ГРЯДУТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Для этого предпринимаются конкретные меры
ЛЕНА
Как это ни странно, несмотря на всю очевидность пользы хождения пешком, большинство из нас предпочитает не изнурять себя долгими прогулками, и потому прибегают к услугам транспорта. Люди победнее выбирают общественный транспорт, благо автобусов и маршрутных такси в нашей столице имеется предостаточно. Те же, чей доход несколько выше среднестатистического заработка обычных смертных, предпочитают приобретать свой собственный автомобиль, который является комфортным, хотя и достаточно дорогим средством передвижения.
Согласно официальным данным, за последние 3 года автомобильный парк столицы расширился на 30%. По информации из Главного управления дорожной полиции, в Азербайджане насчитывается порядка 560 тысяч автомобилей. Понятно, что такое количество машин не может не создавать проблем на дорогах.
Многие специалисты считают важным обеспечение безопасности пассажироперевозок. Так, в Баку число малолитражных автобусов больше, чем нужно, что создает напряженность на дорогах.
По словам заместителя начальника Управления Государственной дорожной полиции города Баку Гейдара Ибрагимова, повышенная плотность движения транспортных средств сопровождается возникновением пробок, для устранения которых планируется строительство окрестных дорог. По словам нашего собеседника, на строительство этих дорог при первичном проектировании было намечено потратить 45 миллионов долларов. Так как, по словам Г. Ибрагимова, "на проведение одного километра четырехполосной дороги требуется примерно один миллион долларов".
Сказав о том, что большая часть пробок возникает в районе станции метро "Азизбекова", на пересечении улиц Зии Буниятова и проспекта Азадлыг, на Тбилисском проспекте и в других местах, Г. Ибрагимов отметил, что для частичного решения проблемы предусмотрено строительство дополнительных дорожных переходов. "В настоящее время пробки образуются, в основном, на 35 перекрестках столицы, и на каждом таком перекрестке организованы контрольные посты. В часы пик сотрудники дорожной полиции увеличивают контроль за этими территориями. Сегодня в городе самая большая плотность транспорта наблюдается на улице Рашида Бейбутова. В часы пик по этой улице движется 3 000-3 500 автомобилей в час. По улице 28 Мая, пересекающей улицу Р. Бейбутова, в часы пик проезжает почти столько же автомобилей", - говорит Г. Ибрагимов.
Специалист рассказал о том, что одной из основных причин возникновения пробок является также ведение строительных работ на месте автостоянок. Сообщив о том, что за последний год на месте 27 автостоянок были построены высотные здания. Заместитель начальника управления ГДП Баку отметил, что машины, которые ранее останавливались на этих стоянках, сейчас паркуют на обочине дороги.
Приведя статистику, Г. Ибрагимов сообщил, что за первые четыре месяца текущего года в столице зарегистрировано 437 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погиб 101 и ранено 490 человек. По его словам, по сравнению с тем же периодом прошлого года количество ДТП увеличилось на 57%, погибших - на 40%, пострадавших - на 63%.
Основной причиной ДТП является передвижение автомобилей с повышенной скоростью. "Ежегодно в мире в результате ДТП погибает более 1 миллиона человек. Сегодня каждый из 7 тысяч населения мира погибает в результате ДТП. В России этот показатель составляет 1 из каждых 5 тысяч, а в Азербайджане - 1 из 7 тысяч. В странах, в которых не происходят войны, люди, в основном, погибают в результате ДТП. В этом году в 60% случаях пешеходы были сбиты автомобилями. Для предотвращения этого население должно пользоваться подземными переходами.
Несмотря на то, что в Баку имеется 10 подземных переходов, некоторые из них используются как торговые центры. Мы обращались в исполнительную власть столицы для того, чтобы в подземных переходах были созданы нормальные условия. Но меры были приняты только по нескольким нашим обращениям. Например, сегодня ввиду того, что в подземном переходе на площади Физули расположен торговый центр, им никто не пользуется", - заявил Г. Ибрагимов.
Выразив свое отношение по поводу недовольства в связи с увеличением численности сотрудников ГУДП, Г. Ибрагимов отметил, что этот вопрос регулируется в соответствии с законом: "Сегодня в Азербайджане на каждые 300 единиц транспортных средств предусмотрен 1 инспектор". По словам специалиста, в соответствии с количеством автомобилей в городе сегодня должно быть более 700 сотрудников дорожной полиции: "У нас же не хватает сотрудников. Сегодня численность дорожных полицейских удовлетворяет лишь 60% предусмотренного. А в Москве за передвижением трех миллионов автомобилей следят 10 тысяч сотрудников дорожной полиции. Причиной того, что численность полицейских кажется большой, является узость бакинских улиц. Так, общая протяженность улиц Баку составляет 2013 км" ("АПА").
Еще одной проблемой является тот факт, что нарушение правил парковки приобрело в Баку массовый характер. Именно в связи с этим в первом полугодии в столице было установлено 160 запрещающих парковку автомобильного транспорта дорожных знаков. По словам начальника отдела агитации безопасности дорожного движения Главного управления дорожной полиции Арастуна Меджидова, эти меры были приняты в рамках исполнения постановления Кабинета министров "О мерах по упорядочению дорожного движения в городе Баку и ликвидации пробок на автодорогах". Данное постановление было принято в феврале 2005 года. Наш собеседник отметил, что только в центре города установлено 60 дорожных знаков.
Он отметил, что особая необходимость в них существует в таких районах, как Сабаильский, Насиминский и другие. Запрещающие дорожные знаки установлены в местах наиболее интенсивного движения автотранспорта - на проспектах Азадлыг, Р. Бейбутова, Тбилисском, З. Буниятова, улицах К. Караева, З. Ахмедбекова, Дж. Джаббарлы, Г. Алиева, С. Вургуна, Бакиханова, Истиглалийат, Шейха Шамиля, Г. Гаджиева, А. Алиева, К. Рагимова и Тебриз. После установления дорожных знаков к административной ответственности были привлечены более 1 000 водителей транспортных средств, нарушивших правила дорожного движения.
Известно, что знаки должны быть видны с расстояния 100 метров и установлены на высоте от 2 до 4 метров. В Баку более 16 тысяч дорожных знаков, и их приходится часто менять. В настоящее время Главное управление дорожной полиции разрабатывает совместный с Министерством транспорта план по налаживанию производства дорожных знаков в Азербайджане ("Туран").
Как рассказал А. Меджидов, для улучшения дорожного движения в Баку на 70 перекрестках были установлены 255 светофоров французского производства. Он отметил, что светофоры будут установлены на 103 столичных перекрестках.
По словам нашего собеседника, новые светофоры будут управляться из единого Центра автоматического управления дорожным движением транспорта.
Также отметим, что, согласно информации из ГУДП, на кругах близ станций метро Азизбекова и 20 Января и еще на шести транспортных узлах будет создана возможность отслеживать движение посредством видеокамер. До 2008 года в Гяндже, Сумгайыте, Баку и других городах предполагается применение аналогичной системы на 220-ти перекрестках.