Трасса подвига
40 лет назад за подписью "наш рабочий корреспондент" в нашей газете начали появляться публикации Ревоката Козьмина - одного из первых строителей Мирного. Героями его зарисовок, репортажей, очерков были те, кто, как и он, осваивал алмазную целину. Проба пера оказалась удачной. В дальнейшем, окончив заочно Иркутский университет, Ревокат Козьмин стал собкором Якутского радио и продолжал активно сотрудничать с нашей газетой, отличаясь и своими фотографиями с мест событий. Кстати, за свои снимки он был удостоен почетного диплома международного фотоконкурса "Правда-73".
На фото: Ревокат Козьмин.
Талант журналиста приводит Ревоката Ивановича в Телеграфное Агентство Советского Союза. Почти четверть века он работает собкором ТАСС на Дальнем Востоке, в Сибири, Центральной России, одновременно печатается в ряде известных журналов, а в таких как "Советский шахтер" и "Вокруг света" становится победителем специальных конкурсов. Как одному из лучших собкоров ИТАР-ТАСС ему присвоено звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации" .
В настоящее время Ревокат Козьмин живет в Москве, активно сотрудничает с выходящими здесь газетами "Вестник "АЛРОСА" и "Полярный круг", предан он и "Якутии", которая сыграла заметную роль в его творческой биографии. Сегодня Ревокат Иванович - юбиляр, ему исполняется 70 лет. Поздравляя нашего автора со знаменательной датой, публикуем его очередной материал, посвященный становлению алмазной промышленности республики.
Морозным днем 9 февраля 1975 года механизированный отряд Мирнинского управления автомобильных дорог с автотрассы Ленск - Мирный двинулся на юго-запад, в сторону Иркутской области. Так началась эпопея по сооружению "дороги жизни" - зимника Мирный - Усть-Кут.
Машинисты бульдозеров, шоферы автомобилей повышенной проходимости, дорожные мастера, инженеры и техники отправлялись с наезженной автомагистрали в неизвестность. Смельчакам предстояло проложить в заснеженной тайге зимник от Мирного до речного порта Осетрово, что находится в верховьях Лены у города Усть-Кута. С осени, когда навигация на этой реке заканчивалась, в порту скопилось огромное количество технических грузов, предназначенных для строительства нового приполярного горно-обогатительного комбината, строившегося на богатейшем месторождении алмазов - трубке "Удачная". Стройка, имевшая первостепенное значение для алмазодобывающей отрасли России, попала под угрозу срыва. Предстояло любой ценой вывезти оборудование к Полярному кругу, где строилась обогатительная фабрика N12.
Много интересных и славных дел вписано в полувековую историю алмазного края горняками и обогатителями. Но ничего бы этого не произошло, не будь с ними рядом дорожников и строителей.
Итак, 30 лет назад горстка смелых первопроходцев, имевших в своем распоряжении три колесных бульдозера К-700, пять гусеничных тракторов С-100 с отвалами, передвижной вагончик для отдыха, машину технической помощи и несколько автомобилей сопровождения, без страха и сомнений свернула с гравийного шоссе Мирный - Ленск на его 106-м километре, чтобы отвоевать у тайги 1200-километровую полосу промерзлой земли и сделать проезд.
Дирекция объединения "Якуталмаз", которую возглавлял тогда Л.Л.Солдатов, и городской комитет КПСС, неоднократно обсуждавшие на совместных заседаниях вопросы доставки грузов из Усть-Кута, назначили ответственными за эту операцию заместителя генерального директора объединения Л.А.Сафонова и инструктора Мирнинского горкома КПСС Н.В.Тютюника.
Маршрут выбирался в спорах и дискуссиях. Одни предлагали проложить его по Лене, проутюжив бульдозерами и грейдерами снег. Другие склонялись к тому, чтобы пробить проезд в тайге, используя попутные профили, оставленные геологами. Северяне знали, сколь коварны ледовые трассы. Это непосвященному думается, что достаточно снять бульдозерами со льда снег, выровнять полотно - и катись с ветерком по гладенькой ленте. Но старожилы знали, что во многих местах к весенней поре на реке образуются протяженные наледи, опасные в их непредсказуемости, а в устьях многочисленных малых притоков лед разъедают снизу воды соленых ручьев и родников, превращающие эти участки в гибельные ловушки для машин. Против этого маршрута возражали как механизаторы дорожного управления, так и автомобилисты Ленска. Особенно директор ленского управления "Алмаздортранс" В.В.Киданов, попадавший не раз в такие ледовые купели.
Первым ориентиром на карте маршрута была небольшая речушка Вакунайка. Как более быстрые и маневренные, вначале по якутскому редколесью и марям пустили колесные бульдозеры К-700. Изобилующая болотами, частыми перелесками и низинами, поросшими кустарником, северная тайга без особого сопротивления уступала напору техники. Если проход усложняли густые заросли и плотные снежные заносы, на помощь колесникам шли гусеничные "сотки", срезавшие стальными отвалами лес-тонкомер, пробивавшие в снегу широкие траншеи, снимавшие под корень высокие шапки кочек на замшелых болотах. За считанные дни прошли 242 километра. Чем дальше продвигались, тем заметней изменялся ландшафт. Преградой вставали по курсу горы с крутобокими склонами, поросшие сплошным лесом и заваленные буреломом. Бригада лесорубов из шести человек оказалась не в силах справляться с возросшим объемом работ. Они буквально валились от усталости. На них, оглохших от рева мотопил, невозможно было смотреть без сочувствия. По радио запросили подмогу с бензопилами "Дружба". Работая по 12-14 часов, за три дня смогли пройти в одном из очередных массивов только 18 километров просеки. Так день за днем, неделя за неделей. Иногда казалось, что колонна уткнулась в непроходимый тупик.
