Разберемся без ГАИ
Аварии с ущербом до 25 тысяч рублей будут оформлять аварийные комиссары
Премьер-министр России Михаил Фрадков в конце июня одобрил поправки к противоречивому Закону по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), разработанные специалистами Министерства финансов. Государственная дума РФ должна рассмотреть и принять их сразу после летних каникул. Новая версия ОСАГО, в отличие от базового закона, будет защищать интересы не только страховых компаний, но и водителей.
Сверхприбыли ОСАГО охраняют депутаты
Золотая жила страховых компаний - полисы ОСАГО - разрабатывается все эффективнее. Михаил Фрадков отметил, что в 2006 году водители заплатили за полисы 64 миллиарда рублей, а получили компенсации по страховым случаям на сумму только 31,7 миллиарда рублей.
Таким образом, пострадавшие в ДТП водители получили менее 50 процентов вала ОСАГО. Годовой доход двух десятков самых мощных фирм, разделивших этот сверхприбыльный рынок, составил 32 миллиарда 300 миллионов рублей.
Итак, страховщики при полном попустительстве властей четвертый раз подряд, начиная с 2003 года, когда и появился этот ненавистный в среде автомобилистов нормативный акт, нарушили пункт 2 статьи 8 этого закона. Она гласит: "Доля страховой премии, предназначенная для компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее 80 процентов".
Еще 3 процента страховщики обязаны отчислять в компенсационный фонд. Таким образом, их итоговая прибыль не должна превышать 17 процентов, а на деле в 2006 году она составила 40. Получается, что в прошлом году воротилы ОСАГО незаконно заработали 11,9 миллиарда рублей.
Но налоговые органы эти сверхприбыли не отберут: чиновники и депутаты Государственной думы зорко стоят на страже интересов страхового бизнеса, и предложениям этого лобби в парламенте зачастую дается зеленый свет.
Вот и Михаил Фрадков посочувствовал страховщикам: "Средняя выплата по страховому случаю составила 22,4 тысячи рублей при средней стоимости договора ОСАГО 2 тысячи 480 рублей".
В новые поправки к Закону об ОСАГО, которые поступили на суд правительства РФ, лоббисты сумели провести формулировку, по которой при покупке нового полиса автомобилист не только должен рассказать обо всех своих ДТП за прошедший год, но и отчитаться об аналогичных авариях водителей, допущенных к управлению его транспортным средством.
Председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин подчеркивает, что власть пытается заставить российских водителей раскрыть свою страховую историю незаконно: "В нашей стране льготы за безаварийную езду гораздо меньше, чем повышающие коэффициенты для водителей, ставших виновниками аварий. Безаварийный автолюбитель при оформлении нового договора получает всего 5 процентов ежегодной скидки, зато за одно ДТП сумма страхового взноса увеличивается сразу на 20 процентов. Такого сильного перекоса нет ни в одной европейской стране".
Но прав тот, у кого больше прав. Благодаря фиксированному и завышенному тарифу, утвержденному Государственной думой, на рынке ОСАГО практически нет конкуренции. А ведь независимые исследования показали, что на свободном рынке водители за ОСАГО могли бы платить на 30 процентов меньше, а страховщики при этом имели бы хорошую прибыль. Но фишка в том, что акулы автострахового бизнеса при поддержке властей желают иметь только сверхприбыль.
Шаги к Европротоколу
Вместе с тем в новой редакции ОСАГО могут появиться два пункта, принятия которых давно добиваются автолюбители. Эти поправки упростят процедуру оформления ДТП и избавят пострадавших от хождения по мукам при получении компенсации за страховой случай.
В проекте прописан так называемый Европротокол, при котором участники дорожного инцидента получают право не вызывать экипаж ДПС на мелкую - до 25 тысяч рублей компенсации на каждый столкнувшийся автомобиль - аварию.
Правда, если в страховой компании выяснится, что залом крыла иномарки стоит не 20, а, скажем, 40 тысяч рублей, всю превышающую 25 тысяч сумму за ремонт невиновный автомобилист, согласившийся на месте ДТП с оценкой аварийного комиссара, будет доплачивать сам.
Начальник отдела административной практики и дознания федеральной ГАИ Владимир Кузин не скрывает своего удовлетворения:
- Эта поправка позволит сильно разгрузить всю службу ДПС. Правда, чтобы норма заработала, придется поменять Правила дорожного движения. Ведь если в ГАИ не ездить, то виновника аварии можно будет обвинить в том, что он скрылся с места ДТП, что карается лишением прав на срок до 12 месяцев.
Но самая важная поправка, если ее осенью при обсуждении в Госдуме не "прокатят" лоббисты, направлена на изменение правил получения компенсации. Как и в Европе, пострадавший будет получать деньги в своей страховой фирме, а не в компании, выдавшей полис ОСАГО виновнику дорожной аварии.
Чтобы получить сегодня деньги у "чужого" страховщика, автолюбитель должен пройти процедуру оценки ущерба в фирме, дружественной ему. В результате некорректной оценки пострадавший, как правило, получает только 50-60 процентов реальной суммы ущерба.
- Введение в России системы прямого урегулирования убытков по ОСАГО будет способствовать присоединению страны к системе европейского страхования автогражданской ответственности, к так называемой "зеленой карте", - считает замглавы Минфина Сергей Шаталов.Участники рынка признают, что новый порядок будет способствовать упрощению процедуры получения страховых выплат, так как потерпевший сможет обращаться к своему страховщику в том числе и в случае, если второй участник ДТП приехал из другого региона.
Вводимая тем самым на территории России система европейского протокола будет способствовать включению страны в континентальную систему автострахования.