Перейти к основному содержанию

Главная      ОСАГО стало комфортнее. Но не для всех

ОСАГО стало комфортнее. Но не для всех

Обязательное страхование транспортных средств (проще говоря - ОСАГО) - один из самых объемных по сборам и выплатам видов страхования. И в то же время - едва ли не самый проблемный.

В конце прошлого года Владимир Путин подписал ряд поправок в Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которые вступают в силу в течение этого года. Редакция "АиФ-Петербург" собрала специалистов крупнейших страховых компаний города на круглый стол, чтобы обсудить возможные последствия этих законодательных изменений.

Напомним суть основных поправок. Во-первых, размер страховой выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью повышается до 160 тыс. руб. каждому потерпевшему (вместо 240 тыс. руб. на всех). Во-вторых, вводится специальная мера ответственности страховщика за несвоевременное осуществление выплаты. За каждый день просрочки он должен будет выплачивать определенную неустойку. В-третьих, сокращается период ограниченного использования транспортного средства: для граждан - с 6 до 3 месяцев, для юрлиц - до 6 месяцев. Вводится также право прямого урегулирования убытков через страховую компанию. Наконец, с 1 декабря этого года начнет действовать процедура оформления документов о ДТП без участия сотрудников милиции (система европротокола).

Участники круглого стола считают, что эти меры сделают автострахование более привлекательным для клиента и эффективным.

В то же время есть опасения, что вырастет убыточность ОСАГО и многие компании будут вынуждены уйти с рынка. Особенно мелкие.

***

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Павел Муретов, руководитель Северо-Западного дивизиона компании "Ренессанс страхование":

- Наша компания входит в число крупнейших страховщиков ОСАГО Северо-Запада, и в 2008 году будет введено несколько новых сервисов. Безусловно, комфортность системы ОСАГО возрастет. Это хорошо для всех - и для автомобилистов, и для страховых компаний. Что дадут те изменения, которые сейчас внесли в закон? Одно из самых важных - новый порядок выплаты. Сейчас потерпевший получает выплату в компании, которую он не выбирал, - в компании виновника. А после введения изменений - в своей, в той, которой доверяет.

Клиент легко сможет сменить страховую компанию, если она не в состоянии обеспечить сервис должного качества (быстроту выплаты, точность расчета размера ущерба и т. д.). Поэтому, если фирма хорошо организовала выплаты, она сможет привлечь новых клиентов. Автовладелец станет ориентироваться в первую очередь не на то, насколько удобно оформить полис, а на то, насколько удобно получить выплату. "Ренессанс страхование", например, от этих изменений только выиграет, ведь у нас уже сейчас для обеспечения выплат есть все необходимое. Наша программа включает выезд представителя страховой компании на ДТП, круглосуточный центр поддержки, программу качества обслуживания клиентов при посещении компании.

Кроме того, у нас работает два самых крупных центра выплат в Петербурге. И в будущем большая часть сопутствующего сервиса будет направлена именно на комфортное получение выплаты. Например, уже сейчас мы предлагаем удобную форму платежа на банковскую карту. То есть потерпевший не должен приезжать в кассу компании за деньгами, а может получить возмещение в любом банкомате.

Дмитрий СИНИШЕВ, директор управления автострахования ООО "Росгосстрах-Северо-Запад":

- Прежде всего, отмечу, что Росгосстрах остается лидером на рынке ОСАГО в России. Об этом свидетельствуют данные Российского союза автостраховщиков. Группа компаний "Росгосстрах" собрала в 2007 году больше 19,4 млрд рублей.

Мы приветствуем законодательные нововведения, поскольку они облегчают бизнес-процессы, экономят время наших клиентов, позволяют получать более справедливое страховое возмещение. Однако не исключено, что будет серьезно осложнено финансовое состояние членов Российского союза автостраховщиков. Если не будут приняты срочные меры по выправлению возникших перекосов, ряд компаний вынуждены будут уйти с этого рынка.

Мы также прогнозируем рост убыточности, которая последует за введением системы европротокола. По оценкам специалистов, расходы могут увеличиться на 10 -15%. За время, прошедшее с момента возникновения темы европротокола, страховое сообщество пока так и не услышало ответов, как в этих условиях бороться со всплеском мошенничества, который последует за нововведением.

Среди безусловно положительных последствий нового закона - то, что по мере укрупнения игроков на рынке конкуренция все больше приобретает законные, цивилизованные формы. Сейчас мы совершенствуем технологии урегулирования убытков, увеличиваем число администраторов, принимающих клиентов, попавших в ДТП, уменьшаем сроки рассмотрения выплатных дел, расширяем сеть офисов продаж в городе и области.

***

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Андрей ЗНАМЕНСКИЙ, заместитель генерального директора по автострахованию ОАО СК "Русский мир":

- В минувшем году мы продолжали наращивать объемы по ОСАГО, где прирост премий составил 51%. Могу сказать, что в 2007 году компания "Русский мир" увеличила свою долю на рынке ОСАГО в России до 2,7%, став лидером по темпам роста доли рынка. На Северо-Западе компания входит в тройку лидеров на этом рынке. И точно такие же планы у нас на этот год.

Изменения в законодательстве направлены на безусловное улучшение закона по ОСАГО. Но для самих страховщиков они ведут к увеличению расходов. В ряде регионов убыточность превысит критическую норму, и заниматься этим видом страхования станет нерентабельно. В итоге можно предположить, что количество страховщиков сократится - пока трудно сказать насколько. На сегодня в законе предусмотрены гарантии для клиента, но не для нас.

Между тем требования увеличиваются не только со стороны государства, но и со стороны самих компаний - друг к другу. После введения прямого возмещения ущерба возникнет огромное количество взаимных финансовых обязательств. И даже уход, обвал одной компании может вызвать эффект домино. Поэтому тут явно нужен некий механизм финансовых гарантий, в каком виде он будет разработан - пока тоже неясно. Проблема еще и в том, что на сегодня нет даже постановления правительства по новому законодательству, не внесены изменения в Налоговый кодекс, которые позволили бы страховщикам оценить финансовые риски от этих нововведений.

Что касается Петербурга, то здесь массового ухода компаний не будет. Кто-то, конечно, покинет рынок, но это не скажется на общей ситуации в городе. Рынок ОСАГО действительно хорошо развит, здесь много желающих работать. Но ценой мы конкурировать не можем, а возможность конкурировать качеством сведена к минимуму из-за антимонопольного законодательства.

С 1 июля ситуация несколько изменится: важнейшее значение приобретет то, насколько качественно компании производят выплаты. Нужно развивать и дополнительный сервис по ОСАГО, делать все для клиентов: сокращать сроки выплат, минимизировать сбор документов и т. д. Наша компания подготовилась к введению новых правил и сможет обеспечить клиентам достойный уровень сервиса.