В Париж на автомобиле
ПУТЕШЕСТВИЕ
Переплыв из Финляндии в Швецию, мы, конечно, приблизились к Парижу, но не настолько, чтобы расслабиться. График есть график, выбиваться из него нельзя, и пройденные 1853 километра (без учета "круиза" на пароме) - это даже еще не половина пути. Впереди нас ждали Дания, Германия, Голландия, Бельгия и Франция.
Но прежде нужно было пройти Швецию, юг которой только на карте кажется маленьким. Единственное планируемое отклонение от маршрута - Гетеборг. Здесь расположены штаб-квартира и завод Volvo, а еще очень интересный музей, где собраны автомобили, выпускавшиеся славной шведской компанией, от самых первых до современных, и даже концептуальные модели - вот что значит дорожить своей историей! Но работает ли музей Volvo в воскресенье? С этой мыслью мы покидали паром, подаривший нам ночь полноценного отдыха.
Ход с Е3 на Е4
Утром мы без особой суеты погрузили вещи в редакционную "десятку", проверили, не забыли ли что-то, и стали ждать сигнала к десантированию на шведский берег. Вскоре дрожание палубы стало более ощутимым - значит, пришвартовываемся. Через несколько минут в веренице машин, включив, как положено в Скандинавии, ближний свет фар, мы начали съезжать по наклонному трапу на стоянку Viking Line.
В Стокгольме не было никаких проверок документов и таможенных досмотров (вот в чем прелесть выбранного нами маршрута в обход Белоруссии и Польши), и мы, не останавливаясь, продолжили свой путь по улицам шведской столицы, которые удивили нас выступающими над покрытием крышками канализационных люков (словно по родной Белинке в некоторых местах ехали).
Мы спешили на Парижский автосалон, поэтому знакомство с достопримечательностями древнего города оставили на потом, на обратную дорогу. За осенний световой день нам надо было преодолеть расстояние от Стокгольма до Мальме с заездом в Гетеборг, в музей Volvo.
Перво-наперво надо было найти выезд на автомагистраль Е4. Задача осложнялась тем, что "четвертая" пересекает с севера на юг шведскую столицу и по этой дороге можно по-ехать как на север, так и на юг. Нам нужен был юг, но стороны света, к сожалению, на табличках не указываются. Вообще ориентироваться по уличным табличкам - занятие непростое, когда вы не идете пешком, а едете на машине, если этих самых табличек на каждом повороте великое множество и указывают они не конечный пункт вашего путешествия (в нашем случае Мальме, сгодился бы также Гетеборг), а прилегающие к столице населенные пункты. К тому же шведские названия не дублируются английскими, а на местном языке надписи выглядят довольно экзотично. Плюс ко всему у нас была дурацкая российская карта, на которой отрезок Е18 перед шведской столицей почему-то был обозначен как Е3 и этим же номером - другая магистраль, которая оказалась в действительности Е20.
Чтобы нам не было совсем скучно, на одном из перекрестков шведы на табличке перечеркнули Е4 и написали другим цветом какой-то ребус. В общем, впереди нас ждала не автомагистраль, а нечто непонятное. Но все равно благодаря какому-то шестому чувству мы свернули там где надо и, проехав отрезок Е4 южнее столицы, оказались на Е20 (которая, как мы уже говорили, на нашей карте была мифической Е3), выиграв в эту "шахматную партию".
В качестве ориентира выбрали город Седертелье, находящийся на развилке Е20 и Е4, но указатель с этим названием появился лишь через пару десятков километров от столицы. Такое положение вещей далее терпеть было нельзя, и было решено на первой же заправке приобрести нормальную дорожную карту.
На выезде из Стокгольма промелькнули гостиница "Формула-1" (этой сетью одних из самых дешевых мотелей Европы мы часто пользуемся в наших поездках) и целая вереница станций техобслуживания, как бы у нас сказали, "иномарок": Peugeot, Renault, Suzuki... Так что российские путешественники, владельцы импортных авто, имейте в виду, что неполадки, возникшие в машине, лучше всего устранить на выезде из столицы по магистрали Е20/Е4, дальше такого изобилия специализированного сервиса уже не будет.
