Перейти к основному содержанию

Главная      Олег Белозеров: В 2013 году дороги будут как в Европе

Олег Белозеров: В 2013 году дороги будут как в Европе

Дорожное хозяйство находится на пороге коренных преобразований, которые теперь окончательно закреплены на законодательном уровне. О том, с каким багажом подходит дорожная отрасль к новому этапу жизни и какие задачи ставятся сегодня перед дорожниками, мы беседуем с руководителем Федерального дорожного агентства Олегом Белозеровым.

Олег Валентинович, в начале нашего разговора давайте подведем первые итоги последних лет работы дорожников.

Прежде всего хочу отметить, что усилия последних лет позволили, несмотря на резкий рост автомобильного парка и жесткую ограниченность выделяемых финансовых ресурсов, не допустить ухудшения транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог.

Сегодня дорожники активно работают по всем направлениями. Реализуются значимые для развития регионов инвестиционные проекты: с 2005 года построены 12 внеклассных мостов и еще 9 мостов будет построено до 2009 года. Для сравнения можно отметить, что в период с 1995 по 2000 год было построено в два раза меньше - 11 мостов.

Завершен ряд строек, начатых еще в 90-х годах прошлого столетия. Практически завершено строительство по первой стадии дороги Чита - Хабаровск, уже в 2009 году строительство будет завершено в полном объеме.

Ведется строительство обходов крупных городов: введена в эксплуатацию первая очередь Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, в 2008 году будет завершено строительство всей дороги по первой очереди до дамбы.

Значительные ресурсы концентрируются на строительстве обходов городов, поскольку такие проекты значительно улучшают транспортную обстановку, экологическую ситуацию в городах, приводят к повышению безопасности дорожного движения. Завершено строительство обходов Выборга и Владимира, осуществляется строительство обходов Сочи, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Калининграда, Нижнего Новгорода, Ярославля, Владикавказа, Екатеринбурга и других.

Приступили к реализации на концессионной основе проекта строительства скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург, позволяющей пропускать в высокоскоростном режиме крупные потоки транспорта в обход всех населенных пунктов.

Начата масштабная реконструкция федеральной дороги М-4 "Дон", на основной части которой в течение 2008-2009 годов должно быть выполнено разделение транспортных потоков по направлениям со строительством второй проезжей части. При этом будет решена проблема наиболее опасного вида дорожно-транспортных происшествий: лобовых столкновений автомобилей. В то же время откроется возможность для решения второй части задачи: коренной реконструкции существующей дороги и доведения характеристик дороги до уровня скоростной автомобильной дороги.

Какие наиболее актуальные задачи предполагают решать дорожники?

Отвечая на ваш вопрос, я бы прежде всего хотел еще раз обозначить, какими мы видим цели своей деятельности. Приоритетом для нас является обеспечение безопасности дорожного движения. Наши сограждане тысячами гибнут на дорогах, и на это нельзя смотреть спокойно.

Сегодня нами определены места концентрации дорожно-транспортных происшествий, и работы по ремонту и реконструкции таких мест проводятся в первую очередь.

На этом направлении есть определенные успехи: по данным за 10 месяцев 2007 года, количество погибших на федеральных дорогах снизилось на 2,6%.

При этом задачу существенного повышения безопасности движения намечено решать как в рамках строительства и реконструкции автомобильных дорог, так и системой специальных мероприятий, в том числе реализацией проектов освещения дорог, в первую очередь на участках, проходящих вблизи городов, строительством транспортных развязок и пересечений в разных уровнях взамен простых пересечений с автомобильными дорогами и железнодорожных переездов.

Нового качественного повышения безопасности движения на основных магистралях намечено достичь за счет создания на них интеллектуальных систем управления движением, основанных на применении автоматизированных систем мониторинга транспортных потоков, метеорологического наблюдения и прогнозирования, диагностики состояния дорог, автоматизированных систем регулирования движения.

Еще одна важная проблема - неудовлетворительное состояние подъездов к сельским населенным пунктам. Отсутствие дорог к селам, помимо неудобства для жителей, является и серьезным тормозом для развития агропромышленных регионов.

