Оформить ОСАГО стало проще
С 1 октября вступили в силу новые поправки в правила ОСАГО. Они должны облегчить жизнь российским автолюбителям. Теперь для получения денег от страховщика потребуется лишь одна справка об аварии из ГИБДД, а не ворох документов, как раньше. Впрочем, новые правила требуют от водителей и большей ответственности - при переходе от одного страховщика к другому придется ему поведать обо всех своих прошлых прегрешениях.
"Были ботинки, общество их надело - новые ботинки немного жмут. От того, что в них поменяли стельку, ботинки не перестали быть ботинками, не превратились в спортивные туфли или тапочки. Но в этой обуви стало удобнее ходить" - так прокомментировал изменения в правилах ОСАГО глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев. Не надо думать, что изменения носят только положительный характер. Отрицательные моменты в них1 присутствуют и значительные. Но, пожалуй, следует начать с плюсов.
Самое главное - законодатели позаботились о том, чтобы свести к минимуму общение потерпевшего в аварии с сотрудниками Госавтоинспекции. От них теперь нужно лишь удостоверить факт аварии - справкой о ДТП. Необходимый раньше протокол об административном правонарушении ушел в прошлое. Конечно, настоящая благодать для водителей наступит, когда на месте аварии можно будет обойтись и вовсе без ГИБДД. Но это в будущем.
Теперь представьте себе банальную ситуацию: автолюбитель отправился на машине в отпуск на юга. Выехал из Москвы и на пути к долгожданному морю попал в аварию. И вроде бы повреждения небольшие, а отпуск - насмарку. Надо возвращаться, чтобы успеть сообщить страховщику о случившемся. Ведь прежние правила требовали сделать это в 5-дневнй срок. Сейчас с этим можно повременить. Продолжить отдых, а через 15 дней после аварии довольным и загорелым объявиться с законными претензиями к страховой компании. Плюс? Несомненный!
Еще одно новшество. Заключить договор ОСАГО можно теперь, не обладая автомобилем. Это означает, что теперь безлошадный гражданин может взять на время машину у жены, может подвести подвыпившего друга. Для этого лишь надо оформить не привязанную к автомобилю "автогражданку". Конечно, такой полис будет стоить дороже привязанного к конкретной машине, но значительно упростит жизнь тем, кто ездит по доверенности или часто меняет автомобили.
Наконец, отныне можно расторгнуть договор ОСАГО, если у машины сменился собственник, и вернуть часть денег. Раньше как было - не понравилась машина - продал, но деньги за полис ОСАГО с неистекшим сроком действия не вернешь. Теперь компания обязана вернуть часть денег, оставив себе только за то время, которое прошло с момента заключения договора до его расторжения. Допустим, заплатил владелец автомобиля за полис 4 тыс. рублей за год, а через полгода машину продал. Страховая вернет 2 тысячи рублей.
А теперь перейдем к минусам. Главный - один, но жирный. Согласно новым правилам, клиент, меняющий компанию, обязан предоставить новому страховщику свою аварийную историю. Причем автовладелец должен рассказать во всех подробностях, где, когда и сколько раз он попадал в аварии, сколько предыдущий страховщик выплатил за нерадивого автолюбителя. А не расскажет, договор расторгнут да еще штрафные санкции применят. Видимо, так страховые компании думают решить свои собственные проблемы. Ведь обмениваться данными о страхователях они должны через специальную информационную базу. Так и не созданную.