Перейти к основному содержанию

Главная      Прозрачность должна быть во всем!

Прозрачность должна быть во всем!

27 декабря 2004 года депутаты Законодательного собрания Жогорку Кенеша приняли Закон КР "О внесении изменений и дополнений в Кодекс КР об административной ответственности", внесенный на обсуждение депутатом Алымбаем Султановым. Как сообщает пресс-служба ЗС ЖК, этот закон запрещает нанесение тонирующего покрытия на стекла автомобилей в Кыргызстане. За нарушение этого закона установлен штраф в размере от одного до двух минимальных размеров заработной платы с обязательным условием удаления тонирующей пленки, покрытия и т.п. Закон предусматривает круг лиц, которым в целях обеспечения безопасности необходимо разрешить тонировку стекол. Этот документ, предусматривающий нормы административной ответственности за установление тонированных стекол на автомобилях, направлен на устранение проблем обеспечения безопасности дорожного движения и усиление мер по борьбе с преступностью.Не будем спорить с законодателем, тем более что подобные меры приняты уже во многих странах. Подумаем лучше о том, как выходить из этой ситуации с наименьшими потерями.

Плюсы и минусы тонировки

Плюсы тонировки: задерживает часть ультрафиолетового и инфракрасного излучения солнца, что делает поездку в автомобиле более комфортабельной, снижает эффект выгорания обивки салона, несколько замедляет процессы старения пластмассовых деталей салона и приборной доски машины. Так как тонированные стекла поглощают часть энергии солнечных лучей, то в зимнее время, особенно днем, в солнечную погоду стекла салона замерзают и покрываются инеем в меньшей степени, чем обыкновенные. Но не надо обольщаться. Измерения показывают, что пленки, напыления и даже дешевые заводские тонированные стекла задерживают не более 3-5% ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Наибольший эффект дают специальные изотермические стекла, но они очень дорогие и ставятся, соответственно, только в самые дорогие модели автомобилей. Среди достоинств тонировки автолюбители называют некоторый больший запас прочности стекол: в случае попадания камня или удара стекло не сразу осыпается - пленка его удерживает.

Минусы тонировки: для водителя несколько снижается видимость и контрастность дорожной обстановки, что особенно проявляется в сумерках. Со вкусом тонированные стекла украшают автомобиль и жизнь в хорошую солнечную погоду, но в темное да еще дождливое время суток вы будете чувствовать себя в тонированном авто, как в танке, и все маневры, связанные с задним ходом, будут производиться практически "вслепую", что часто "чревато". О том, что задний ход - опасная вещь, часто забывают, как свидетельствует статистика, даже "профи", те же, кому права подарили вместе с иномаркой к совершеннолетию, об этом просто не знают и в 50% случаев "обновляют" свой автомобиль именно при попытке движения задом. В незнакомом месте (особенно в чужих дворах) и в сумерках на пути лихо разворачивающегося задним ходом автомобиля может оказаться только что подъехавший с уже выключенными "габаритками" другой автомобиль, столб для белья, приоткрытый люк, просто яма и даже ребенок.

Как снять тонировку?

Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Попытался я найти хоть какие-то рекомендации на сей счет в Интернете.

Если стекла затонированы не пленкой, а специальным напылением, то это покрытие снять можно без особого труда. Попробуйте сначала на боковом стекле: ацетон, спирт, растворители В-6414/B-6424/B-6434 ACRYLIC LACQUER THINNERS - ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫЙ НИТРОРАСТВОРИТЕЛЬ. Отличное качество - эквивалентное разбавителям акриловых красок основных компаний по производству красок. Растворяет любое базовое, цветовое или прозрачное покрытие из лака. Отлично подходит для растворения всех типов грунта.

Других вариантов нет.

Самое главное: ПРИ СНЯТИИ тонировки с заднего стекла БЕРЕГИТЕ НИТИ ОБОГРЕВА.

Если же стекла оклеены специальной солнцезащитной пленкой, то снять последнюю бывает весьма проблематично. Автолюбители в России недобрыми словами поминают и тех, кто издал запрет на тонировку, и тех, кто тонировал стекла. Удалить пленку можно, но на стекле остается тонкий слой клеевой основы, которая не удаляется обычным механическим способом. Попытки ее просто соскоблить кончаются дефектами самого стекла, так что делать этого не стоит. Растворители красок ее не берут, бензин тоже, спирт малоэффективен. Небольшие участки этой клеевой основы я убирал ацетоном, но нужно быть очень осторожным и работать в маске - угореть можно в два счета.

