Перейти к основному содержанию

Главная      ОСАГО в осаде

ОСАГО в осаде

"Автогражданка" требует новых жертв

В Госдуме ждут слушаний поправок в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Пакет увесистый, состоит из предложений и депутатов, и страховщиков, и противников "автогражданки". Главные вопросы: повышать или нет тарифы и кто это должен решать - правительство, как и прежде, или, как предлагают депутаты, Дума?

Кто заплатит за банкрота?

На рынке ОСАГО шторма. Объявлены банкротами 5 компаний. Еще несколько живут в ожидании отзыва лицензий. Страховщики нежданно продемонстрировали сплоченность и показали себя людьми даже благородными. Российский союз автостраховщиков (РСА) объявил, что выплатит клиентам пострадавших компаний убытки. И не просто выплатит, а, добившись поправок в законодательство, сделает это весьма быстро и полноценно. Раньше же клиент компании-банкрота мог мечтать лишь о частичной компенсации.

- РСА будет платить по обязательствам пяти страховщиков, - заверил зам. исполнительного директора РСА Андрей Батуркин, - до истечения сроков действия проданных ими полисов. По нашим подсчетам, на оплату долгов пяти компаний потребуется 120-300 млн. руб. В настоящий момент в фонде банкротств РСА накопил 1, 081 млрд. руб.

"Собеседник" напоминает: автовладельцам, пострадавшим по вине клиентов любой из этих компаний, следует обратиться к уполномоченным страховщикам (см. список) и предоставить документы по ДТП. Уполномоченные сформируют выплатные дела и передадут их в РСА. Союз перечислит средства на счета потерпевших, которые будут указаны в выплатных делах. Выплаты уже идут - с 16 сентября.

Такое отношение РСА к клиентам компаний-банкротов доказывает, что ОСАГО пришло в нашу жизнь надолго - страховщики не хотят терять потенциально доходный рынок. В Польше, к примеру, "автогражданка" составляет 33% в доле страхового рынка, а в России-уже 26%.

Тарифы

Но в стане страховщиков неспокойно. Убыточность по ОСАГО - вот главное опасение специалистов. Но есть и другое мнение. Зам. директора департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева заявила: "Уровня предельно допустимой убыточности достигли 23 из 165 российских автостраховщиков". Казалось бы, чего волноваться - идет очищение рынка от неустойчивых фирм. И на самом деле крупные компании не говорят о повышении тарифов. Их больше волнует возможное их понижение. Вот этого, утверждают они, делать нельзя и в ближайшие год-два тарифы должны оставаться на прежнем уровне. Иначе обанкротятся все.

- Мне кажется, негатив финансовых перспектив работы на рынке ОСАГО преувеличен, - обращаюсь к думцу Валерию Гребенникову, автору поправки о повышении тарифов. - Насколько я знаю, страховщикам разрешили вкладывать деньги в определенные виды ценных бумаг. Так они легко могут укрыть их от инфляции.

- В прошлом году было собрано порядка 48 млрд. рублей. Основная часть собранных средств (77%) предназначена для выплат пострадавшим. Страховые компании не имеют права использовать их не по назначению. В итоге если средства и не были потрачены, то их съедает инфляция. Она составляет 10% - значит, за год из фонда просто так испарилось около пяти млрд. рублей.

В то же время растет доля дорогих машин в стране. А в случае аварии ремонт иномарки (даже неновой) существенно дороже, чем восстановление "вазовской классики". Сейчас средняя сумма выплаты составляет порядка 9000 руб., но она растет.

- Но страховщики не жаждут повышения тарифов. Чего ради вы за это бьетесь? Ведь новые ставки переложат на плечи граждан финансовую ответственность РСА за выплаты по обязательствам банкротов?

- Мне так не кажется. Большинству страховщиков, в первую очередь крупным компаниям, повышение тарифов сейчас невыгодно. Их бизнес, несмотря на все разговоры, остается рентабельным, и любые волнения на рынке чреваты оттоком клиентов. А высокие тарифы могут спровоцировать волну неплатежей. Так зачем страховщикам своими руками резать курицу, несущую золотые яйца? С другой стороны, есть позиция государства, заинтересованного в том, чтобы механизм обязательного автострахования работал без сбоев. Как представитель законодательной власти могу сказать, что мы обеспокоены ситуацией на рынке ОСАГО. За год разорилось несколько страховых компаний. Эксперты считают, что еще несколько десятков страховых фирм работают на грани рентабельности и вскоре вполне могут пополнить скорбный список банкротов.

- Когда два года назад принимали закон об ОСАГО, шли жаркие споры между правительством, страховым сообществом и депутатами. В итоге законопроект утвердили в достаточно сыром компромиссном варианте. Это мина замедленного действия, которая в любой момент может рвануть и обвалить весь рынок. Увеличение тарифов позволит выиграть время, чтобы навести порядок в "автогражданке". К тому же мы не собираемся решать проблему только за счет тарифов. Есть комплекс мер, которые уже в следующем году начнут воплощаться в жизнь.

- Чем плохо, если в результате массового банкротства на страховом рынке останутся самые надежные компании?Потребители же только выиграют. Тем более РСА предлагает каждому страховщику вносить "страховой депозит" на случай возможного банкротства... Может, они сами справятся, без наших средств?

- Любой из автомобилистов желает иметь дело с надежным страховщиком. Необязательно крупным, но с хорошей репутацией. В России ОСАГО занимаются более полутора сотен автостраховщиков - такого нет ни в одной стране мира. Но если по стране прокатится волна банкротств - никакой фонд не поможет. Задача государства сделать так, чтобы опасный период фиксации рынка прошел максимально безболезненно для 30-миллионной армии отечественных автомобилистов. Согласитесь, лучше незначительно повысить тарифы, чем дождаться повального банкротства компаний и похоронить "автогражданку".

***

Кстати

24 страховые компании, занимающиеся обязательной "автогражданкой", сейчас под особым контролем Федеральной службы страхового надзора (ФССН) в связи с несоблюдением ими требований к платежеспособности и финустойчивости.

Анализ убытков, полученных 27 компаниями, действующими на рынке ОСАГО, показывает: часть из них вызвана неосторожной политикой на рынке автотранспорта, в результате чего убыточность по этому виду превышает 200% у некоторых компаний, и неэффективной инвестиционной деятельностью страховщиков.

***

Полезно знать

Отозваны лицензии у:

Тюменской Западно-Сибирской транспортной страховой компании (ЗСТСК),

Московской компании "АВЕСТ",

Питерского страховщика "Доверие",

Евро-Азиатской страховой компании (ЕАСК), Страхового общества СНГ.

Заявления принимают:

По "АВЕСТу" - МАКС,

"РЕСО-Гарантия", "Альфа-Страхование", по "Доверию" - МАКС, "Русский мир", по ЗСТСК - "РЕСО-Гарантия", "Росгосстрах", по СО СНГ - "Русский мир", по ЕАСКу - собирается принимать документы МАКС. Кроме того, как заявили в РСА, компании "Страховой дом ВСК" и "Росгосстрах" выразили желание подписать с союзом еще ряд соглашений по сбору информации в выплатные дела.