Перейти к основному содержанию

Главная      ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ - БЛАГО ИЛИ ПОМЕХА?

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ - БЛАГО ИЛИ ПОМЕХА?

Дорожные знаки, как известно, призваны помогать водителям и пешеходам правильно понимать дорожную ситуацию. Если первые, то есть водители, при получении прав на управление автомобилем те самые знаки хотя бы изучают, то пешеходы обладают знаниями на уровне школы. Нет, речь сегодня пойдет не об обучении, а о тех самых дорожных знаках, мешающих нам правильно понимать ту самую дорожную ситуацию.

По ходу рассказа я буду ссылаться на примеры из своей практики. Итак, поехали.

ЗОНА ДЕЙСТВИЯ - КАК ЕЕ ПОНИМАТЬ

Давайте для начала обратимся к закону, то есть к Правилам дорожного движения, в которых сказано, что зона действия многих запрещающих знаков распространяется до ближайшего перекрестка либо, при наличии таблички "зона действия", на расстояние, на ней указанное. Вот в этом-то порой и прячется подвох.

Думаю, что многие из вас наблюдали такую картину, когда под знаком ограничения скорости 40 км/час висит табличка, условно говоря, с расстоянием работы этого знака в 2 км. Ближайший же перекресток находится в пределах 200-300 метров, а патрульный автомобиль ГАИ - через километр. Что делает среднестатистический водитель? Естественно, увидев такую картину, сбрасывает скорость до значимой на знаке и проезжает мимо инспектора. Знающий правила движения водитель поступает несколько иначе. Проехав перекресток, который отменяет ограничение скорости, разгоняет машину до разрешимой, т.е. в городе 60, за городом - 90.

Инспектора ГАИ на такую выходку реагируют по-своему. Останавливают автомобиль и предъявляют на радаре показанную скорость. На все увещевания, что зона действия уже закончилась, что выехал с перекрестка и | знака не видел, внимания не обращают. Инспектор указывает на то, что под знаком висит табличка в 2 км, вот на нее-то и надо ориентироваться. Я однажды был потрясен ответом остановившего меня в такой ситуации гаишника. Он вполне серьезно привел такой довод, что люди, т.е. водители про этот знак знают и едут со скоростью, на нем указанной. Скажу, что это не больше и не меньше как произвол.

Злополучная табличка "зона действия" может не увеличивать, а только уменьшать ту самую зону действия. Так что если увидите такое несоответствие, и вас наказали за это, то любой суд вас оправдает без особых проблем. Хочу заметить по этому поводу одну закономерность. Среднестатистическому водителю проще заплатить штраф, чем доказывать свою невиновность. Таких ситуаций на дорогах ежедневно возникает масса, и не только со знаком "ограничение скорости", но и с обгоном и т.д., а давших отпор - единицы.

"КИРПИЧ". КАК ПОД НЕГО НЕ ПОПАСТЬ

Что касается знака "въезд запрещен", то и с ним тоже случаются нестыковки. Как известно, под этот знак может двигаться только общественный транспорт. Мы же с вами зачастую его действие просто игнорируем. Есть такая улица Дзержинского, так вот на ней можно наблюдать такую картину, когда с ул. 9-е Января автомобили, не обращая внимания на тот самый "кирпич", двигаются под него.

Давайте попробуем разобраться в ситуации: когда же этот знак выставляется? В большинстве случаев он означает, что на этом участке дороги одностороннее движение.И те "умники", едущие под этот знак, двигаются, что получается, по встречной полосе. А это уже более чем серьезно.

И еще про "кирпич". Нормальные дорожные знаки выставляет соответствующая служба, это вам наверняка известно. Но встречаются и так называемые "местечковые знаки", - это когда предприятие пытается ограничить движение возле своей конторы или офиса, причем знак для этого используют непонятно какой.

Я стал свидетелем одной небезынтересной ситуации. При въезде в один санаторий выставлен знак, отдаленно напоминающий "въезд запрещен", то есть "кирпич" на нем нарисован, вот только красного цвета на белом фоне (по правилам должно быть наоборот - красный фон и белый кирпич). Въехав на территорию, я был остановлен сотрудниками ГАИ, которые, по всей видимости, устроили здесь засаду. На вопрос, видел ли я знак, запрещающий въезд, я ответил отрицательно, сославшись на то, что такого знака, что нарисован на воротах, в Правилах дорожного движения нет. Ответ инспектора меня просто потряс. Он-де не виноват в том, что этот знак покрашен не так. Увы, такое тоже встречается.

ВОСЬМИУГОЛЬНЫЙ ЗНАК ПРИОРИТЕТА

Да, действительно, знак "движение без остановки запрещено" - один из немногих, имеющих оригинальную конфигурацию. Продиктована сия форма жизнью, дабы его можно было узнать, даже если он залеплен снегом. Но зачастую мы с вами исполняем требования этого знака неправильно. Я был свидетелем одного забавного эксперимента. Такой знак выставлен на выезде с центральной улицы села Завьялово в сторону города. Согласно ПДД, останавливать свой транспорт, дабы уступить дорогу коллегам, надо перед краем проезжей части. Что же было на самом деле? Мало кто из водителей выполнял требования этого дорожного знака. Когда же в зоне видимости остановился автомобиль ГАИ, водители стали на редкость дисциплинированными, вставали прямо перед знаком, забывая про те же правила. Напомню еще раз, останавливаться надо не перед знаком, а перед проезжей частью дороги. Надо еще заметить, что зачастую знак "движение без остановки запрещено" гаишники выставляют на стационарных постах ГИБДД. Увы, друзья мои. Это не совсем законно, то есть совсем не законно. И если вы по какой-то причине не остановили свой автомобиль, то наказать вас за это "нарушение" права не имеют. Ну, а уж если такое случилось, то любой суд на вашей стороне, потому как ПДД надо понимать буквально.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

В заключение могу сказать одно. Правила дорожного движения, как известно, закон. Нарушать их - значит, не дружить с тем самым законом. Но если вы видите полное несоответствие знаков на дороге либо в конфликте с инспектором ГАИ понимаете, что он далек от знаний правил, то закон всегда на вашей стороне.