ОСАГО - на благо?
1 июля исполнился год со дня вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО).
Этот закон вызвал горячие споры, общественный резонанс и затронул интересы практически каждой семьи. 29 июня в Вологде прошла пресс-конференция, на которой итоги результаты первого года подвел гендиректор Управления по Вологодской области компании "Росгосстрах - Северо-Запад" Владимир Нечепа.
Закон работает
"Закон об ОСАГО действует, - заявил Владимир Нечепа. - Люди реально увидели отдачу, а страховые компании реально выплачивают страховое возмещение".
По словам господина Нечепы, это заметили и сотрудники ГИБДД: количество зафиксированных аварий увеличилось практически в два раза. Если за первое полугодие 2003 года на Вологодчине было зарегистрировано 3752 ДТП, то за первое полугодие этого года их уже 7620. "Теперь водители фиксируют как ДТП даже мелкие царапины. Они понимают, что не нужно до хрипоты доказывать свою правоту перед другим участником аварии, не надо хвататься за монтировку, чтобы разрулить эту ситуацию, не надо ходить по судам. Нужно просто получить страховку", - говорит Владимир Нечепа.
В компании "Росгосстрах" застраховано более 50% всех автотранспортных средств области - 139 тысяч. За год работы закона компания собрала 163 млн. рублей и выплатила 37 миллионов страхового возмещения. Причем, по словам заместителя Владимира Нечепы Андрея Иванова, процент выплат растет как снежный ком. Если в начале года он составлял 6% от собранной страховой премии, то сейчас - уже 22%. "В перспективе он может вырасти до 60-70%, - считает Андрей Иванов. - Поэтому, по данным западных аналитиков, автострахование является достаточно убыточным видом страхования".
На вопрос о том, будут ли меняться тарифы, которые, по мнению многих автовладельцев, сильно завышены, Владимир Нечепа ответил: "Тариф 1980 рублей - оптимальный. А в сельской местности дейст-вует еще и понижающий коэффициент - там сумма вообще смешная. А после ДТП выплаты все получают. Если тариф опустить - закон не будет действовать, а если его поднять, то для некоторых граждан это будет неподъемная сумма".
Но в полную силу закон заработает только тогда, когда все владельцы транспортных средств будут застрахованы. "Обидно бывает за людей, которые сами застраховались, но, попав в ДТП, страховку получить не могут, потому что у виновника аварии страховки нет, - рассказывает Владимир Нечепа. - Такое еще есть..."
Напоследок страховщики вспомнили нелепые случаи, связанные с выплатой страховки. Однажды пришлось возмещать ущерб владельцам АЗС, потому что водитель тронулся с места, забыв вынуть из бензобака заправочный пистолет. А была еще история, когда лесное хозяй-ство потребовало 5000 рублей за лося, сбитого одним автолюбителем.
Не все так гладко
Как бы то ни было, представители Всероссийского общества автомобилистов в Вологде не так оптимистичны в своих взглядах на ОСАГО.
"Закон надо дорабатывать, приводить в соответствие в части ответственности страховых компаний, как, например, это сделано в законе "О защите прав потребителей, - говорит юрист Службы защиты прав автомобилистов Андрей Смирнов. - В старом законе о страховании говорилось, что за день просрочки страховая компания должна выплачивать пени - 1% от суммы страховки. В закон об ОСАГО такой пункт просто не включили. Это дает возможность страхователям безнаказанно задерживать выплаты по возмещению ущерба или уменьшать сумму выплат".
По словам сотрудников вологодского управления "Росгосстраха", в среднем срок выплаты страхового возмещения - примерно один месяц (хотя по закону - 15 рабочих дней). "Бывает, владелец авто не может получить деньги месяцами, - утверждает юрист Смирнов. - Я веду сейчас одно дело. ДТП произошло 12 января этого года. Ущерб страховая компания возместила водителю только в конце февраля, да и то лишь примерно наполовину от суммы оценки ущерба. Он обратился в суд, который обязал страховщиков выплатить оставшуюся часть. Но в ответ они подали кассационное заявление, которое рассматривается только 2 июля. То есть полгода человек не может получить возмещение ущерба".
Страховщики делают все, чтобы заработать деньги, убежден Андрей Смирнов: "Есть компании, которые даже создали свои организации по оценке ущерба, но под другим названием. А фактически эти оценщики - структурное подразделение страховой компании. Естественно, они занижают сумму ущерба".
Скелет в шкафу
Помимо всего прочего, в законе об ОСАГО нашелся еще один недостаток. С 1 июля 2004 года полисы ОСАГО будут стоить дороже для тех, кто стал виновником аварий за время действия предыдущего полиса. Чтобы не платить страховщику по повышенному тарифу, виновнику небольшого ДТП выгоднее самому расплатиться с пострадавшим.
Но страховщики не советуют расплачиваться на месте. Бывает, что виновник аварии оплачивает ущерб с рук на руки, ее участ-ники разъезжаются, после чего пострадавший возвращается на место ДТП и заявляет о столкновении "со скрывшимся транспортным средством".
Остановиться.
Дождаться приезда сотрудников ГИБДД.
Сотрудники ГИБДД составляют схему ДТП.
В течение пяти дней обратиться в страховую компанию, в которой застрахована автогражданская ответственность виновника аварии. Желательно иметь при себе номер полиса виновника ДТП. Написать заявление о возмещении ущерба, предоставить копии протокола или определения ДТП.
Пострадавший предоставляет авто на осмотр оценщиков страховой компании. Можно обратиться к независимому оценщику.
Оценщики составляют акт осмотра и выдают отчет об оценке ущерба. По желанию пострадавшего ему могут быть представлены копии этих документов.
Страховая компания запрашивает документы в ГИБДД.
Через 15 рабочих дней после получения последнего документа выплачивается страховая сумма.
Если не устраивает сумма, можно:
Обратиться к специалистам Всероссийского общества автолюбителей (г. Вологда, ул. Мира, 17, т. 724818), которые помогут проверить любой документ.
Если ваши сомнения подтвердятся, можете сделать повторную оценку ущерба.
После этого сотрудники службы защиты прав автомобилистов помогут подготовить документы и проведут ваше дело в суде.
Кому более выгоден закон об автогражданке - водителям или страховщикам?