Автополоса. Двигаться будем по новым правилам
12 октября текущего года постановлением Правительства Республики Казахстан, N 1021 были внесены изменения и дополнения в Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения. В адрес "Автополосы" поступают вопросы от наших читателей: что же нового ожидать от дополненных Правил дорожного движения? Сегодня эти изменения и дополнения комментирует начальник департамента дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковник полиции Тусумов Омурзак Толеуович.
- Омурзак Толеуович, с момента вступления в законную силу Правил дорожного движения Республики Казахстан в 1998 году это первое внесение дополнений в действующие ПДД. С чем это связано?
- Внесение изменений и дополнений в Правила дорожного движения и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения обусловлено необходимостью приведения положений названных документов в соответствие с действующим законодательством Республики Казахстан.
Все эти документы действуют с 1998 года и были разработаны на основании международных конвенций ООН о дорожном движении, дорожных знаках и сигналах и дополняющими эти конвенции европейскими соглашениями, принятыми ЕЭК ООН. Поэтому нововведения не являются революционными, а направлены на укрепление дорожной безопасности на современном этапе социально-экономического развития страны, с учетом изменений в законодательстве и научно-технического прогресса.
- В каких же разделах и пунктах Правил дорожного движения введены кардинальные изменения или дополнения?
- Прежде всего они касаются обязанностей водителей, правил применения специальных сигналов, расположения транспортных средств на проезжей части, пользования внешними световыми приборами, а также требований к конструкции и техническому состоянию транспортных средств.
Основное содержание изменений и дополнений заключается в следующем.
В соответствии с новым пунктом 2. 3. 3-1 водитель обязан проходить проверку знаний Правил в случаях, установленных Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Новая редакция пункта 2. 3. 5 уточняет перечень лиц, которым водители обязаны предоставлять транспортное средство. Из этого перечня исключены дружинники и внештатные сотрудники органов внутренних дел и включены работники Службы охраны Президента Республики Казахстан.
Кодексом предусматривается ответственность водителей за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, в тоже время Правилами это требование для водителей не устанавливалось. В этой связи в обязанности водителей включен новый пункт, согласно которому запрещается водителю эксплуатировать транспортное средство в случаях отсутствия государственных регистрационных знаков или их несоответствия регистрационным документам.
- Читая сводки происшествий, часто сталкиваешься с тем, что причиной ДТП становятся нарушения правил обгона, особенно на загородних трассах. Коснулись ли нововведения этой проблемы?
- Новая редакция пункта 9. 11 предписывает вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водителям, для которых установлено ограничение скорости, а также водителям транспортного средства длиной более 7 метров поддерживать между своим и движущимися впереди транспортными средствами такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Данная норма направлена на снижение количества ДТП, сопряженных встречными столкновения при обгоне. Кроме того, она полностью соответствует требованиями Международной конвенции о дорожном движении.
Изменения в пункте 5. 6 уточняют правила проезда через участки улично-дорожной сети, регулируемые светофорными объектами. Теперь водителям запрещается при включении желтого сигнала в случаях, если режим светофорной сигнализации обеспечивает мигание зеленого сигнала непосредственно перед его выключением, дальнейшее движение в этих местах, даже если водитель не может остановить транспортное средство, не прибегая к экстренному торможению. Прежняя формулировка этого пункта позволяла субъективно оценивать возможность экстренного торможения и неоднозначно понималась некоторыми водителями, которые не считали нужным останавливаться перед стоп-линией при включении желтого сигнала. Кроме того, введение этой поправки позволит исключить ряд конфликтных ситуаций при разборе ДТП.
- Омурзак Толеуович, появились ли новые пункты в Правилах дорожного движения?
- Да, в отдельные разделы ПДД были добавлены новые подпункты. Введен новый пункт 2. 7. 6, согласно которому водителям и другим участникам дорожного движения (пассажиры, пешеходы) запрещается выбрасывать на проезжую часть мусор, предметы, создающие опасность для движения. За нарушение указанного пункта Правил к участникам дорожного движения будут применяться меры административной ответственности по ст. 476 КоАП.
