ГАИШНИКОВ НЕ БЕСПОКОИТЬ
Аварийные комиссары получат новые полномочия
В марте правительство РФ рассмотрит разработанные Минфином поправки к закону об ОСАГО, предусматривающие введение упрощенной процедуры урегулирования убытков, если в аварии никто, кроме автомобилей, не пострадал. Вместо гаишников на такие ДТП будут выезжать аварийные комиссары. Если поправки будут приняты, аваркомы наконец обретут юридический статус, а автострахование подорожает.
Чтобы институт аварийных комиссаров, существующий в России с 1998 года, заработал в полную силу, придется вносить изменения сразу в несколько законов. "Необходимо, чтобы работа аварийных комиссаров была регламентирована законодательно, а документы, составляемые ими, имели юридическую силу, - говорит Сергей Абалакин, директор департамента страхования автотранспорта РОСНО в Московском регионе. - Тогда участники ДТП смогут покидать место происшествия, не дожидаясь прибытия сотрудников ГИБДД. А страховым компаниям для решения вопроса о наличии страхового случая будет достаточно документов, составленных аваркомами, что позволит сократить сроки рассмотрения страховых событий".
Процесс подготовки изменений в законодательстве пошел. Как сообщил "Известиям" Дмитрий Боткин, начальник департамента андеррайтинга и урегулирования убытков компании "КапиталЪ Страхование", Всероссийский союз аварийных комиссаров выступает с рядом инициатив по определению статуса аварийных комиссаров и созданию соответствующей нормативно-правовой базы. "Это создание правоприменительной практики по пункту 2.6 Правил дорожного движения, предусматривающему участие в оформлении происшествия аварийных комиссаров; предоставление возможности использования документов, оформленных аварийным комиссаром, для подтверждения факта наступления и выяснения обстоятельств страхового случая, а также использования этих материалов при решении споров в суде, хотя бы по добровольным видам автострахования; разработка положения о взаимодействии государственных органов и служб аварийных комиссаров в обеспечении безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП, -перечисляет Дмитрий Боткин.-Кроме того, страховым компаниям необходимо предоставить возможность не только оплачивать деятельность аварийных комиссаров как услуги по урегулированию убытка, но и включать стоимость этой работы в страховую выплату (по усмотрению страховщика), а также выработать оптимальные схемы покрытия расходов на услуги аварийных комиссаров со стороны страховщиков, которые позволили бы эффективно противодействовать мошенничеству".
Сегодня услуги страховых комиссаров оплачивает страхователь. Цена выезда авар-кома на место ДТП-примерно 1000 руб., а включение услуг в полис делает его дороже примерно на 3000 руб. Если услуги аварийных комиссаров станут обязательными, автострахование подорожает не меньше чем на $ 100. Зато гаишники смогут расслабиться - им не придется выезжать на мелкие ДТП и заниматься лишней писаниной.
Казалось бы, надо радоваться, но радуются не все. Не секрет, что во многих случаях страхового мошенничества замешаны и автоинспекторы.
-В последнее время нередко приходится сталкиваться с инсценировками нанесения материального ущерба и вреда здоровью пешехода, - рассказывает Дмитрий Боткин. - Вот типичный пример. В месте большого скопления людей, у пешеходного перехода возле метро, автомобили движутся очень медленно. В момент, когда машины пересекают переход, пешеход делает шаг вперед и ударяется о боковую часть проезжающего автомобиля. После оформления данного "ДТП", органами ГИБДД, "потерпевший" пешеход фиксирует в ближайшем травмпункте царапины и синяки. Иногда даже в одно и то же подразделение ГИБДД за короткий срок поступает несколько однотипных заявлений от такого "пострадавшего". Аварийный комиссар выезжает на место ДТП в обслуживаемом им районе, фиксирует все обстоятельства и проводит анализ аналогичных происшествий. В случае выявления рецидива с участием этого "потерпевшего" направляет информацию в компетентные органы и страховую компанию.
Сегодня практически все страховые компании либо имеют собственную службу аварийных комиссаров, либо пользуются услугами специализированных компаний. По мнению Галины Седовой, заместителя гендиректора компании "Стандарт-Резерв", собственная служба лучше. И дело здесь не только в борьбе с мошенничеством.
- Основным преимуществом собственной комиссарской службы является возможность контроля за качеством работы, тщательный подбор персонала и введение системы материального стимулирования, - говорит Галина Седова. - Кроме того, имеет значение корпоративный дух: каждый сотрудник работает только на одну страховую компанию и делает все, чтобы не допустить случаев страхового мошенничества, сговора.
А вот "Ингосстрах" работает с несколькими компаниями, которые предоставляют услуги аваркомов. В компании считают: для страховщиков эта деятельность непрофильная. Это мнение разделяет и Сергей Абалкин. "Наиболее эффективным для представления услуг аваркома является привлечение сторонних специализированных организаций, деятельность которых узконаправленна, а качество предоставляемых услуг-наивысшее. В условиях существующей конкуренции такие компании стремятся к постоянному совершенствованию качества обслуживания, оперативности, а также к повышению ценовой привлекательности своих услуг".
Если все пойдет так, как было задумано Минфином, институт аварийных комиссаров может заработать в полную силу уже летом 2007 года.