ОСАГО по-европейски: без ГАИ и волокиты
Правительство обещает серьезно упростить процедуру оформления аварий
Российское правительство собирается упростить процедуру оформления ДТП для выплат по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСА-ГО), введя так называемый европротокол. Соответствующие поправки в законодательство могут быть приняты уже в мае, передало вчера агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу правительства. В результате при ДТП без физического ущерба можно будет не вызывать гаишников - это должно ускорить "разбор полетов". А обращаться за возмещением ущерба пострадавший сможет в собственную страховую компанию, что ускорит выплаты. Главная опасность, поджидающая нововведения: как бы не вышло опять "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".
Упрощение процедуры оформления ДТП прописано в среднесрочной программе экономического развития России в 2006 - 2008 годах, утвержденной на днях премьер-министром Михаилом Фрадковым. То есть заработать система должна была в течение двух лет. Тем не менее правительство явно решило не тянуть, и, если поправки в законодательство будут внесены в мае, новые правила могут заработать уже летом. Неясно, что заставило правительство торопиться: то ли власти прониклись бедами автолюбителей, то ли решили "подсластить пилюлю" в виде введения новых правил дорожного движения и ГОСТов на проведение техосмотра (в последний раз "Газета" рассказывала об этом вчера).
Тема введения европейского протокола в России обсуждается давно - с того момента, как в стране заработала система обязательной "автогражданки". Дело в том, что был принят порядок, действующий по сей день: при ДТП участникам аварии необходимо вызвать представителя ГИБДД для определения виновного, так как подобное требование прописано в правилах дорожного движения. "Водителю следует дождаться милицию, получить от нее на руки протокол, справку и с этими документами ехать в страховую компанию", - рассказывает заместитель гендиректора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов.
Затем пострадавший должен обратиться за возмещением ущерба к страховщику виновника ДТП, после чего страховая компания, согласно закону, организует осмотр машины с помощью независимой экспертизы, принимает все документы, оформляет выплатное дело.
Очень быстро выяснилось, что предусмотренный законом порядок оформления ДТП не только вынуждает часами ждать инспектора ГИБДД, но и заставляет пострадавшего преодолевать бюрократическую волокиту со стороны гаишников и страховщиков. Однако противники европротокола указывали на возможность увеличения случаев мошенничества при его введении, и даже уверяли, что нашим гражданам не хватит грамотности, чтобы как следует нарисовать схему аварии.
Теперь, если в стране введут европротокол, вызывать на место аварии инспекторов не придется. Более того: если намерения чиновников серьезны, беготню по батальонам ГИБДД за справками, необходимыми для оформления компенсации, пострадавшие забудут как страшный сон. Но пока у энтузиастов европротокола вопросов больше, чем ответов.
Гаишникам инициатива чиновников, конечно, по душе. Инспекторы давно жалуются на непомерную нагрузку: ведь экипажам приходится выезжать буквально из-за каждой царапины. Однако собеседники "Газеты" в органах ГИБДД уверены, что без выезда страховых комиссаров на ДТП все равно не обойтись, а значит, и заторы из-за стоящих посреди дороги битых машин никуда не денутся. "Конечно, работы у нас поубавится, и это хорошо, - говорит капитан милиции, пожелавший сохранить анонимность. - Главное, чтобы новый закон не ввели с бухты-барахты. Вот как быть, если участники ДТП договорились о том, кто виноват, а страховую компанию эта легенда не устроит? Нас не вызывали, схемы ДТП нет, а водители разъехались, и доказать что-либо невозможно".
Инспекторы считают, что соответствующим ведомствам придется хорошо подготовиться к введению европротокола - в частности, разработать бумаги, которые водители будут оформлять и подписывать на месте: вроде нынешних "извещений о ДТП". Четырех месяцев на это, по мнению источника "Газеты", мало. Кроме того, упрощение процедуры наверняка подстегнет страховых мошенников: "наказать" страховую компанию предприимчивые владельцы ухитряются даже сегодня, при всей бумажной волоките.
Есть много вопросов и у страховщиков. По мнению руководителя проекта ОСАГО группы "АльфаСтрахование" Дениса Макарова, при переходе на европротокол главная проблема - взаимодействие страховых компаний: сейчас нет механизма гарантий возмещения ущерба.
По словам Игоря Иванова, на данном этапе и речи быть не может о том, что участники ДТП будут определять виновного без участия сотрудника ГИБДД. Для начала надо сделать хотя бы первый шаг и организовать прямое урегулирование убытков, когда пострадавший в аварии обращается за возмещением не к страховщику виновника ДТП, а в свою страховую компанию. "На самом деле, это очень сложно, потому что есть масса технических проблем со стандартизацией действий.
Необходимо согласовать все параметры, способы оценки, формат предоставляемых документов, единые методики расчета убытков", - рассказывает Игорь Иванов. Ориентировочно такая практика урегулирования может начать действовать уже через 3 - 6 месяцев, но только в Москве и Санкт-Петербурге. Лишь после удачного прохождения этого нелегкого первого этапа можно будет уже говорить об урегулировании ДТП без участия сотрудников ГИБДД, уверен Иванов. Предварительно о готовности войти в пул компаний, которые будут заниматься взаимным урегулированием убытков, заявили РОСНО, "Ингосстрах", "Русский мир", "Согласие", "Росгосстрах", "Альфа-Страхование" и "РЕСО-Гарантия". Позже идею поддержали "Спасские ворота". Сомневаются в адекватности отпущенного срока и правозащитники. Главные опасения у них вызывает готовность самих страховщиков идти на уступки.
"Поправки в закон соответствуют нынешним реалиям, а вот будут ли страховые компании соответствовать закону - еще вопрос", - заявил "Газете" лидер движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. В самом деле, не выстроятся ли в офисы страховых компаний такие же очереди, как сегодня в ГИБДД? Не будут ли страховщики всячески стараться минимизировать и затянуть выплаты? Ответить на эти вопросы ни один из экспертов "Газеты" не взялся.
И все же сам факт того, что государство готово идти на уступки, не может не радовать. "Сегодня наше правительство приняло абсолютно разумное решение, - говорит Лысаков. - Чем меньше проволочек при получении денег, тем людям легче. Ни один - заметьте, ни один - закон, принятый в последнее время (кроме, пожалуй, увеличения промежутка между техосмотрами), не облегчил жизнь автомобилистам".
* * *
Очень быстро выяснилось, что предусмотренный законом порядок оформления ДТП заставляет пострадавшего преодолевать бюрократическую волокиту