Выбравшись на оперативный простор, мы с удивлением заметили, что шведы, несмотря на внушительные в их стране штрафы, ездят быстрее, чем это предписано знаками. Да разве можно по такой превосходной дороге, трехполосной в каждом направлении, имеющей статус автомагистрали, ехать со скоростью не больше 90 км/ч? (В черте города скорость на ней вообще ограничена знаками "70 км/ч", а то и вовсе "50 км/ч".) Впрочем, оказалось, этим грешили вечно спешащие, как и во всем мире, столичные жители, а в провинциальной Швеции народ в основном держался в рамках дозволенного, лишь изредка кто-то нарушал скоростной режим.
В отличие от Финляндии, площадки для отдыха на автомагистралях встречались намного чаще. Правда, большие площадки со всеми удобствами видеть приходилось не так уж часто, обычно они довольно маленькие, рассчитанные всего на пару машин. Что касается самих скоростных трасс, то они двух-, трехрядные, с нередкими участками сужения, без щитков, защищающих от света фар встречных автомобилей, что делает эти дороги довольно опасными ночью. Расслабляться на них не стоит и днем: из-за большой вероятности появления диких животных, отрезков настоящих горных дорог и множества ремонтных участков.
Выбери бензин кнопкой
Когда топлива в баке осталось четверть объема, мы решили заправиться (на трех четвертях бака - примерно 30 л - мы прошли по Финляндии 350 км, покатались по Турку и Сток-гольму и проехали еще 120 км по Швеции). Первой нашей шведской заправкой стала АЗС в городке Кунгсор, что на западной оконечности озера Меларен. Как и на многих других шведских заправках, стоимость топлива здесь не была указана на придорожных щитах, видимо, из тактических соображений: заехавшему сюда недосуг будет искать другую АЗС...
На шведских заправках, по крайней мере на которые мы заезжали, одни раздаточные колонки могут отпускать топливо только за наличные (оплата в близлежащем магазинчике), другие - по кредиткам. Надписи только по-шведски, но смысл пиктограмм, то есть рисуночков на колонках, понятен. Не пугайтесь, если увидите, что для "95-го" и "98-го" бензинов один пистолет, надо просто нажать на колонке зеленую кнопку "95" или "98".
Разобравшись с кнопками и заправив под завязку бак нашей "десятки", мы пошли в магазинчик. Спросили, можно ли расплачиваться евро. Оказывается, можно.
Тут уместно небольшое отступление. Швеция, если кто не знает, хоть и входит в Шенгенский союз, но, как и Дания, пока не присоединилась к зоне евро. Поэтому при поездке в эту страну желательно поменять нужную вам сумму в России (или оформить кредитную карточку и тем самым избавиться от лишних хлопот). Почему желательно, но не обязательно? Потому что расплатиться в Швеции можно и евро, по крайней мере нам это удавалось сделать на заправках, в "Макдональдсах" и в сувенирных лавках. Но имейте в виду, что сдачу вам выдадут только в местной валюте, в кронах, а накопившаяся железная мелочь за территорией этой страны сгодится лишь на сувениры - в обменниках и банках меняют лишь банкноты.
Заплатили за бензин, посмотрели журналы и запчасти. Карт на прилавках не было. Пришлось спрашивать дорогу у продавца. Тот отправился в свои закрома и принес карту Швеции. Показал на ней дорогу, а на вопрос, сколько стоит карта, ответил, что это подарок. Так что за границей почаще улыбайтесь, и это вам зачтется.
Заправив автомобиль, мы захотели сами "заправиться", но расположенный рядом с АЗС местный пункт быстрого питания, похожий на "Макдональдс", так и не открылся, хотя по расписанию должен был работать с девяти утра, а наши часы, переведенные на местное время, показывали уже начало десятого. Понятное дело, кому охота в "белой" стране работать по воскресеньям.