Новый пункт 9. 12, которым дополнен раздел 9 Правил, предписывает водителям объезжать справа островки безопасности, тумбы и другие дорожные сооружения на дорогах с двусторонним движением (если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения). Это позволит избежать опасные ситуации, особенно в случаях, когда подобные элементы улично-дорожной сети находятся на пересечении проезжей части.
В целях повышения пропускной способности улиц и уменьшения заторовых ситуаций впредь запрещается остановка транспортных средств ближе 15 метров от края пересекаемой проезжей части, нежели как ранее было - 5 метров.
Для упорядочения применения различными службами специальных сигналов внесены поправки в раздел 6 Правил, согласно которым дополнительно к проблесковому маячку синего цвета могут использоваться маячки красного цвета на транспортных средствах следующих органов: Службы охраны Президента, Комитета национальной безопасности, Военной автомобильной полиции и дорожной полиции при сопровождении ими других транспортных средств. Эта норма направлена на информирование участников дорожного движения о предстоящем сопровождении.
На обеспечение безопасности дорожного движения при выполнении различных работ на дорогах, перевозке автобусами групп детей направлено нововведение в пункте 19. 10 Правил, касающееся применения проблесковых маячков оранжевого или желтого цвета. Отныне на транспортных средствах при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке и транспортировке поврежденных, неисправных и иных транспортных средств должен быть включен проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета.
- Изменения и дополнения внесены и в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения. Расскажите об этом.
- В последние годы идет активная разработка стандартов, устанавливающих требования к транспортным средствам по условиям безопасности движения. При этом учитывается необходимость ориентирования на рекомендации международных организации, накопивших определенный опыт в регламентации мер при активной и пассивной безопасности транспортных средств. Во-первых, в связи с утверждением стандарта Республики Казахстан СТ РК Р51709-2003 взамен ГОСТа СССР 25478-91 в ПДД внесены изменения, устанавливающие современные требования к транспортным средствам. Например, нововведениями запрещено эксплуатировать транспортное средство, если при дорожных испытаниях не соблюдаются новые нормы эффективности торможения рабочей тормозной системой. Усилены требования к шинам, установленным на транспортных средствах. Теперь запрещается эксплуатация автотранспортных средств, если на одну ось автомобиля установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие. Нельзя эксплуатировать автотранспорт, если нарушена герметичность системы вентиляции картера.
- Господин полковник, произошли ли изменения по эксплуатации автомобилей с тонированными стеклами?
- Да, в этом разделе ПДД произошли существенные изменения. Сейчас для сохранения максимального обзора с места водителя (180 градусов) нововведения запрещают эксплуатировать транспорт в случае, если на стекла нанесены покрытия, в том числе прозрачные пленки, только на ветровом и передних боковых стеклах кабины транспортного средства. Вместе с этим Правила разрешают нанесение покрытий на стекла заднего обзора и задних боковых дверей. Допускается применять шторки на окнах автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей. Как и в прежней редакции запрещено устанавливать дополнительные предметы, ограничивающие обзорность с места водителя.
- Безопасность движения на автобусных маршрутах является одной из основных задач дорожных полицейских. Все хорошо знают, какой резонанс вызывает каждая авария с участием автобусов. Произошли ли какие-либо изменения в Правилах, связанные с перевозкой пассажиров?
- Действительно, техническое состояние автобусов, работающих на маршрутах, должно отвечать жестким требованиям стандартов. Согласно новым нормам, нельзя эксплуатировать автобус, если не работают в установленном порядке аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки, аварийные выходы и устройства приведения их в действие, приборы внутреннего освещения салона, привод управления дверями и сигнализация их работы.
- А дорожные знаки претерпели изменения?
- Приложение 1 к Правилам дорожного движения дополнено новыми дорожными знаками - 1. 31. 4 и 1.31. 5 "Направление поворота" , 1. 32. 1 - 1. 32. 3 "Объезд препятствия" , знаком сервиса 6. 13 "Пост транспортного контроля" и 1. 16. 1 "Искусственная неровность". Кстати, последний знак будет устанавливаться перед так называемыми лежачими полицейскими - искусственными преградами для преднамеренного уменьшения скорости движения.