Что предписывает ГОСТ

У нас в Кыргызстане действует тот же стандарт, что и в России - ГОСТ 5727 "Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия". Но в РФ принято дополнительно и постановление Госстандарта N 363 от 1 июля 1999 года, которое вносит в существующий ГОСТ ряд изменений; дополняет и изменяет его по ряду позиций и допускает тонировку стекол легковых (и иных типов) автомобилей в следующих пределах: лобовое стекло - не более 25%, стекол передних дверей - не более 30%, остальные стекла - не более 40%. Это предельные цифры, означающие процент поглощения стеклом светового потока. Иначе говоря, лобовое стекло должно иметь светопропускание не менее 75%, передние боковые - не менее 70%, прочие - не менее 60%. Кстати, даже новое лобовое стекло автомобиля триплекс поглощает 15-20% светового потока, а старое, потертое щетками и дорожной пылью, - свыше 20%, т.е. оно практически не имеет запаса по тонировке. Внимание! В соответствии с вышеупомянутыми документами в России допускается иметь полностью затемненное заднее стекло при том условии, что автомобиль или иное автотранспортное средство оборудовано зеркалами заднего вида с обоих бортов (как справа, так и слева).

Еще есть время

За разъяснениями мы обратились к заместителю начальника УГАИ МВД КР Леониду Поляку.

- Леонид Борисович, автолюбители уже жалуются, что сотрудники ГАИ начинают предъявлять требования по тонировке автомобилей.

- Эти требования абсолютно незаконны. Если вас остановили сотрудники ГАИ и начинают предъявлять претензии относительно тонировки стекол, вы можете эти действия обжаловать. Новые требования вступят в силу с 1 июля 2005 года. Пока еще идет процесс согласования и утверждения всего пакета нормативных документов, которые будут регламентировать тонировку. В принципе мы будем пользоваться некогда общесоюзным ГОСТом N 5727-88. Поэтому ничего нового в требованиях нет. Это делается прежде всего в целях безопасности самих водителей и третьих лиц, потому как чрезмерная тонировка создает предпосылки для дорожно-транспортных происшествий. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и антитеррористическую направленность предлагаемых мер. Мы давно выступали с этой инициативой, поэтому ничего неожиданного для автолюбителей в этом "нововведении" нет. У автовладельцев есть время для того, чтобы привести свои авто в надлежащий вид.

- А как будет автомобиль проверяться на это соответствие?

- Во время прохождения технического осмотра, на стационарных постах. Для этих целей мы приобретаем специальные приборы "Блик" и "Таумер". Каждый автовладелец может получить подробную информацию на сей счет в пунктах прохождения ТО.

Нужен стимул!

В Набережных Челнах и одновременно в Казани ГИБДД провели акцию "Сними тонировку сам". На пересечении главных городских магистралей милиционеры останавливали автомобили с тонированными стеклами и проверяли на соответствие ГОСТу. В случае отклонений от нормы водителю самому предлагали снять тонировку. При этом его не только не штрафовали за нарушение, а, наоборот, вручали подарок от ГИБДД - футболку с логотипом дорожной инспекции.

А как у них?

Раз своего опыта борьбы с нарушителями "прозрачности авто" у нас нет, обратимся к российскому.

Для проверки светопропускания сотрудники ГИБДД РФ в основном используют портативный прибор "Блик", который подключается к прикуривателю и (по инструкции) дает точные показания при напряжении питания 12 вольт (плюс-минус 0, 5 В.) Но любой автолюбитель ведь может отказать инспектору в разрешении подключить прибор к вашему аккумулятору, сославшись на его плохое состояние. Да и прикуриватель может не работать или его вообще может не быть. Прибор показывает на табло не процент тонировки, а количество прошедшего через стекло светового потока. Например, если он показал "70", это значит, что через стекло прошло 70% светового потока, а тонировка составляет 100 - 70 = 30% - допустимо по ГОСТу. Запрещено пользоваться прибором в дождь и при температуре воздуха ниже -10оС. Измерять прибором можно в любое время суток, при любой освещенности в месте измерения. Гаишник не обязан иметь при себе сертификат на прибор, а вот сам прибор должен быть опломбирован, и на нем наклеена бирка с указанием очередного срока поверки. Если пломб нет либо они повреждены или же просрочен срок очередной поверки, можно опротестовать результаты измерений. Если, не имея прибора, инспектор заявляет, что тонировка вашего автомобиля не соответствует ГОСТу, можете показать ему, только вежливо, фигуру из трех пальцев.

Кстати, по российскому Закону "О защите прав потребителей..." каждый автолюбитель может обратиться в фирму, которая сделала тонировку, с требованием привести ее в состояние, требуемое ГОСТом, и сделать они это должны за свой счет. Иначе через суд можно требовать возмещения всех убытков (штрафа, судебных расходов, морального ущерба и т.д.). Фирмы, делающие тонировку тем или иным способом (полная замена стекол, напыление, наклейка пленки), должны иметь лицензию на выполнение данного вида работ и по ее окончании выдавать на руки сертификат о том, что тонировка сделана в соответствии с ГОСТом. Этот документ может служить основанием для оспаривания любых придирок гаишников. Еще раз напомним, что таковы правила в России. Для наших автолюбителей, многие из которых летом поедут к друзьям или родственникам в эту страну, знать все это будет нелишним.