Нас всех уже посчитали!
Страховые дома в южной столице изготовились к рывку...
Страховать или не страховать — сегодня вопрос так уже и не стоит. С момента, когда государство всех владельцев автомобилей в обязательном порядке заставило купить страховку, практически все со страхованием как таковым были вынуждены познакомиться поближе. И если раньше, проходя мимо вывески «Страховая компания», кто-то и мог себе позволить не обратить внимания, то с 2003 года россияне научились общаться со страховщиками: интересуются лицензией, спрашивают, сколько компания выплатила денег по автоубыткам, и вообще — не бегут сломя голову на рынок, чтобы купить автостраховку подешевле. Само время расставило все по своим местам: возмущаясь и негодуя, люди постепенно поняли, что застрахованный автомобиль — это лучше, чем незастрахованный.
- А сколько на этой теме пытались всякого рода политиканы сделать себе имя, — прокомментировал процесс сближения страхового бизнеса и народа как такового глава ростовского филиала Страховой компании правоохранительных органов (СКПО) Сергей Васильев. — Но не московская Партия автомобилистов помогала людям, попавшим в аварию, а именно страховые компании. Вот смотрите, только «СКПО» с июля 2003-го по июль 2005-го выплатила людям более 132 миллионов. Я не считаю суммы, выплаченные по ущербу здоровья. А другие компании?!
Причем интерес страховщиков отнюдь не зацикливается на автогражданке. Этот рынок, можно сказать, поделен, и соперничество достигает своей кульминации к моменту перезаключения договоров автострахования. Дабы взять на себя новую клиентскую нишу автолюбителей, в рекламу вбрасываются фирменные «фишки» типа: мгновенный приезд автокомиссара, общение с ГАИ, ремонт машины и далее по списку. В борьбе за корпоративного клиента с большим автопарком включаются механизмы из сферы личных связей или особых скидок. Это отработанный за два года механизм. Страховые компании сегодня стремительно стараются воспользоваться теми контактами с массовым клиентом, которые страховщикам дала автогражданка: люди теперь знают, что страхование — это выгодно, а значит, им предлагают новые страховые продукты. Один из них — личное страхование имущества и здоровья.
По существу с этим продуктом страховые компании вступают в конкуренцию с банками, поскольку человеку предлагают за деньги не только застраховать семейное богатство, но и на всякий «пожарный» здоровье, начисляя при этом на внесенную сумму до 14 % годовых. Банковская годовая ставка без всяких страховок и гарантий в Ростове не превышает 11%, и это означает, что страховые дома очень даже могут оттянуть на себя внушительную часть накоплений граждан. На ростовском рынке особо сильно рекламирует этот продукт страховая группа «Адмирал», глава которой Юрий Колесников, правда, в личной беседе признался, что их программа «Уверенность» хоть и дала почти 50 миллионов сборов за полгода, но эти деньги его агентам пришлось, что называется, заработать ногами:
- Проблема в том, что почти все люди знают, что такое банковский депозит, и никто не знает о накопительном страховании. Каждый раз приходится доказывать и рассказывать при личной встрече с клиентом. Но я думаю, что скоро люди поймут, где им выгоднее хранить деньги: в банке или на накопительном счете, — достаточно уверенно о своей программе заметил глава страховой группы «Адмирал».
Не все с подобной уверенностью согласны, считая этот вид страхования особо рискованным.
Куда более уверены в своих испытанных продуктах медицинские страховые компании. И речь идет не о тех пяти-шести уполномоченных страховых компаниях, которые выдают всем нам полисы по обязательному медстрахованию. К ним у населения одна претензия: никто из граждан четко не знает, что донские больницы должны лечить точно бесплатно, и куда жаловаться, если лечение таковое не оказывается. Другое направление в этом сегменте страхового рынка интересно: добровольная медицинская страховка. Здесь поле для конкуренции очень широко с учетом того, как россияне любят лечиться. Диагностические продукты, лечение конкретных болезней или страхование конкретного органа — предложений очень много, но, учитывая специфику ростовской медицины, тут лучше «подуть на воду». Выбирать лучше компанию, проверенную временем, хотя и само время вносит в этот рынок свои коррективы:
- А вы знаете, что сегодня пользуется наибольшим спросом? — вопросом на вопрос о состоянии рынка медстрахования ответил глава местной страховой компании «Литер —Полис» Павел Алексеев:
- Кадры! Сегодня фирмы, создавая внутренние социальные пакеты, включают туда и добровольную мед-страховку. Чтобы, если кто-нибудь заболел, была оказана действенная медицинская помощь.
Не думаю, что подобные тенденции в ростовском бизнес-сообществе сегодня носят массовый характер, если учесть, что фирмы зарплату и ту наполовину платят «вчерную». Другое важно: население не очень хорошо знает о действительно полезных медицинских страховых продуктах, как, к примеру, на специфичные, из-за воды, для донского региона болезни почек, поджелудочной железы и другие недуги. Страховщики явно экономят на рекламе или пока не поняли, что очень скоро другие этим воспользуются.
Будущее местных, чисто донских страховых компаний — это отдельная тема. Приход на Дон мощных российских страховых домов усилил частоту высказываний аналитиков на предмет того, что будущее именно за столичным страховым капиталом. Доля правды в этом есть: по числу иногородние страховые компании в южной столице лидируют. Бренды сплошь известные: «Альфа — страхование», «РОСНО», «Ингосстрах», «Росгосстрах», «Страховой Дом «ВСК», «Югория» и далее по очень длинному и известному списку. За ними — большие деньги и большие предложения, причем каждому руководителю филиала поставлена задача на расширение своего присутствия не только на донском, но и на южнороссийском рынке.
- Конечно в таких условиях соперничать местным страховщикам со столичными коллегами сложно: как правило, страховые компании приходят на Дон либо вслед за одноименным банком, либо в столице уже решено, что, допустим, некая «компания N» будет страховать открывающийся в Ростове новый супермаркет. А вот донским бизнесменам очень не хватает такой московской солидарности, дабы поддержать местный страховой бизнес. Но нас такое развитие рынка пока не особенно пугает, поскольку на Дону есть страховые компании, способные работать на всем российском рынке, — прокомментировала одну из тенденций страхового сезона 2005 года глава муниципальной страховой компании «ЭНИ» Алла Черткова.
Но таковых немного, и, скорее, схватка за массовый клиентский рынок между местными и неместными копаниями — еще впереди. Первое поле сражения после автогражданки скорее всего будет за рынок страхования опасных производств. Госдума России собирается сделать этот вид страхования обязательным. По оценкам специалистов, емкость этого рынка порядка 15 миллиардов, и за подобные деньги, учитывая, что в провинции есть такие производства, предстоит нешуточная конкуренция. Спрогнозировать можно: большинство опасных производств принадлежат российским транснациональным компаниям, но есть и местные интересы, типа госпакета на некоторых предприятиях. И тут скорее победит тот, у кого связи будут покрепче.