К зиме готовы!
Зима - время специфическое во всех отношениях - и для ухода за автомобилем, и для вождения. Чтобы автомобиль счастливо дожил до лета, нужно вовремя подготовиться к перемене климата. О чем нужно помнить?
1. Переобувайтесь
Выбирая зимние покрышки, учитывайте особенности своих передвижений. Шипованные покрышки дают оптимальную степень сцепления с дорогой только на льду. На снегу или на мокром асфальте шипы проскальзывают. Поэтому для "городской" зимы больше подойдет хорошая нешипованная резина. А вот при частых поездках за город стоит выбрать шины с шипами. Лучшими из зимних считаются покрышки с V-образным рисунком протектора. Установка зимних шин только на ведущие колеса позволяет сэкономить, но существенно увеличивает вероятность заноса. Будьте внимательны - к срыву в занос при торможении на льду может привести износ только внешней или внутренней части покрышки.
2. Берегите аккумулятор
В зимнее время световое оборудование используется постоянно, и аккумулятор не всегда может восполнить расход энергии. Проверьте в мастерской показатель заряженности аккумулятора, почистите клеммы, проверьте, плотно ли сидят на них контакты. Если аккумулятор разборный, посмотрите уровень электролита. Не помешает проверить состояние ремня в приводе генератора: плохое его натяжение ведет к постоянной недозарядке батареи.
3. Заботьтесь о двигателе
Для работы на морозе масла на синтетической основе подходят лучше, чем полусинтетические и минеральные. Облегчается запуск двигателя, снижается расход топлива в режиме прогрева. Перед заменой масла убедитесь, что на свечах нет нагара. Также стоит сменить жидкость для охлаждения двигателя. Тосол, смесь антифриза и воды гарантированно выдерживает минус 20 градусов, не замерзает в холодную погоду, препятствует коррозии системы охлаждения мотора и служит смазкой водяного насоса. Заливать в систему охлаждения обыкновенную воду зимой можно только в экстренных случаях.
4. Обеспечьте обзор
С заменой воды на специальную морозоустойчивую жидкость омывателя стекол стоит поспешить. Когда вода в бачке замерзнет, отогреть патрубки будет сложно. После замены жидкости обязательно промойте стекла - жидкость должна попасть во все патрубки. Замерзшая в патрубках вода не только не даст нормально работать системам, но и может нанести вред деталям. Резинки стеклоочистителей также лучше менять в начале каждой зимы.
Большое внимание зимой следует уделять технике вождения. Тормозите, не выжимая сцепления: сохранив контакт ходовой с двигателем, вы практически исключите блокировку колес, вероятность которой на скользком насте или льду велика. Старайтесь избегать резких ускорений и торможений. Очень полезна практическая отработка торможения двигателем и гашения заносов на льду или укатанном снегу. На перекрестках и крутых поворотах, где снег особенно раскатан:
- снижайте скорость перед проведением маневров;
- увеличивайте и держите дистанцию;
- совершайте обгоны только при наличии широкого "окна" на трассе;
- снижайте скорость и сохраняйте возможность для маневра при виде пешеходов, переходящих дорогу и просто стоящих на скользкой обочине.
Ну а если вы оставляете машину на зиму в гараже, подстрахуйтесь:
- убедитесь в сохранности антикоррозийного покрытия;
- обновите масло в цилиндрах;
- слейте жидкость омывательного бачка или замените на незамерзающую жидкость;
- наполните бензобак - в нем не должно остаться места для конденсата.
Каждые пару недель нелишним было бы проезжать небольшое расстояние - все подвижные детали вашего автомобиля не должны застаиваться. Длительное пребывание в неподвижности ведет к естественному "стеканию" даже вязких смазок. Во влажном воздухе на поверхности деталей могут образоваться микроочаги коррозии, которые впоследствии приводят к разрушению. Если у вас нет возможности выезжать зимой, старайтесь хотя бы просто заводить двигатель примерно раз в две недели.