Надпись на машине - к неожиданным встречам
Зато в качестве компенсации встретили интересного человека. Подъехал дедушка на Opel Vectra и заговорил с нами... по-русски. Как оказалось, он ингерманландец (шведское название малой народности ижора, родина которых - берега Невы), после войны переселившийся в эти края. Мы представились, а он сказал, что знает, что мы журналисты, ведь прочитал на машине название газеты "Биржа плюс авто", поэтому и подъехал (забегая вперед, скажем, что благодаря хорошо заметной надписи на редакционной "десятке" у нас были встречи с бывшими соотечественниками почти в каждой стране). Русский язык он не забыл, общается с родственниками в Санкт-Петербурге. Мы спросили, как ему Швеция? "Нормально", - был ответ. Вот такая неожиданная встреча. Жаль только, что он наотрез отказался сфотографироваться.
Пожелания друг другу удачи были прерваны ревом мотоциклетных двигателей - на заправку въехали байкеры и устроили здесь гонки. На выезде с территории заправки о наш борт чуть не чиркнул мотоциклом один из таких разгоряченных сорвиголов. Надо же, даже дождь и довольно прохладная погода им не помеха.
Преодолев очень крутой выезд на автостраду и удивившись чувствительным заплаткам на дороге, мы продолжили свой путь. На шведском бензине машина пошла повеселее. Вскоре появились столбики, как в Финляндии, с белыми катафотами. Довольно однообразный придорожный антураж и нудный дождик скрашивало появление постаментов с истребителями. В основном это были шведские SAAB, но среди них почему-то оказался и наш МиГ-21! Интересно, откуда он здесь взялся?
На подступах к Эребру дождь перешел в тропический ливень (внимание: для езды по Скандинавии обязательно купите хорошие стеклоочистители, неплохо иметь и запасной комплект - вас ждут сплошные дожди, а в местных магазинах трудно найти щетки на российский автомобиль). Зимние шины 175/75 R13 Michelin Alpin, которыми перед поездкой оснастила нашу машину компания "МТМ", вели себя на мокром покрытии безукоризненно, без какого-либо намека на аквапланирование. Также отлично они сдавали и "комбинированный тест" - проезд сухих участков под мостами и залитых водой до и после них.
Дорога осложнялась множеством сужений, настоящих горных спусков и подъемов, наличием ремонтных участков (ограничения до 70 км/ч) и бестолковыми указателями. После Эребру неожиданно пропал указатель "Гетеборг", вместо него появился "Мариестад" (если не знать, что он находится на пути к намеченной цели, то это может заставить понервничать), но после одной из развилок он появился вновь.
Несмотря на статус магистрали, Е20 в этих местах не скоростная - разрешенный максимум всего 90 км/ч. Вообще, максимальное скоростное ограничение, которое нам попадалось на шведских дорогах, было 120 км/ч.
Как ни странно, в Швеции, если ты не очень спешишь, такая скорость не раздражает: тебя никто не подгоняет, не под-резает на обгонах, ты не выбиваешься из потока, тут все равны (или почти все). Плюс такой езды и в экономии бензина (а он в Скандинавии дорогой!), в возможности не спеша рассматривать придорожный антураж и даже фотографировать на ходу.
Здесь при разрешенных 90 км/ч ты и едешь с такой средней скоростью, а у нас при той же "максималке" средняя получается в лучшем случае 60-70 км/ч. Этому много причин, одна из них - постоянный обгон верениц фур. В Швеции же водители многих магистральных тягачей, проявляя вежливость, уступают дорогу, прижимаясь и даже заезжая на обочину, давая возможность их обогнать на узких участках, хотя сами идут с максимально разрешенной знаками скоростью 90 км/ч!
Морская душа Гетеборга
Ошибается тот, кто думает, что Швеция - скучная страна, а сами шведы - очень замкнутые люди. Не раз мы убеждались в обратном. Что же касается природы, то есть здесь красоты просто неописуемые, особенно в районе Гетеборга - второго по величине города шведского королевства. В тамошних шхерах множество островов, и если у тебя есть катер или яхта (разве можно обойтись без водного транспорта в крупном портовом городе?), то грех не объехать их один за другим, получив при этом массу незабываемых впечатлений. Но что-то мы размечтались, автомобиль ведь не яхта... Вернемся лучше на улицы Гетеборга.
