ПРАВИЛО ТРЕХ "Д"
Начальник отдела ГИБДД Управления внутренних дел Северного административного округа столицы подполковник милиции Владимир КРАЙНЮК.
За плечами Владимира Крайнюка - два высших учебных заведения (сейчас заочно учится в Академии управления МВД РФ); служба в армии; участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; участие в боевых операциях на территории Чечни, где возглавлял сводный отряд московского ГАИ; и, наконец, более пятнадцати лет службы в Госавтоинспекции, куда пришел по комсомольской путевке с автокомбината. Начинал сержантом с должности инспектора дорожного надзора.
Однажды наши инспектора машину Юрия Никулина остановили... Он тогда часто через наш округ на дачу ездил. Естественно, разговорились накоротке... (Кто же такую возможность пообщаться с любимым артистом и коллекционером анекдотов упустит? ) Полюбопытствовали: как это он за пятьдесят лет за рулем ни разу в ДТП не попадал?
- А я всегда придерживаюсь правила трех "Д", - ответил великий клоун. - Как это расшифровывается? "Дай дорогу дураку..."
Почему я вспомнил про этот случай - да потому, что Юрий Владимирович, возможно, не отдавая себе отчета, назвал одну из самых болевых точек проблемы безопасности дорожного движения. Все чаще, особенно в крупных мегаполисах, причиной ДТП становится хамство и правовой беспредел участников дорожного движения: пешеходы наплевательски относятся к водителям, которые в свою очередь отвечают тем же... Даже в небольших российских городках водители намного бережнее относятся к пешеходам, пропуская их на переходах. Не говоря уже о европейском зарубежье, где "культ пешехода" у автовладельцев прямо-таки в крови.
Поэтому, считаю, сто раз прав был наш министр внутренних дел Рашид Нургалиев, когда на недавней расширенной коллегии министерства в своем докладе (кстати, прочитал я его выступление как раз в "Щите и мече") сказал: "Главной причиной аварий является крайне низкая транспортная дисциплина участников дорожного движения..."
Конечно, согласно требованиям министра мы, сотрудники ГИБДД, будем и неотложные меры принимать по обеспечению выполнения действующих правил, норм и стандартов, и контрольно-надзорную деятельность службы безопасности дорожного движения усиливать... Но развитие такого супергиганта, как наша Москва, ставит все новые и новые (порой неожиданные) задачи. Решить которые одной ГИБДД бывает непросто. Взять Северный округ, на территории которого я родился, живу и несу милицейскую службу. Более миллиона населения. Но прежде всего - это "ворота" столицы. Северный речной порт... Савеловский железнодорожный вокзал... Аэровокзал... Аэропорт Шереметьево... Представляете, каковы и грузо- и пассажиропотоки! Да плюс еще две дороги федерального значения - Ленинградское и Дмитровское шоссе (на нем, кстати сказать, год назад произошло наибольшее число аварий). Неуклонно растет и количество автотранспорта. Сейчас в Москве на сто семей в среднем приходится 35 автомобилей (при 28 - по России). Дорожная же сеть сохранилась в основном на уровне двадцатилетней давности. То же Дмитровское шоссе, например, капитально реконструировалось лишь к Олимпиаде-80.
Отсюда наша задача, тоже одна из основных, - обеспечение пропускной способности дорог. Что предпринимаем? Все горячие точки - точки концентрации ДТП -нам известны. Известна и статистика увеличения потока автотранспорта. И по временам года, и по дням недели, и по времени суток. Конечно же, согласно этим данным определяется и насыщенность наших постов и усиление контроля. Проводится и реконструкция существующих светофорных объектов, устанавливаются новые, изменяется режим их работы с целью оптимизации движения транспорта и пешеходов. Ряд участков подключен к системе телевизионного наблюдения и автоматической системе "Старт" Управления ГИБДД. Не дожидаясь расширения той же "злополучной" Дмитровки, настояли на строительстве разделительного ограждения...
Все это, конечно, приносит свои плоды. Хоть и ненамного, но в прошлом году снизилось и количество ДТП, и количество в них погибших и раненых. В том числе и детей. Значительно больше водителей привлекли к административной ответственности. (За, образно говоря, нарушение все того же никулинского принципа: "Дай дорогу дураку".)
И опять скажу, возвращаясь к теме своего выступления: не все в обеспечении безопасности дорожного движения зависит только от человека в милицейской форме, стоящего на перекрестке с полосатым жезлом. И не всегда те, от кого зависит то или иное решение, оказываются на высоте. Бывает, что спохватываются только тогда, когда случается непоправимое. Москвичи помнят страшную аварию 1994 года, происшедшую на Дмитровском (опять на Дмитровском! ) шоссе: контейнеровоз столкнулся с бензовозом. В итоге загорелся проезжавший мимо троллейбус. Были жертвы. Но ведь и до этого было известно - не должны бензовозы ездить по городу днем. Но вот чтобы принять соответствующие нормативы, понадобилось "дождаться" такой страшной катастрофы. А почему, например, застраивается новый микрорайон, а места для парковки не предусмотрены? У нас в округе, между прочим, самое большое по объему строительство в Москве, снос пятиэтажек... Более шестнадцати крупных строительных площадок. Приходится и настойчивость проявлять, и принимать дополнительные меры, чтобы сохранить проезжие части, обеспечить безопасность движения... Словом, везде глаз да глаз нужен. Ведь строительство сплошь и рядом ведется без учета наших задач и проблем...
Не предусматриваются, скажем, места для парковки частного автотранспорта... Нечто подобное происходит и при открытии новых рынков и других торговых точек (так ведь обойдется дешевле! ). Хотя существуют соответствующие нормативы. В итоге машины оставляются на проезжей части. Отсюда и пробки, и помехи общественному транспорту, и создание аварийных ситуаций.
Кстати, о нормативах и разного рода законодательных актах. Несостыковок в них - непочатый край! Например, введенный административный кодекс в одной главе определяет порядок эвакуации транспортных средств. А в соседней - устанавливает административную ответственность должностных лиц за эту же самую эвакуацию. Не предусматривает новый кодекс и административную ответственность за допущенное ДТП. Получается, случись оно - адекватной оценки последствий нет.
Отменили уголовную ответственность за совершенное ДТП, повлекшее травмы средней тяжести, а вот хотя бы административную ответственность не ввели. То есть, выходит, вообще нет никакой ответственности.
Как прикажете все перечисленные проблемы решать? Усиливать контрольно-надзорную деятельность? Но ведь на каждом углу и перекрестке инспектора не поставишь.