Удачной зимовки!
Пресс-служба УДП ДВД Жамбылской области
"Технология" безопасного вождения, или Как беречь детей на дороге
(Продолжение. Начало в прошлом выпуске "Автополосы)
Каждый день в Казахстане в среднем регистрируется 8 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. За год - около 300 только погибших детей. Как спасти детей от дорожной смерти, дорожного увечья? Нет на свете водителя, который не хотел бы уберечь ребенка от несчастного случая. Но, к сожалению, далеко не все умеют это делать.
Улицы городов и сел сплошь создают дорожные "ловушки" , моменты ограниченного обзора, поэтому говорить о какой-то "технологии" можно только в отношении проезда зон повышенной опасности (ЗПО), приближения к ним.
В прошлом выпуске "Автополосы" мы рассмотрели такие ЗПО, как остановка общественного транспорта и нерегулируемый пешеходный переход. Продолжаем разговор на эту тему.
Регулируемый перекресток, пешеходный переход
Основная опасность. Ограничение обзора трогающимися автомобилями в начале цикла "зеленого" и проезд "с ходу" других автомобилей.
Меры безопасности. Поскольку "с ходу" опережать трогающиеся автомобили в зоне перехода крайне опасно, лучше притормозите и опережайте тронувшиеся автомобили уже за пределами зоны пешеходного перехода.
Зона действия знака "Дети"
Основная опасность. Внезапное появление детей на проезжей части. В зоне знака "Дети" большая часть водителей применяет совершенно неправильную технологию движения по принципу: "Детей не видно: можно особенно не снижать скорость". Даже если скорость вашего автомобиля 40 км/ч, т. е. меньше допустимой скорости в населенных пунктах, то это не будет оправданием при наезде на ребенка. В зоне школы нужна совершенно иная технология: "Чем хуже обзор, тем меньше скорость". Этот принцип движения в зоне знака "Дети" давно применяется во всех странах развитой автомобилизации! Вот выдержка из комментария к знаку "Дети" из памятки водителю американского штата Нью-Йорк: "Вы возле школы. Снижайте скорость и проезжайте с чрезвычайной осторожностью. Будьте готовы к появлению детей, выбегающих из-за стоящих машин и из других мест". Нетрудно сообразить, какой должна быть скорость автомобиля для того, чтобы уберечь ребенка, выбежавшего из-за стоящего автомобиля.
Меры безопасности. Использовать все технологии безопасности: и "ограниченного обзора" , и "отвлечения внимания" , и "пустынной улицы" , и "середины улицы". Не обгоняйте, не опережайте, по возможности не останавливайте свой транспорт, если он ограничивает обзор. При любых видах ограничения обзора снижайте скорость тем больше, чем хуже обзор. Будьте готовы к торможению.
Внутриквартальный проезд жилых домов
Основная опасность при проезде жилой зоны - как в зоне действия знака "Дети": ждать появления ребенка из-за любого стоящего автомобиля, из-за кустов, домов. В жилой зоне тротуар совмещен с проезжей частью, что осложняет восприятие ребенком непосредственно проезжей части как места движения автотранспорта. Поэтому дети могут появиться на дороге в любой момент. Жилая зона - это "чужая территория" для водителя! Хозяин здесь пешеход, ребенок!
В случае остановки у жилого дома - дополнительная опасность: в начале движения можно не заметить маленьких детей спереди автомобиля, сзади автомобиля. И движение вперед, и особенно движение задним ходом требует от водителя немалых усилий, изобретательности, чтобы гарантировать безопасность детей.
Меры безопасности. Скорость - самая умеренная. Когда трогаешься с места - особая осторожность.
В надежде на безнаказанность
18 ноября примерно в 19. 30 на стационарный пост системы рубеж "Красновский" УДП ДВД ЗКО поступило сообщение от водителя, который ехал со стороны Самары в Уральск, что на 218-м километре трассы Самара - Шымкент недалеко от поста дорожной полиции на проезжей части лежит мужской ботинок и осколки стекла и что, возможно, это дорожно-транспортное происшествие. Сразу же вслед за ним подъехала еще одна автомашина, водитель которой утверждал, что на проезжей части лежит человек.
