ОСАГО: проблемы и прогнозы
Как изменится "автогражданка"
Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности требует поправок. Об этом говорят и сами страховщики, и парламентарии, и автовладельцы. Какие же изменения ждут ОСАГО?
БОЛЬШИНСТВО жалоб россиян на "автогражданку", по словам руководителя Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, связано с длительной процедурой возмещения ущерба и занижением страховых выплат.
Проблема задержки выплат. Процесс получения компенсаций чаще всего затягивается из-за того, что пострадавший должен обращаться в страховую компанию виновника ДТП. Как мы уже сообщали ("Клаксон" N 22 '2005), страховщики считают необходимым ввести в России так называемый Европейский протокол - когда ущерб потерпевшему компенсирует его страховая компания, а уже потом направляет регрессный иск страховщику виновника аварии. Еще в конце прошлого года семь компаний ("РЕСО-Гарантия", "РОСНО", "АльфаСтрахование", "Росгосстрах", "Русский мир", "Согласие" и "Ингосстрах") стали работать по этой схеме. В первую очередь эксперимент начнется в крупных городах. После он распространится на всю страну. Если опыт окажется удачным, то новые правила введут у себя и другие страховщики. Минфин уже разрабатывает законопроект, регламентирующий введение в России Европейского протокола. По словам Андрея Батуркина, заместителя исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА), Россия скорее всего воспользуется опытом Франции, где упрощенный порядок оформления ДТП применяется при авариях, в которых участвует не более двух автомобилей и нет пострадавших.
Проблема занижения выплат. Здесь сказывается отсутствие единых стандартов оценки ущерба. Сейчас один эксперт может насчитать одну сумму, а второй - совершенно иную, поскольку используются разные методики. Поэтому страховые компании в ближайшее время начнут разрабатывать единую методику расчета стоимости ремонта с учетом износа автомобиля, а также региональные справочники с ценами на запчасти. Кроме того, в этом году РСА намерен аккредитовать при себе ряд техников-экспертов, что также позволит более четко определять размер возмещения.
Проблема утраченного здоровья. Сейчас суммы компенсаций за потерянное в результате ДТП здоровье составляют всего 3 % от общего объема страховых выплат по ОСАГО. В этом году РСА планирует разработать единую методику для определения размеров возмещений по ущербу жизни и здоровью.
Цена страховки. По поводу тарифов на полисы ОСАГО единого мнения нет. Сейчас рассматривается несколько законопроектов, предполагающих как их повышение (один из этих проектов Госдума уже отклонила), так и понижение. В частности, зампредседателя комитета Думы по законодательству Валерий Гребенников предлагает ввести единые коэффициенты для крупных городов и областей вокруг них. Например, сейчас жители Московской области за полис "автогражданки" платят меньше, чем москвичи, хотя нередко попадают в ДТП, приезжая в столицу. С другой стороны, председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявляет, что для многих россиян стоимость полиса ОСАГО оказалась "непосильной" и сенаторы готовы выступить с инициативой о снижении базовых тарифов Между тем в конце минувшего года Правительство РФ приняло постановление, изменяющее территориальные коэффициенты и нормы расчета стоимости полиса ОСАГО в зависимости от мощности двигателя автомобиля ("Клаксон" N 24 '2005).
Сейчас выезд на место ДТП бригад "скорой помощи", сотрудников МЧС и ГИБДД оплачивается из бюджета. Недавно глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что за такие выезды платить должны страховые компании. По словам президента РСА Андрея Кигима, в 2006 году вопрос, возможно, будет решен. Правда, если Минфин решит отнести эти расходы к тарифам, то стоимость полисов "автогражданки" может вырасти.
"Green Card" для российских автомобилистов. Еще одной перспективой ОСАГО, как мы уже рассказывали, является вступление России в международную систему автострахования "Зеленая карта" ("Green Card") в 2008 году. Это позволит россиянам въезжать на территорию других стран, не покупая при этом на границе дополнительные страховые полисы, - отечественная "автогражданка" будет действовать и за рубежом. Для этого нашим страховщикам необходимо в числе прочих мер создать единую базу данных для обмена информацией со своими иностранными коллегами.
Страховщиков будет меньше. С рынка ОСАГО уже успели уйти восемь компаний. Этим дело, похоже, не ограничится. Согласно исследованию рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2006 году около 30 страховщиков, возможно, перестанут заниматься "автогражданкой". Однако на них приходится всего 1, 6 % рынка, и, по мнению экспертов, резервов РСА вполне хватит на покрытие выплат клиентам этих компаний.