Город красив и организован так, что портовые сооружения нисколько не портят его облик, а ведь длина причалов достигает здесь 17 километров. Нам нужно именно в "промзону", где и расположен музей Volvo, но и не проехать по старой части города, пусть и вдоль берега реки Етаэльв, что впадает в пролив Каттегат, просто грешно. Места узнаваемые: в 1998 году один из авторов, приглашенный на тест тогдашней мировой премьеры - Volvo S80, уже бродил по здешним улочкам. Однажды, пожертвовав ужином в каком-то экзотическом и потому очень популярном ресторане, он "сбежал" в исторический центр, переправившись туда на небольшом пароме, регулярно курсирующем между берегами Етаэльв. И не пожалел, ведь не хлебом единым сыт человек.
С тех пор мало что изменилось, даже военный корабль стоит все на том же месте. Вот современная архитектурная достопримечательность Гетеборга - "высотка" Utkiken (до небоскреба она все-таки не дотягивает), а проще - башня со смотровой площадкой на крыше, откуда хорошо видны и город, и море. Чуть дальше расположена знаменитая "морская" башня, которую венчает скульптура "Женщина на морском берегу". Это память о моряках, погибших в Первую мировую войну.
Река живет свой жизнью - в обоих направлениях движутся по ней сухогрузы, рыболовные суда, снуют мелкие посудины, а вот и паром, примерно такой же, что и наш "Викинг". Мы приближаемся к одному из двух мостов через эту бурную "артерию". Стокгольмцы завидуют гетеборжцам. Причина ревности кроется не только в красотах природы. Дело в том, что в силу своего "мореходного" характера здешнее население как бы ближе к остальному миру. Фигурально выражаясь, оно "смотрит на Запад". Отсюда - общительность и раскрепощенность. Дух либерализма витает над славным Гетеборгом, таким непохожим на другие шведские города.
Спрятанный музей
Теперь оставалось найти музей Volvo. В большом незнакомом городе это сделать довольно непросто, особенно если не знаешь адреса музея, а только единственную примету, что он находится в промышленной зоне. Но где эта промышленная зона и что ею считать в городе, где несколько грузовых причалов?
Язык, как известно, до Киева доведет, и мы стали расспрашивать горожан. Гетеборжцы оказались на удивление контакт-ными людьми и всячески пытались нам помочь. Но найти музей даже после полученных инструкций было не так-то просто: как оказалось, он находится за городом, на мысу, и чтобы попасть туда, надо проехать по мосту через реку и разобраться в нескольких хитрых дорожных развязках.
Грандиозный мост через фьорд Хэйке и открывающийся с высоты птичьего полета вид на город произвели на нас сильное впечатление, и на обратном пути мы специально еще раз по нему проехали, хотя попасть на автомагистраль можно было и минуя его.
А вот и "промзона", представляющая собой лабиринт из высотных зданий. Здесь мы отыскали щит с ее планом, и вот удача: на нем был обозначен музей. Через пару кварталов увидели выходящую из красного кирпичного здания делегацию вездесущих японцев и поняли, что цель достигнута.
Из расписания работы музея узнали, что в нашем распоряжении меньше часа. Что ж, надо мобилизоваться и быстро отснять экспонаты. Но сделать это сходу не удалось. Милая служащая по имени Аманда задержала нас на некоторое время, стараясь максимально помочь. Она предложила устроить посещение не только музея, но и штаб-квартиры Volvo, но для этого нам надо было остаться до понедельника, что, к сожалению, выбило бы нас из графика поездки. Удивительно, но Аманда отлично говорила по-французски, намного облегчив нам общение и получение справок по музею. Мы-то думали, что шведы кроме родного говорят только на английском.