Информация незамедлительно была передана в дежурную часть управления дорожной полиции. На место происшествия незамедлительно прибыли сотрудники дорожной полиции во главе с заместителем начальника УДП полковником полиции И. Дождиковым.
Мужчина азиатской национальности, примерный возраст 20-25 лет, лежал на проезжей части и не подавал никаких признаков жизни. Судя по одежде, погибший вел бродячий образ жизни.
На месте происшествия были обнаружены битое стекло и стеклоочиститель, однако по этим фрагментам установить марку автомашины было практически невозможно.
Сотрудники дорожной полиции осматривали место происшествия, чтобы найти хоть какую-нибудь зацепку. И вот подполковник полиции Максот Кастуганов примерно в 250-300 метрах от места происшествия обнаружил на обочине дороги фрагмент от передней решетки автомашины. В результате чего в последствии это преступление и было раскрыто. По решетке была установлена марка транспортного средства - Ауди ("сигара"). Сотрудниками дорожной полиции проверялись все владельцы автомашин данной марки по месту жительства.
На следующее утро патрульный экипаж дорожной полиции в составе старшего инспектора дорожной полиции ОБ ДП УДП старшего лейтенанта полиции Бериккали Каженова и инспектора дорожной полиции Ербулата Муканова, обслуживающие данную трассу, сообщили, что в день совершения ДТП они останавливали автомашину Ауди-100 ("сигара"), водитель которой ехал с Уральска до таможенного поста, граничащего с Оренбургской областью. Водитель Ауди-100 был задержан сразу же после поступления информации. Им оказался гражданин Ч. 1978 года рождения, житель Уральска, который пояснил, что возвращаясь домой, совершил наезд на пешехода, появившегося внезапно из темноты. С места происшествия же скрылся, так как очень сильно испугался, а машину спрятал во дворе частного дома у родителей жены.
Материал направлен в следственные органы.
Динара Абдулкаликова,
инспектор ООАипр УДП ДВД ЗКО
Новости
МВД РК с 10 декабря 2005 года первым среди стран СНГ начало выдавать водительские удостоверения нового образца. Это связано, во-первых, с очередной плановой заменой водительских удостоверений, десятилетний срок действия которых истекает в этом году, и, во-вторых, в целях избежания внедрения двух документов, что, безусловно, потребует дополнительного финансирования. Принято решение об объединении водительского удостоверения и талона к водительскому удостоверению в один документ. Стоимость водительского удостоверения нового образца не будет превышать стоимости действующего водительского удостоверения, так как она зафиксирована Налоговым кодексом.
Учитывая устойчивую и повторяющуюся из года в год тенденцию, когда владельцы транспортных средств представляют их на технический осмотр в последние дни установленных для этого сроков, с целью исправления ситуации и создания благоприятных условий для населения приказом от 23 ноября 2005 года N 651 МВД изменило порядок и сроки проведения технического осмотра автотранспорта. Теперь техосмотр будет проводиться в течение всего календарного года, при этом очередные сроки для конкретного транспортного средства будут исчисляться с месяца проведения технического осмотра.
В целях искоренения поборов на дорогах МВД принимаются дальнейшие меры по сокращению постов дорожной полиции системы "Рубеж". Приказом МВД от 24 ноября 2005 года N 652 сокращены посты в Алматинской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях.
За одиннадцать месяцев 2005 года на территории Республики Казахстан зарегистрировано 13 388 дорожно-транспортных происшествий, в которых 3 164 человека погибли и 16 031 получили травмы различной степени тяжести. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество ДТП и число раненых снизилось на 5 процентов и 7, 1 процента соответственно, в то же время число погибших увеличилось на 10, 1 процента.
