Шинная рулетка
фото автора
По горному серпантину едет Subaru Impreza. Вдруг автомобиль резко тормозит до полной остановки, потом разгоняется "в пол". После очередной связки поворотов Impreza опять тормозит - водитель открывает дверь и... гладит рукой асфальт. Парень не в себе? Вовсе нет - работа у него такая. Это разведчик, который за три часа до старта первого этапа ралли Монте-Карло проезжает скоростной участок, фиксируя состояние дороги. А в команде в это время ломают голову - какие же все-таки выбрать шины? Зимние или псевдослик? С шипами или без? Побывав в технической зоне Pirelli, я увидел всю гамму шин, которую можно использовать в самом непредсказуемом ралли сезона.
Да, не зря ралли Монте-Карло называют шинной лотереей. Год за годом в интервью после финиша неудачники разводят руками: ошиблись с выбором шин. А призеры, наоборот, торжествуют - угадали с резиной.
Гадать приходится по-любому. Когда на побережье плюс 13, то в горах температура пляшет от плюс 5 до минус 5 - покрытие на скоростных участках ралли Монте-Карло, проложенных по узким горным серпантинам на высоте от 500 до 1700 метров над уровнем моря, крайне нестабильно. На открытых участках - сухой асфальт, в тени - лед. А на обочинах - снег, который предательски тает и смачивает дорогу в самых неподходящих местах.
Помочь командам определиться с выбором шин призван шейк-даун - тестовый участок, на котором в четверг, накануне официального открытия ралли, проводится свободная тренировка. Если на других этапах можно поберечь автомобили, то в Монте-Карло на шейк-даун все выезжают несколько раз. Вернувшихся с трассы пилотов окружают инженеры команд, а за их спинами стоят представители шинных компаний, которые берут на карандаш все замечания по поводу шин.
В этом году, как и в прошлом, шинный пул в ралли разыгрывают две компании - Pirelli и Michelin. Французы пока что удачливее итальянцев - Citroen Xsara прошлогоднего чемпиона Себастьена Лоэба была обута в шины Michelin. В этом году Michelin решил в рекламных целях "сменить вывеску" и продвигает американский бренд BFGoodrich, принадлежащий компании. Но сами раллийные шины от смены вывески мало изменились - на вид тот же Michelin, пусть и переименованный в BFGoodrich.
Впрочем, на покрышки с маркировкой BFGoodrich я мог взирать только издалека. А вот с шинами Pirelli и теми, кто их создает, можно было познакомиться поближе.
- На ралли Монте-Карло мы привозим минимум 110 покрышек для каждого гонщика заводской команды, не считая шин для "частников", - говорит инженер отдела Pirelli Competition Маттео Брага. - Мы предлагаем командам асфальтовые псевдослики четырех типов, отличающиеся составом резины - под разную температуру. Плюс шины для мокрого асфальта. Плюс зимние шины - нешипованные и с шипами. Вылет шипов, то есть высота рабочей части, выступающая из протектора, - 2,5 мм против обычных дорожных шипов с вылетом 1,2 мм...
Интересно, что зимние шипованные покрышки Pirelli в этом году могут иметь три вида ошиповки. Например, есть вариант с асимметричной схемой - с шипами только на внутренних дорожках.
- На участках, где много поворотов и асфальт перемежается льдом, такие шины работают лучше, - поясняет Маттео. - На асфальте, при больших боковых нагрузках лучше работают наружные дорожки из чистой резины. А в скользких поворотах боковые ускорения невелики, и в дело вступают шипы. Конечно, это компромисс. Если на трассе много льда, лучше поставить полностью ошипованные шины. Впрочем, какие покрышки использовать, команды должны были решить еще до старта ралли - по регламенту WRC каждый гонщик может заранее выбрать два типа асфальтовых покрышек и один тип зимних...
В этом году льда было предостаточно. И все же многие пилоты сделали ставку на слики - и ехали по льду медленно. Даже Лоэб, который сперва выбрал зимние шины и сразу же вырвался вперед, на второй секции все-таки предпочел переобуться в слики - и, "поскользнувшись", упал в кювет.
Ничего не поделаешь - это Монте-Карло. Шинная рулетка...
На второй день команды начали сдавать использованные колеса в шиномонтаж
Pirelli - чтобы взамен изношенных покрышек им поставили новые. Интересно, что оборудование спортивного шиномонтажа отличается от стандартного. Во-первых, здесь все на автономном питании. Во-вторых, в спортивные покрышки для машин WRC закладывают кольцо из вспененной резины, которое в случае прокола позволяет продолжать движение с минимальными потерями в скорости. В "младшей" группе N кольца запрещены - там шины обычные.
Интересно, а сколько стоят покрышки для WRC и кто кому платит - спортсмены шинникам или наоборот?
- Наше сотрудничество с ведущими командами WRC (в 2006 году это заводская Subaru и частная Mitsubishi) взаимовыгодно. Мы обкатываем новые материалы и технологии, раллисты работают с настройками и получают шины, наиболее подходящие к автомобилю и дорожным условиям...
Маттео ничего не сказал про рекламную кампанию - а ведь это основная задача, которую решает Pirelli, участвуя в чемпионате мира по рами. Каждый автомобиль, обутый в Pirelli, украшает логотип шинной компании. Он красуется на страницах журналов, мелькает в телерепортажах. Однако в Монте-Карло рекламная кампания больше удалась фирме BFGoodrich (читай, Michelin). На ее шинах выступали все призеры - Гронхольм на Форде, Лоэб на Ситроене и Гардемайстер на Пежо. А пилоты Subaru, Сарразен и Аткинсон заняли пятое и шестое места (более подробный отчет о гонке читайте на стр. 62).
Но итальянцы не унывают - в Pirelli возлагают большие надежды на ралли Швеция. Это единственный снежный этап в сезоне.
- В Швеции разрешено использовать шипы с вылетом до 8 мм, и мы устанавливаем их в шины еще на этапе вулканизации, - говорит Маттео. - То есть покрышка для шведского этапа "варится" уже с шипами...
Насколько хорошо будут "проварены" спортивные шины Pirelli, мы узнаем после финиша ралли Швеция.