В музее Volvo мы обнаружили прекрасно отреставрированные экспонаты, среди которых были и редкие серийные модели, и концептуальные разработки (в одном из номеров мы расскажем о них подробно). При этом помещения оказались просторными и хорошо освещенными. А ведь нередко нам в зарубежных поездках встречались музеи со скученными и непродуманно расставленными автомобилями, которые не только сфотографировать, но даже хорошенько рассмотреть было нельзя.
Все хорошее быстро кончается - время, проведенное в замечательном месте, пролетело незаметно. Пора прощаться с Амандой и ее помощником, задержавшими для российских журналистов на некоторое время закрытие музея. Фотографируемся на память у входа (к сожалению, без Аманды, ей по правилам корпоративной этики этого делать нельзя) и после короткого отдыха на берегу моря отправляемся в Мальме.
Шведская "Формула"
Чтобы попасть в этот город, надо выехать на автомагистраль Е6, но при этом не ошибиться: поехать на юг, а не на север - одноименная дорога идет в двух направлениях. Сделать это было непросто. Указатели "Мальме" несколько раз пропадали, что для нас это уже не было новостью: на шведских дорогах нередко исчезает конечное направление, а затем так же неожиданно появляется.
Решив напоследок эту головоломку, мы выехали на живописную дорогу, идущую вдоль пролива Каттегат. И хотя пролива с дороги не было видно, о близком соседстве с морем не давала забывать изменчивая погода с налетающим шквальным ветром и почти тропическим ливнем.
Разрешенная скорость на этой дороге по шведским меркам высокая - 120 км/ч, мы тоже, забыв о режиме экономии, ехали "по максимуму". Вскоре, когда на одометре количество "шведских" километров подобралось к отметке "600", а бензина в баке осталось меньше четверти, решили заправиться. Но, как оказалось, на 280-километровом участке от Гетеборга до Мальме заправки вовсе не на каждом шагу.
Заправились мы уже перед самым Мальме, расплатившись евро и сумев при этом сэкономить 4 евро (спросили девушку-оператора, почему у нее такой высокий курс евро, и она, смутившись от такой наглости, пересчитала нам стоимость заправки).
Конечной целью этого дня было поселение в "Формулу-1", единственный дешевый отель во всей южной Швеции. Отыскав гостиницу, мы начали оплачивать номер в автоматической кассе у входа с помощью кредитной карточки (служащие в таких отелях находятся только в определенные часы, а шведская "Формула" работала вообще в автономном режиме, попасть в нее можно было лишь по коду, который клиент получает при бронировании номера). Как оказалось, не все знают процедуру поселения в гостиницу такого типа: нас попросил помочь попасть в нее товарищ из Африки. Мы с некоторым недоверием посмотрели на его невзрачный прикид и сказали, что для этого нужна кредитка. "О, нет проблем", - сказал он и протянул нам пластиковую карточку. Вот тебе и Черный континент, а у нас многие граждане не только не имеют такого платежного средства, но и в руках его даже не держали...
Перед тем как забросить вещи в номер, посмотрели на одометр. За день по Швеции нами было пройдено 804, 2 км, общий пробег составил 74 084 км - до роковых 75 тысяч оставалось всего ничего.
Стоимость бензина в Швеции (октябрь 2004 г.)
Топливо/Шведские кроны/ЕвроБензин с октановым числом/98/10, 77/1, 20
96/10, 63/1, 18
95/10, 25- 10, 47/1, 14- 1, 17Дизельное/9, 32/1, 03
Расстояния от Стокгольма (Stockholm) до некоторых городов, км
Норрчепинг (Norrkoping)/162
Эребру (Orebro)/191
Йенчепинг (Jonkoping)/323
Гетеборг (Goteborg)/475
Хельсинборг (Helsingborg)/553
Мальме (Malmo)/620
В скобках - шведское написание населенных пунктов.
Стоимость 1-2-3-местного номера в мотеле Formule-1 (октябрь 2004 г.)
Город/Шведские кроны/Евро
Стокгольм (Stockholm)31034, 57
Мальме (Malmo)
Йенчепинг (Jonkoping)29032, 34
Гетеборг (Goteborg)