Еще раз о "красивых номерах"
Недавно довелось наблюдать занятную сцену. На одной из столичных дорог сотрудник дорожной полиции остановил за превышение скорости роскошный белый "Мерседес" , из которого выпорхнула холеная молодая леди в шикарном белоснежном норковом манто. Уж не знаю: шубку она покупала под "Мерседес" или наоборот. Но дело не в этом. Полицейский представился и осведомил даму о допущенном ею нарушении, попросив автолюбительницу предъявить права. Видимо, такая просьба показалась ей столь возмутительной, что, выхватив из сумочки европейского качества документ, она со словами "Завтра сам привезешь" швырнула его к ногам полицейского и, легко запрыгнув в салон своего привилегированного авто, была такова. Заметно расстроившийся полицейский с абсолютно растерянным выражением лица уныло поднял с пыльного асфальта сиятельные права, видимо, размышляя: "На кого же его угораздило напороться?!".
Чем закончилась эта история, неизвестно, но подозреваю, что приказ дамы он все-таки исполнил. А секрет в так называемых "неприкосновенных" номерах. По улицам наших городов лихачат крутые авто с престижными знаками. Думается, что престижность номера прямо пропорциональна социальному статусу владельца машины. Можно сказать, что номерной знак - это лицо автовладельца.
Потому они и позволяют себе устраивать на городских улицах ралли и "подрезать" законопослушных автолюбителей. Все бы ничего, но получить охранную грамоту в виде номера с "красивыми" цифрами значит обеспечить себе полную неприкосновенность на дорогах. Это - панацея от любых проблем с автоинспекторами.
- По закону я, конечно, имею полное право остановить любую машину, - поведал на условиях анонимности сотрудник дорожной полиции. - Но прежде сто раз подумаю. Слишком много может быть потом мороки. Де-юре автомобили с такими номерами не пользуются никакими привилегиями. Де-факто - обладают статусом неприкасаемых.
А добыть заветный номер для своего железного коня, как выяснилось, совсем не трудно. Схема тут, говорят, проста - были бы связи или деньги. Самые дешевые, так называемые "зеркальные номера" , когда одинаковы две крайние цифры, обойдутся примерно в пять-семь тысяч тенге. Обладатель самых "фешенебельных" знаков с двумя нулями, начиная от "001" до "009" , может просто забыть, как выглядит дорожный инспектор. Такие стоят не менее полутора тысяч долларов. На втором месте по престижности и дороговизне стоят номера кратные - "100" , "200" , "300". Три одинаковые цифры - "111" , "222" , "333" и так далее - стоят от 300 до 500 долларов. Причем в этом списке счастливые числа "777" и мистические "666" пользуются наибольшей популярностью. Отдельной статьей по прейскуранту выделены номерные знаки, соответствующие модели машины, - от 500 до 700 долларов. Не дешево, согласитесь, ехать на девяносто девятом авто с номером "099". Особый имидж автомобилю придаст серия, буквы которой одинаковы, - например, "М753МММ". Желание владеть таким знаком также весьма ощутимо ударят по карману. За буковки придется отдать не менее 500 долларов.
Как видим, разнообразие "фасонов" бесконечно. Но главное - такие сочетания букв и цифр инспекторов в буквальном смысле завораживают.
О существовании в природе "блатных" серий номеров знают все. И явление это, вроде бы, не катастрофическое. Если не считать, что игнорирование Правил дорожного движения чревато авариями с человеческими жертвами. По информации департамента дорожной полиции МВД, основная причина роста ДТП на наших дорогах - низкая водительская дисциплина. Превышение скорости, отсутствие прав управлять автомобилем из-за несоответствия категории, нарушение правил маневрирования, обгон и выезд на полосу встречного движения - вот неполный список причин аварий, в которых гибнут или калечатся люди. Кроме того, в таких машинах можно беспрепятственно перевозить любые грузы, в том числе и наркотики. Словом, дорожный беспредел - это уже социальное явление.
И чтобы перебороть его, на мой взгляд, есть только один вариант - легализовать продажу "красивых" номерных знаков. Потому что инспектору дорожной полиции должно быть безразлично, кого он остановил за нарушение Правил дорожного движения - министра или учителя рисования. Видимо, только этот метод способен лишить владельцев этих автомашин пресловутого административного ресурса, который сегодня помогает им избегать ответственности за нарушение.
