истечении этого срока мы сможем увидеть реальную статистку, на которую мы сможем опираться для корректировки тарифа, для его снижения или повышения.

А вообще на практике пик убыточности по договорам страхования, таким как ОСАГО, начинается через 1,5-2 года с их вступления в действие. К концу этого года или через год, когда у нас сформируется свой портфель страхователей, когда "Югория" уже будет занимать определенную устойчивую нишу в этом сегменте страхового рынка, мы увидим реальную убыточность.

Я предполагаю, что она будет приближаться к 100 проц. Потому что уже сегодня видны все те тенденции, которые подсказывают такие выводы. То есть цифры по привлеченным страховым взносам и страховым выплатам будут одинаковы, а по некоторым регионам даже выше.

Сейчас вполне реально мы видим, что убыточность по разным регионам у нас разная в том числе и с учетом разных факторов. В частности, по отечественной технике, по импортной, по физическим лицам, по юридическим лицам статистика разнится. Средняя выплата тоже разнится: в Москве - самая высокая, в Ханты-Мансийске она также достаточно высока.

Я считаю, что в Ханты-Мансийском автономном округе тарифы ОСАГО занижены. В нашем регионе очень много автотранспорта на душу населения, то есть на одну семью из трех человек, условно говоря, приходится 1,5 автомобиля. Особенно это касается городов Сургута, Нижневартовска и Ханты-Мансийска. Плотность автомобилей высокая и, как следствие, высокая аварийность, и, конечно, тарифы здесь должны быть повыше. Мы отправляли письма и в РСА, и в полпредство с предложением повысить тарифы. Но говорить о повышении тарифа очень сложно, поскольку в основном в депутатских кругах речь идет как раз о понижении тарифа и повышение, скажем так, не соответствует политической ситуации.

Государственная страховая компания "Югория" за 11 месяцев действия закона об ОСАГО (с 1 июля 2003 года) произвела 72,8 млн. рублей выплат. Всего урегулировано 2,995 тыс. страховых случаев. Средняя выплата составила 24,3 тыс. рублей. За январь-май 2004 года произведено выплат на сумму 60,137 млн. рублей. Урегулировано 2,526 тыс. страховых случаев.

Поступившие страховые премии по ОСАГО за 11 месяцев составили 345,6 млн. рублей. За январь-май 2004 г. поступившая премия равнялась 154,18 млн. рублей. За 11 месяцев "Югория" выдала полисы ОСАГО 167,967 тыс. автовладельцам.

- Уже более полугода как было заявлено о предстоящем акционировании ГСК "Югория". На каком этапе находится этот процесс сейчас? Что ожидает компанию после изменения формы собственности?

- На сегодняшний день этот процесс находится в стадии завершения. Заканчивается аудиторская проверка, инвентаризация активов. И когда уже у нас каждая копеечка будет видна, и все активы будут сверены, и эти данные совпадут с теми данными, которые есть у окружного департамента государственной собственности. После этого и будет подписан приказ о переходе компании в статус открытого акционерного общества.

Я хочу подчеркнуть, что 100 проц. акций будет находиться в собственности ХМАО и, думаю, что "Югория" еще достаточно продолжительный период времени сохранит статус государственной компании. Еще раз повторю, что вопрос продажи акций не обсуждается и не планируется.

Планы компании останутся прежними: улучшение показателей, осуществление новых видов страхования, повышение уровня сервиса. Намерения такие же, как и у любого акционерного общества - повышение эффективности.

Мы планируем открыть ряд филиалов, в частности на западе России в Калининграде, чтобы проводить трансграничное страхование. Вполне возможно, что будут открыты филиалы и на востоке страны, но это опять же не самоцель, а под конкретные проекты и для конкретного бизнеса.

- Какие наиболее крупные выплаты ГСК "Югория" осуществила в текущем году?

В 2004 году мы погасили часть убытков по пожару в ПАТП-2 Нижневартовска. Порядка 20 млн. рублей нами уже возмещено. Всего заявленная сумма убытков составляет около 30 млн. рублей. Оставшуюся часть предполагается выплатить после завершения расследования страхового случая компетентными органами.

В основном крупные выплаты у нас связаны со страхованием муниципального имущества. В большей мере это пожары в жилых домах и нежилых помещениях, относящихся к муниципальной собственности.

Достаточно крупные убытки возникают также по договорам с дорожным департаментом ХМАО, с которым у "Югории" заключен страховой договор. Именно с этими структурами у компании заключены самые крупные договоры, и страховые выплаты по ним варьируются в пределах нескольких миллионов рублей.

- Владимир Владимирович, насколько прибыльной была деятельность компании в этом году и на какие цели, в первую очередь, направлялись доходы "Югории"?

- В первый квартал 2004 года чистая прибыль компании составила 13,307 млн. рублей, этот показатель почти в шесть раз превышает уровень первых трех месяцев 2003 года.

Прибыль распределяется с решением попечительского совета. Обычно часть прибыли направляется на формирование фонда предупредительных мероприятий, т.е. это средства, направляемые на мероприятия по снижению степени риска по нашим крупным договорам. В большей степени эти суммы уходят на оплату противопожарных мероприятий, связанных с сохранностью муниципального имущества. Заявки муниципальных образований постоянно присутствуют, совместно с управлением ГО и ЧС мы их рассматриваем и принимаем решение по оплате тех или иных расходов для уменьшения степени риска. В первую очередь - противопожарного, по стихийным бедствиям - это строительство защитных дамб. Так, за счет средств "Югории" велось строительство водозащитных дамб в Ханты-Мансийском районе.

Также у нас самая высокая доля отчисления от прибыли в бюджет ХМАО не в виде налогов, а уже в виде доли собственника: в данном случае окружного департамента госсобственности. Эта сумма составляет 20 проц. от чистой прибыли компании, в относительном выражении эта цифра значительно выше, чем у других государственных унитарных предприятий округа. Часть прибыли также направляется на реализацию разного рода проектов, опять же по решению попечительского совета.