Правительство взялось за "обязаловку"
В ближайшие три года правительство намерено реформировать два вида обязательного страхования: обязательного медицинского страхования (ОМС) и "автогражданки" (ОСАГО). Реформы в этих сферах предусмотрены среднесрочной Программой социально-экономического развития России в 2006-2008 годах, обнародованной только что. Уже через несколько лет каждый россиянин сможет сам выбрать, кто будет страховать его здоровье, а страховые компании реально выбирать и покупать медицинские услуги для своих клиентов. В области же ОСАГО правительство намерено ввести правила европейского протокола. Участникам мелких ДТП де нужно будет дожидаться сотрудника ГИБДД, а за возмещением ущерба можно будет обратиться к своему страховщику. Первый пакет дополнений к закону об ОСАГО будет готов уже в мае.
В течение трех лет правительство должно решить проблему недофинансирования сферы медицинского страхования. Действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения будет преобразована в систему страхового финансирования.
Как это будет работать: каждый россиянин будет сам решать, в какой компании ему застраховать свое здоровье, а страховые компании, в свою очередь, станут информированными покупателями услуг в медучреждениях в интересах своих клиентов. Подразумевается, что от качества услуг, предоставляемых каждой конкретной клиникой, будет зависеть и количество ее клиентов. Такая схема идеально работает в крупных городах. Из чего выбирать жителю глубинки, где нередко есть одна районная больница на 200 км вокруг, авторы программы не объясняют. Финансирование станций "Скорой помощи" будет осуществляться на прежних принципах-из бюджета.
Куда будет двигаться реформа ОСАГО, правительство определилось еще летом 2005 года. В России постепенно будут вводиться принципы "европейского протокола", оформление мелких аварий, процедура получения страхового возмещения будут упрощаться.Осталось только разработать законодательство, реализующее на практике эти принципы. Первый пакет поправок в закон об ОСАГО - их подготовкой сегодня занимается Минфин совместно с ГИБДД и страховщиками - будет предложен на обсуждение кабинета уже в мае. С подачи госавтоинспекции, у которой не хватает ни средств, ни сотрудников выезжать на оформление каждой царапины, ГИБДД освободят от этой обязанности. На первых порах, пока не будет отработана единая процедура оформления страхового случая, роль гаишников на месте ДТП будут выполнять представители страховых компаний - страховые комиссары. При столкновении виновник ДТП будет звонить не в ГИБДД, а своему страховому агенту.
Страховщики пока без энтузиазма восприняли инициативу правительства, полагая, что сначала нужно было реализовать схему прямого урегулирования убытков, когда пострадавший обращается за возмещением не в компанию виновника ДТП, а к своему страховщику. Да и чем, скажите, для автомобилистов отличается ожидание сотрудника ГИБДД от ожидания страхового комиссара? При наших масштабах аварийности на дорогах последние вряд ли смогут похвастаться большей оперативностью, чем инспекторы госавтоинспекции.