А пора бы заглянуть в корень проблемы. Ведь именно приватность в распределении таких номерных знаков наделяет владельцев этих автомашин правом сильного. Но должно ли быть это право на автотрассах?
В Министерстве внутренних дел борются с фактами продажи номерных знаков. Престижные серии стали распределяться здесь в порядке очередности, которая отслеживается еженедельно. Однако достаточно выйти на проезжую часть, чтобы убедиться: особо ретивые, не очень чистые на руку сотрудники ведомства и в этой, на первый взгляд, безупречной схеме находят лазейки. И торговля дорожными привилегиями продолжается.
Лаура ТУСУПБЕКОВА
Водитель и пешеход: кто прав?
Очень часто пешеход, переходящий проезжую часть по пешеходному переходу, уверен, что уж здесь-то он на "своей территории" , и нет необходимости смотреть по сторонам, водители обязаны его пропускать несмотря ни на какие обстоятельства.
Действительно, при проезде пешеходного перехода водители должны руководствоваться пунктом 14. 1 Правил дорожного движения, который гласит: "Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть его направления движения по нерегулируемому пешеходному переходу". То есть водитель должен оценивать момент возникновения помехи или опасности, обусловленной возможностью появления на пешеходном переходе пешеходов, и обязан уступить им дорогу при переходе проезжей части его направления движения.
При этом "уступить дорогу" , согласно ПДД, означает для водителей требование, по которому он не должен продолжать движение, если это может вынудить пешехода, имеющего намерение пройти проезжую часть его направления движения, изменить скорость или направление движения.
В то же время пешеходы при переходе проезжей части должны руководствоваться пунктом 3. 5 Правил дорожного движения: "На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен".
Таким образом, согласно этому пункту Правил, пешеходы обязаны принимать все возможные меры предосторожности и не создавать для водителей критических ситуаций, выходя на проезжую часть перед близко движущимся транспортом. Безопасным является такое удаление транспортного средства от перехода, при котором водитель сможет остановить его, не прибегая к экстренному торможению. Если пешеход убедится, что водитель видит его и снижает скорость, то он только в таких случаях вправе выходить на проезжую часть.
Кроме того, пешеход всегда должен помнить, что автомобиль - это техническое устройство, которое подвержено отказам по различным причинам, и водитель в ряде случаев не может его своевременно остановить. К примеру, возможны неожиданные возникновения неисправности тормозной системы. Кроме того, и водитель в силу неожиданных сбоев в психо-физиологическом состоянии может не иметь возможности управлять автомобилем, например, по причине сердечного приступа.
Поэтому о собственной безопасности должен заботиться прежде всего сам пешеход, не ставя свою судьбу и жизнь в зависимость от случайностей. В данном случае в зависимость от автомобиля - источника повышенной опасности и водителя - неизвестной, а потому для пешехода недостаточно предсказуемой личности. То есть пешеход никогда не должен "бросаться" под колеса автомобиля. Также пешеход не должен забывать о том, что автомобиль сразу остановить нельзя. Даже если предположить, что водитель, увидев на дороге пешехода, сразу нажал на тормоза (что практически невозможно, так как время реакции водителя от 1 до 5 секунд), после торможения его автомобиль пройдет значительный отрезок пути. Остановочный путь автомашины "Волга" , идущей со скоростью 60 км/ч, на сухом асфальте составляет более 40 метров. Если в зоне этого участка пути окажется пешеход, то у водителя, естественно, нет практической возможности предотвратить наезд, вот в чем опасность нерасчетливого поведения пешехода на проезжей части.
В целом смысл указанных норм Правил дорожного движения требует взаимной вежливости от водителей и пешеходов, при которой они способны понять друг друга и не вступать в конфликтную ситуацию, а, наоборот, помочь друг другу выйти из нее без потерь.
P. S. С начала года на территории Республики Казахстан с участием пешеходов зарегистрировано 6 421 дорожно-транспортное происшествие, в которых 993 человека погибли и 5 853 получили травмы различной степени тяжести.
пресс-служба ДДП МВД РК