По уточненным данным, полученным Росавтодором с помощью субъектов Российской Федерации, в настоящее время не обеспечены подъездами с твердым покрытием, обеспечивающими круглогодичный проезд независимо от погодных условий, 8,3 тыс. населенных пунктов, где проживают более 50 человек. Такие населенные пункты, как правило, имеют перспективы развития. Поэтому в наших планах до 2015 года - обеспечить все такие населенные пункты связью с сетью автомобильных дорог.

Для жителей крупных городов самая актуальная дорожная проблема - пробки. Что предпринимают федеральные дорожники в этом направлении?

Да, это еще одна из важнейших проблем, на решении которых сконцентрировано внимание Федерального дорожного агентства.

Нами запланирована целая система мероприятий, направленных на решение проблемы развития сети автомобильных дорог на подходах к крупным городам, в первую очередь речь идет о Москве и Санкт-Петербурге, где проблемы пробок стоят наиболее остро. Сейчас ведется ряд проектов по реконструкции въездов в города, строятся и новые магистрали. Однако решение этой проблемы не может быть достигнуто только увеличением числа полос движения на автомобильных дорогах. В значительной степени перегрузка улично-дорожной сети в городах и автомобильных дорог в пригородной зоне, приводящая сегодня к многочасовым простоям транспорта, связана с некомплексным развитием территорий.

Во многих городах имеется понимание необходимости увязки темпов застройки с созданием улично-дорожной сети. Это показывает опыт Росавтодора при работе в 2007 году с объектами, направленными на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки, финансируемыми за счет субсидий регионам. В этих городах отвод земель, подготовка территории, строительство и реконструкция подъездных дорог синхронизированы со строительством жилых комплексов.

Однако зачастую крупные торговые центры, жилые микрорайоны возводятся без соответствующего опережающего или хотя бы одновременного создания подъездов к ним

В наиболее проблемном Московском транспортном узле транспортные заторы во многих случаях связаны с использованием проезжей части для стоянки автомобилей и разгрузки товаров у торговых, офисных, зрелищных и других предприятий. Недостаточны объемы строительства внеуличных парковок в жилых районах. Не в полной мере планы правительства г. Москвы по развитию улиц, служащих продолжением федеральных магистралей, соответствуют срокам реализации федеральных строек

Например, это имеет место при реализации проектов строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург и нового входа в Москву с федеральной дороги М-1 "Беларусь". Такое положение существенно снижает положительное влияние строительства указанных магистралей на решение проблемы разгрузки таких напряженных улиц и дорог, как Ленинградское шоссе, Химки и Москва, Кутузовский проспект и Рублевское шоссе, Рублево-Успенское шоссе, Московская область.

Олег Валентинович, в заключение позвольте задать вам самый ключевой вопрос. Когда, по вашему мнению, плохие дороги уйдут в прошлое?

Чтобы восстановить наши дороги, сделать предстоит очень многое. Масштабы проблемы колоссальные - для ее решения необходимо осуществить строительство и реконструкцию 67 тысяч километров автомобильных дорог, в том числе 20 тысяч км на федеральной сети и 47 тысяч км - на дорогах субъектов Российской Федерации.

Сегодня практически все готово для обеспечения этого прорыва. Конечно, предстоит провести еще много подготовительной работы. Например, уже в ближайшее время мы можем столкнуться с нехваткой строительных материалов - цемента, щебня, песка, и региональные власти уже сейчас должны содействовать развитию соответствующих отраслей промышленности.

Но локальные проблемы, уверен, мы сможем преодолеть. Сегодня мы добились главного: государство принимает беспрецедентные меры по наращиванию объемов финансирования дорожного хозяйства.

Полагаю, что если намеченные темпы строительства и ремонта будут соблюдаться, а пока у нас нет оснований сомневаться, что так оно и будет, в целом работы по комплексной модернизации дорожной сети будут завершены к 2013 году, и мы будем иметь хорошие дороги. Под хорошей дорогой мы понимаем ровную, безопасную, обустроенную дорогу, без ям, с качественной разметкой и нормальными знаками, барьерным ограждением, разделением встречных потоков машин, с развязками, а не светофорами, и с хорошим придорожным сервисом. То есть уже лет через шесть дороги у нас будут не хуже, чем в Европе.

Беседовал Сергей Никифоров

Специальный выпуск