Плата за автомобильность
До 15 разных бюджетов пополняет простой автовладелец из своего кармана
СПб. Если задуматься, существование автомобилиста есть постоянная плата за удовольствие передвигаться отдельно от всех.
"ДП" проанализировал, кому регулярно платит каждый владелец автомобиля. Список получился внушительный - как минимум 15 организаций и отдельных физических лиц (наподобие угонщиков, профессиональных нищих или братков, занимающихся подставами на дороге) живут на деньги, полученные от автовладельцев. В списке отсутствуют автосалоны, но присутствуют сервис-центры, которые чаще являются частью салонов.
Основные регулярные расходы, как это несложно представить, идут на оплату топлива, парковки, страховок (особенно КАСКО), штрафов и сборов ГАИ.
Для владельцев новых автомобилей к дополнительным тратам могут быть причислены выплаты по банковским автокредитам.
Для невезучих добавляются затраты, связанные с угоном автомобиля или его ремонтом в случае поломки или аварии. Подобного рода затраты (в случае, если автомобиль не застрахован) относятся к неожиданным и, пожалуй, самым неприятным и обидным.
Впрочем, эти сантименты никаким образом угонщиков не касаются. Парни просто делают свою грязную работу. Так, с января по июнь 2006 г. в Петербурге ими было угнано 4 тыс. автомобилей. Брендовые предпочтения угонщиков довольно стабильные - Toyota, Lexus, Volkswagen и зачем-то ВАЗ. Владение некоторыми моделями этих марок может быть сопряжено с дополнительными расходами - страховщики устанавливают повышенную ставку и требуют наличия дорогой охранной системы.
Если не угнали, то...
Иногда за угонщиков принимают эвакуаторы - это случается, когда владелец не находит недавно оставленный на проезжей части автомобиль. Впрочем, за облегчением человека, узнавшего, что машину не угнали, а лишь перевезли на спецстоянку, все равно следуют материальные потери - примерно 3 тыс. рублей приходится выкладывать за каждую встречу с эвакуатором.
Кстати, в результате активной работы эвакуаторов в городе скоро первой мысль владельца, не обнаружившего свою машину, будет не "угнали", а "эвакуировали". В месяц на спецстоянки перевозят примерно 3 тыс. неправильно припаркованных машин. Кстати, многие из них остаются невостребованными. Борис Вьюшкин, исполнительный директор Ассоциации специальных площадок СПб, приводит следующую статистику: "Большинство автомобилей владельцы забирают в первые 4 часа после эвакуации, некоторые позже. До 40% автомобилей остаются невостребованными. Обычно это старые отечественные автомобили, рыночная стоимость которых находится в пределах $300".
По словам Бориса Вьюшкина, зачастую бывает так: доверенность, по которой человек когда-то покупал старые "Жигули", истекла. Найти собственника он не может. Следовательно, никаких действий с машиной сделать он тоже не может. Бывает, что брошенные машины стоят годами.
Экономия паркинга
Даже если предположить, что каждая четвертая машина из 10 остается невостребованной (а это больше 14 тыс. машин в год - что представляется нереальным) и со всех прочих машин "эвакуаторщики" получают в среднем по 3 тыс. рублей, то ежегодно петербургские автовладельцы тратят на возврат своих машин из заточения спецстоянок минимум 64 млн рублей. Сейчас в городе работает 9 спецстоянок, их обслуживает шесть компаний, которые имеют парк из 200 эвакуаторов. Кстати, по словам экспертов, в городе не хватает грузовых эвакуаторов, так что это может быть вариантом для тех, кто всегда мечтает находить свой автомобиль в том месте, где он был оставлен. Впрочем, покупка грузовика - не единственное решение. У эвакуаторов стало бы намного меньше работы, если бы в центре появилось больше паркингов. Все же затраты на охраняемую парковку не сравнимы с ценой услуг за работу эвакуатора и риском потерять автомобиль насовсем.
***
ОНИ ВЫКАЧИВАЮТ ДЕНЬГИ
Приобретение топлива, пожалуй, является основной статьей расходов для большинства автомобилистов. И, как это должно быть по закону подлости, именно цены на топливо растут быстрее всего прочего. Бизнес АЗС процветает.
- В 2005 г. 325 АЗС в Петербурге продали - 1,24 млрд л бензина всех марок.
- Средняя арифметическая розничная цена 1 л топлива (А-76, АИ-92, АИ-95, ДТ) - 18 рублей
- Ежегодно топливные компании получают от автовладельцев (включая юридические лица) более - 22 млрд рублей
Источник: Нефтяной клуб Санкт-Петербурга, собственная информация
***
КТО ЖИВЕТ ЗА СЧЕТ АВТОВЛАДЕЛЬЦА
ГАИ
Представителям этой организации автовладельцы регулярно выплачивают компенсации за езду вне правил. Большинство смывает грехи на месте. Инспектор, как правило, бывает не против.
Страховые компании
После того как владелец узнал про аббревиатуру ОСАГО, общение со страховыми конторами стало обязательным. За первое полугодие 2006 г. в Петербурге по ОСАГО страховщиками было собрано 2,1 млрд рублей, по КАСКО - 3,95 млрд рублей.
Угонщики
В отличие от прочих структур, зарабатывающих на автовладельцах официальным путем, угонщик работает за гранью закона. За первое полугодие 2006 г. в Петербурге было угнано 4015 автомобилей.
Топливные компании
Друг автовладельца и его враг одновременно. Друг, когда рядом в нужный момент не завышает цены и не разбавляет бензин водой. Враг, когда делает все наоборот и при этом еще и не доливает.
Ежемесячно в Петербурге автовладельцы приобретают более 100 млн т топлива.
Банки
Заманивают все большее число покупателей машин в свои сети, постоянно предлагая новые услуги. Без банков автосалонам было бы скучно. По подсчетам специалистов, рост рынка автокредитования за первые 6 месяцев 2006 г. составил 20%.
Фирмы-эвакуаторы (спецстоянки)
Гроза без разбора паркующегося шофера и беда всех прочих владельцев, паркующих свое авто
в единственно возможном месте, которое, по закону подлости, чаще всего оказывается запрещенным. В среднем в месяц в городе перемещается на спецстоянки около 3 тыс. автомобилей.
Паркинги
Паркингов в городе катастрофически не хватает, а та тысяча, что есть, находятся в основном на окраине. Пока строительство стоянок в центре остается обещанием, так что парковаться там чаще всего приходится на свой страх и риск.
Образ в голове автовладельца довольно размывчатый, в зависимости от его опыта общения с персоналом автосервисов - с честными и толковыми механиками или бестолковыми и хитрыми автослесарями. Для всех автодилеров сервис - наиболее доходная часть бизнеса.
Кому еще платит владелец машины в городе:
- Автомойкам
- Продавцам/изготовителям расходных материалов
- Производителям сигнализации, систем GPS и аксессуаров
- Автонищим - профессиональным попрошайкам на дороге
- "Подставлялам" - мастерам лохотрона на дороге
- Школам повышения водительского мастерства