ОСАГО: без аварий ездить выгодно
Вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, которые вводят в действие так называемую систему "бонус-малус", существующую во многих странах.
Она поощряет аккуратных водителей и наказывает рублем "аварийщиков". Отныне страховщики будут учитывать страховую историю владельцев автомобиля (водителей, указанный в полисе), а не самой машины. Плюсы и минусы от этого нововведения в первую очередь ощутят на себе те автомобилисты, которые решат в ближайшее время сменить машину. Учитывая, что в России машину в среднем принято менять раз в три года, то за год это может коснуться каждого третьего автовладельца. Хотя в отдельных регионах, таких как Тольятти, Калининград, Владивосток, машины меняют и раз в два года, а в провинции - не чаще чем раз в пять-восемь лет.
От этого нововведения выиграют "безаварийные" водители, поскольку со сменой машины они не будут лишаться заработанной скидки на стоимость полиса ОСАГО. А при десятилетней безаварийной езде скидка может составлять до 50%. Но такая скидка накопится у "безаварийного" страхователя только к 1 июля 2013 года, если он с 1 июля 2003 года ни разу не попадет в ДТП. И пострадают те, кто не обходится без аварий. Например, если водитель с небольшим стажем за год совершит два ДТП, то следующий договор ОСАГО ему обойдется почти в два с половиной раза дороже.
Здесь исключаются лазейки для тех, кто, совершая ДТП на одной машине, мог пользоваться льготным коэффициентом на другой. Сейчас, если человек допущен к управлению сразу несколькими автомобилями, и он попадет в ДТП - штрафные санкции последуют по всем договорам страхования, в которых он фигурирует в качестве лица, допущенного к управлению. Это заставит собственников более взвешенно подходить к тому, кого они собираются включать в число лиц, допущенных к управлению. Поскольку в этом случае при заключении договора ОСАГО будет применяться коэффициент, рассчитанный по страховой истории самого аварийного из водителей.
Законом предусмотрено, что при смене компании автовладелец обязан предоставлять новому страховщику справки о наличии страховых выплат по ранее действующему договору. Но на практике такие справки требуют не все. И сейчас "аварийный" страхователь склонен скрывать от страховщика свою страховую историю. Единая информационная система, которая позволит отслеживать страховую историю водителей, полностью заработает только к концу 2007 года. Однако если страховщик обнаружит, что ему были предоставлены страхователем ложные сведения, то он вправе будет расторгнуть договор без возврата страховой премии, а следующий заключить со штрафным коэффициентом, в полтора раза повышающим стоимость полиса.
Но этим борьба с аварийными водителями, скорее всего, не ограничится. Через год-другой законодатели обещают ввести учет в ОСАГО еще одного фактора - нарушения водителем правил дорожного движения. Исходить будут из принципа, что тот, кто нарушает больше, тот и в аварии попадает чаще.