Трасса
Асфальт на "Московском Кольце" выложен по дорожкам аэродрома. Такую схему часто используют и в Европе. Покрытие аэродрома выложено бетонными плитами. Для гонок же необходим асфальт. Его и проложили черной лентой по бетонке. Кстати, помните, в 2001 году кольцевые гонки проходили в Твери на аэродроме в Мигалове. Так там почему-то асфальт положили только между взлетно-посадочными полосами, и большая часть дистанции пролегала по неровной поверхности плит (неровная - для гоночных машин, которые не выдерживают такие "кочки" на большой скорости). Тогда спортсмены самого престижного класса Туринг, проехав пару кругов, быстро упаковали свое снаряжение и уехали домой еще до начала официальных тренировок! В Мячкове же никто на покрытие не жалуется уже два года. Кстати, сейчас в России дефицит гоночных трасс - их всего две. В Подмосковье уже пронесся слух о том, что Ульяновск вскоре сможет принимать у себя гонки высокого уровня. У нас же в Твери трасса тоже есть, ее необходимо лишь немного подремонтировать...
Но вернемся на отлично построенное "Московское Кольцо". Здесь есть очень обширный паддок, куда зрителей, кроме VIР-персон, не пускали. Самое интересное здесь - это как "живут" команды. Многие и правда "оседают" на дни проведения этапа. Вот здесь расположено суперсовременное ремонтное оборудование, а тут, на грузовике, закреплен умывальник. Прост и неказист быт механиков и гонщиков. В одной команде проходят кузовные работы - машину восстанавливают после квалификационных заездов. В другой - уже по окончанию гонки -будет греметь музыка, танцевать группа поддержки и рекой литься шампанское: "За победу!"...
Скорость
Тем временем на стартовой решетке выстроились пилоты первого стартующего класса - Туринг. Технические требования допускают к участию автомобили с двигателями рабочим объемом до двух литров, с которых инженеры "снимают" до 270 лошадиных сил. С такой энерговооруженностью от автомобиля массой 1130 килограммов даже ожидаешь время разгона до первой сотни километров в час меньше чем за 5 секунд. Максимальная скорость может варьироваться, но составляет более 250 км/ч. В Мячкове до таких скоростей разогнаться негде, но "двухсот" машины достигают.
И эта скорость в живую смотрится потрясающе. По телевизору? Нет! Там другое. Когда "рой" далеко жужжащих машин приближается к тебе за несколько секунд - вот это впечатление! Понять ничего не успеваешь, только потом, переваривая, вычисляешь, кто был первым, кто - вторым. Кстати, в первом повороте первого заезда случился завал с участием пяти машин. Хорошо, что небольшой - "всего" с разворотом пары машин и разбитыми частями кузова. Почему всего? Во-первых, потому что все машины поехали дальше своим ходом. И, во-вторых, потому что никого не задело осколками и тем более самими машинами. А они скользили очень близко - даже судьи за бетонным ограждением переполошились и стали отбегать. Не успели мы перевести дух, как уже "летят" лидеры заезда, окончившие первый круг.
В первом повороте проиграл лидирующую позицию на старте Григорий Комаров Михаилу Ухову. На восьмом круге Комаров обошел Ухова и стал первым. На 18-м круге Владимир Нечаев воспользовался ошибкой Михаила и вышел на вторую позицию. Григорий Комаров выиграл уже четвертую гонку из четырех прошедших. Почти Шумахер!
Гонки "Лад"
Следом за Турингом стартовала Формула "Лада". Шасси этого класса "формул" могут разрабатываться самими командами, а двигатель обязательно должен быть построен на базе мотора "ВАЗ", объемом 1600 см3. Мощность форсированных движков достигает 170 лошадей, отсюда и бешеная динамика - до сотни разгон занимает около 4 секунд! В этом классе идет противостояние мощных команд - "Лукойл Рейсинг" и "Арт Лайн Инжиниринг". Кстати, обе команды боролись за победу и в Твери, в ныне упраздненном классе Формула-3. В начале чемпионата доминировал "Лукойл". Это и было доказано в первой гонке в Мячкове - первые два места за красно-белыми. Во втором заезде класса с первой позиции на старте уходил пилот "Арт Лайна" Виктор Антонов. Он и стал победителем второй гонки. Но по результатам обеих гонок первое место на четвертом этапе занял "лукойловец" Алексей Дудукало.
Следом за формулами старт принимал первый в истории чемпионат России в классе "Лада Революшн". Этот спортпрототип был спроектирован и пущен в серию меньше чем за два года, при этом пройдя множество проверок, в том числе и на европейских трассах. Сейчас на старт выходит уже десяток гонщиков. Честно говоря, перед стартом казалось, что заезд дорогих машин (их стоимость - около 50 000 долларов) будет пресным и неинтересным. И после старта мы устроили себе обеденный перерыв... А зря. Борьба кипела до взмаха клетчатого флага. К окончанию гонки о "Стену чемпионов" (она названа так по аналогии с поворотом на канадской трассе формулы-1) разбил свой болид лидер Виталий Петров. Шедший следом за ним Виталий Дудин еле-еле смог от него увернуться. На первое место вышел Кирилл Ладыгин, стартовавший с последнего места! Вот вам и первый этап!
На затравку два кузовных класса - Кубок "Лада" и "Туринг Лайт". Оба заезда изобилуют контактной борьбой. А в "Туринг Лайт" происходят даже перевороты! Очень популярная в "лайте" машина "Фольксваген Поло" немного высоковата и узка. Отсюда неустойчивость. В гонке "Туринг Лайт" многоопытный Сергей Крылов при неудачной попытке обгона наехал на кочку вне трассы и отправил в 1,5 оборота свой "полик". Потом чемпион прошлого года Антон Смекалкин в борьбе с другими гонщиками "разложил" свою машину, перевернув ее раз семь! Заезд закончился победой Владимира Лабазова.
В Кубке "Лада" на каждом круге проходит несколько столкновений! На старте 28 машин - все как только что с конвейера, а финишируют без бамперов, помятые... К примеру, проблемы у Алексея Басова вынуждали его вылетать чуть ли не в каждом повороте. А в одном из виражей он за пределами трассы даже сбил телекамеру, которая вела его в кадре до последнего. Оператор лишь чудом не пострадал. Победителем, стартовав с первой позиции стал Артем Козявин.
***
Сейчас автоспорт в нашей стране на подъеме. И наши пилоты, проходя "закалку" в чемпионате России, все больше и больше "переезжают" на европейские трассы. Можно с большой долей уверенности сказать, что многие гонщики, поднявшиеся сегодня на подиум, вскоре взойдут на пьедесталы почета лучших европейских и мировых автодромов. Растут русские звезды автоспорта!
P.S.: А теперь помечтаем. Представим, что тверские власти найдут миллиончик на развитие автоспорта. Все наши автомобильные фирмы сбросятся понемножку. Трасс в стране всего две - до Москвы ехать три часа, до Питера немножко побольше. И туда и туда съездить - элементарно. Тверская земля всегда славилась автогонщиками - были и чемпионы СССР, и России, есть они и сейчас. В Кубке "Лада" были представлены Калуга, Ульяновск, Самара, Тольятти, Екатеринбург, выступала команда Мосавтотранса, стадиона им. Кирова из Питера... Твери только нет. Может, рискнем?!