Едва выбравшись к редколесью, остановились на открытой поляне, устроив привал и позволив отдохнуть себе и технике. Спали прямо в кабинах, и никто не слышал, как вокруг замело, засвистело. Пурга бушевала всю ночь. Высота сугробов, образовавшихся у бортов машин, была такова, что кабины скрывались в них по крышу.
Командированный на трассу для непосредственного руководства операциями, вместе с механизаторами ехал начальник Мирнинского управления автодорог Н.И.Чирков. Он не признавался никому, что его иногда охватывала оторопь при виде могучей и молчаливой, не тронутой человеком глухомани, оледенелых скал, вблизи которых его отряд выглядел беспомощной горсткой отчаянных смельчаков, затерявшихся в отрогах Тунгусского нагорья. В такие минуты тяжесть перехода наваливалась на плечи нестерпимо гнетущим катком. Вдобавок он простудился и его донимал кашель. Но Чирков находил в себе силы, чтобы уверенно шагать рядом с бульдозером и жестами подбадривать машиниста, координировать направление, в котором следует двигаться бульдозеру. Он заботился о том, чтобы более-менее равномерно распределялись нагрузки на машинистов и лесорубов, чтобы рабочие были вовремя накормлены. Твердый и решительный, хорошо знающий возможности техники и подчиненных ему людей, он поспевал повсюду, вселял в механизаторов уверенность в успехе.
24 марта они вышли на берег Лены недалеко от поселка Марково. 43 дня длилась эта беспрецедентная экспедиция.
Работая в то время директором студии телевидения в Мирном, я, как журналист, не мог не побывать на этой таежной трассе. Воспользовавшись попутным рейсом, пролетел вместе с Л.А.Сафоновым на вертолете над зимником и высадился в голове колонны "Алмаздортранса", продвигавшейся к Мирному. Застигнутые в пути весенней оттепелью грузовики с большим напряжением одолевали каждый метр дороги, превратившейся в сплошное месиво из жидкой грязи. Дорожники и водители готовы были жертвовать и отдыхом, и сном, лишь бы ускорить продвижение к ленскому шоссе, которое было уже не так далеко. И они вывели свои машины с раскисающего зимника. Это произошло 1 мая. Ликовали и шоферы, и дорожники, которым горожане организовали торжественную встречу. Несмотря на то, что были праздничные дни, колонна, не задерживаясь, вышла на айхальский зимник, Водители торопились доставить грузы в Удачный и успеть вернуться домой до вскрытия рек.
С тех пор минуло 30 лет. Вышли на пенсию ветераны дорожной службы, безвременно ушел из жизни первопроходец усть-кутского зимника Николай Иванович Чирков, работавший в последние годы начальником автобазы Мирнинского ГОКа. На смену им пришло новое поколение дорожников и автомобилистов.
В Москве я встретился с Львом Алексеевичем Сафоновым, по сей день работающим в "АЛРОСА", и мы вспомнили о той дорожной эпопее.
- Это были незабываемые месяцы, - говорил он, разглядывая фотографии той поры. - Люди работали от рассвета дотемна, рубили просеку и ровняли дорожное полотно, не щадя своих сил и здоровья. Не один месяц они находились вдали от обжитых мест, лицом к лицу с дикой природой. Территория, по которой они продвигались, малонаселенная, и на пути от Мирного до берегов Лены есть только два глубинных таежных села - Нэпа и Преображенское. К тому времени, когда зимник был проложен, в Усть-Куте сформировали две автоколонны грузовиков: одна - "Алмаздортранса", другая - "Вилюйгэсстроя". Там были сконцентрированы оборудование и металлоконструкции, целиком предназначавшиеся для строящейся в Удачном фабрики N12. Среди них много тяжелых негабаритных узлов и агрегатов с высоким центром тяжести, которые сложно перевозить не только по такому ухабистому пролазу, изобилующему косогорами, каким был только что пробитый в тайге зимник, но и по хорошему-то шоссе они перевозятся с большим риском. Но шоферы не пасовали, знали, что от них зависит успех стройки в Удачном. Если бы мы не завезли в Удачный техгрузы зимником, то были бы упущены благоприятные для строителей летние месяцы, и ввод фабрики N12 в эксплуатацию отодвинулся бы на целый год. Чего, безусловно, нельзя было допустить. Ведь тогда бы не только остались без работы строители и монтажники, но и объединение "Якуталмаз" лишилось бы возможности добыть ту руду и алмазы, которые были заложены в государственный план. Решение о прокладке зимника Мирный - Усть-Кут возникло ввиду сложившихся обстоятельств и было сопряжено с большими сложностями и риском. Как видим, он оправдался, - утверждает Л.Сафонов.
Каждый год с наступлением холодов механизаторы Мирнинского управления автомобильных дорог выводят свою технику на сезонную усть-кутскую трассу. Зимник используется теперь не только компанией "АЛРОСА". По нему завозятся грузы в глубинные села двух соседних регионов, этой дорогой можно проехать из Иркутской области через Нюрбу до Якутска и до самых отдаленных окраин республики. Как когда-то сибирские купцы, направлявшие обозы на север, сегодняшние коммерсанты тоже пользуются современным снежным трактом и везут на продажу северянам в тепляках свежие овощи и фрукты, экзотическую снедь и одежду. Их машины можно встретить в Мирном и Айхале, в Удачном и Эбеляхе, у анабарских алмазодобытчиков якутского Заполярья. И это уже не узкая лента пролаза, сделанного мирнинскими дорожниками 30 лет назад, а обустроенная сезонная трасса.
На фото: так приходилось форсировать таежные реки; эти водители первыми прошли по новой трассе.